Main Menu

Кому выгодно замедление вопроса с Кумтором?

В первую очередь это чревато сокращением денежных потоков в бюджет (до полного их прекращения), во вторую -вероятной остановкой золоторудного предприятия «Кумтор» уже с 2014 года. Что это означает для страны — не знать и не понимать этого депутаты парламента Кыргызстана не могут, поскольку они в большинстве своем юристы и экономисты, а кроме того, люди, призванные  народом создавать и выполнять законы.

В пятницу в ОАО «Кыргызалтын» прошла внеплановая пресс-конференция, поводом для которой послужили очень серьезные события в Жогорку Кенеше, случившиеся накануне. Депутаты выслушали отчет премьера Жанторо Сатыбалдиева об итогах переговоров с компанией «Центерра голд», активно дискутировали и выразили сомнение в компетентности, объективности и неангажированности как «Кыргызалтына», так и экспертов  консалтинговых компаний мирового уровня, проводивших по заказу кыргызстанского правительства  юридический, финансовый, экологический анализ работы Кумтора. К сожалению, выслушать ответное мнение экспертов депутаты не успели (или не захотели). Целью пресс-конференции была попытка еще раз (который уже!) донести до общественности страны, инвесторов мнение иностранных консультантов, проводивших  три вида аудита. Зам. председателя правления «Кыргызалтына» Кылычбек Шакиров, главный юрист  английской компании DLAPiperUKLLP Мэтью Сандерс и директор по корпоративному управлению канадской  компании Pricewaterhouse Coopers Стив Малоуни рассказали о том, что им не дали прояснить накануне. Для этого они даже отложили вылет на родину.

Переговоры сторон шли более полугода, каждая обосновывала свои требования и претензии. В результате после многочисленных дискуссий удалось вроде бы решить вопрос в конструктивном ключе.  Напомним, что переговоры проходили под председательством премьер-министра Ж. Сатыбалдиева, стоящего во главе созданного консультативного совета, в состав которого вошли  первый вице-премьер, глава аппарата правительства, министры финансов, экономики, иностранных дел, энергетики и промышленности, юстиции, а также три главы профильных госагентств — по геологии, охране окружающей среды, по экологической и технической безопасности и эксперты НАН КР.                                                                                                                                     Было решено нанять консалтинговые компании с мировым авторитетом:  по юридическим вопросам — английскую DLAPiperUKLLP, по финансовым —  канадскую Pricewaterhouse Coopers, по экологическим — английскую AMECEarth & Environmental UKLtd. С ними бок о бок работали специалисты трех госагентств и независимые эксперты из НАН КР.

Законы надо выполнять

М. Сандерс напомнил, что юридическая, финансовая, экологическая и инженерная оценка кумторовского предприятия — серьезная работа  экспертов трех  мировых компаний. Он повторил, какие три основные проблемы, возникшие между  компанией «Центерра» и Кыргызстаном в результате предыдущих соглашений, предстояло решить на этот раз. Во-первых,  ранее денежные поступления были низкими, во-вторых, со стороны Кыргызстана не было надлежащего надзора, контроля и влияния, в-третьих, постоянный процесс реорганизации соглашений, споры и разногласия не послужили росту рейтинга Кыргызстана в глазах мирового сообщества.    «К какому заключению мы пришли? — говорит М. Сандерс. — Какие бы изменения мы ни внесли,  они должны привести в первую очередь к росту денежных потоков в страну, повышению контроля над деятельностью месторождения. Новые договоренности приведут к росту прибыльности и эффективности на  Кумторе, повысится и  степень защиты окружающей среды. Кроме того, крайне важно обеспечить привлечение иностранных инвестиций не только в горнорудную промышленность. Заключение, к которому пришли все эксперты — как зарубежные, так и местные, касается не только  узких направлений, а всей деятельности Кумтора. Мы изучили аспекты соглашения 2003 года, изменения 2006-2007 годов, 2009-го. В  парламенте мы хотели рассказать депутатам, какие реалии законодательства необходимо учитывать. Есть целый ряд соглашений, подписанных правительством Кыргызстана, «Кыргызалтыном» и компанией «Центерра». Мы должны помнить, что они существуют и действуют — это утвержденные законом документы, они подписаны, и их признавать  необходимо. В частности, в соглашение  2009-го включена договоренность еще 1992 года  о передаче месторождения в концессию на 50 лет  компаниям «Камеко» и «Центерра». Кроме того, еще в     90-е годы Кыргызстан вступил в международные договоры о защите иностранных инвесторов, эти договоры существуют, и признавать их также необходимо. Следует не забывать и о том, что Кыргызстан в определенный момент продал часть своих акций в компании «Центерра» и его доля уменьшилась».

Юрист также вполне справедливо напомнил, что «Центерра» является публичной канадской компанией, и какая бы реструктуризация ни происходила, она должна совершаться в рамках канадского законодательства. Это означает, что изменения должны одобрить акционеры компании «Центерра».

«Проведены экономическая, экологическая, юридическая, инжиниринговая экспертизы работы рудника, сделана всесторонняя оценка. Этого не было сделано ни в 2003-м, ни в 2009 годах. Мы обеспечивали с помощью «Кыргызалтына» полную прозрачность, открытость проведения  переговоров. А это означает соответственно и честность — мы объясняли народу Кыргызстана всю правду, включая и моменты, которые кому-то могут не понравиться и непопулярны. И мы все эти изменения разъясняем, обосновывая что и почему», — подчеркивает М. Сандерс.

Эксперты отрицают ангажированность

Меморандум о взаимопонимании в вопросе Кумтора — это хороший стартовый документ, точка отчета, фундамент, на котором будет строиться дальнейший переговорный процесс, когда все аспекты рассмотрят подетально, справедливо замечает авторитетный юрист английской компании, отметая безосновательные обвинения депутатов, что этот документ подготовлен компанией «Центерра»: «Меморандум подготовила моя  консультационная фирма, и «Кыргызалтын», действующий в интересах народа Кыргызстана, с ним согласился».

Каковы преимущества новой реструктуризации, уже говорилось ранее. Но не будет лишним и напомнить. Во-первых, заметно вырастут денежные потоки. По расчетам компании Pricewaterhouse Coopers, они увеличатся на 84%. Обязательно изменятся правила и  в части экологических требований, рекомендованные компанией AMEC. Доля Кыргызстана и Канады в совместном предприятии будет равной — 50:50. Это  нормальная практика, принятая в мире, открытая и прозрачная. «Такой порядок приведет не только к прозрачности, но и к стабильности. По нашим  оценкам, ситуация изменится к лучшему для обеих сторон, а кроме того,  станет хорошей платформой для роста инвестиций».

Консультанты наглядно пояснили, что будет, если процесс переговоров затянется, — откладывание реструктуризации приведет к потере денежных потоков, страна потеряет много средств, что повлияет на ВВП, а значит, и социальные программы в первую очередь.

Что касается обвинения депутатов в адрес компании Pricewaterhouse Coopers, которая якобы действует в интересах «Центерры» и создает конфликт интересов, М. Сандерс развеял эти домыслы: «Эта компания никак не связана с «Центеррой», и тут нет никакого конфликта интересов. Я  присутствовал на всех встречах и могу сказать:  эта компания  всегда, на всех этапах переговоров очень сильно защищала интересы «Кыргызалтына».

По словам директора по корпоративному управлению Pricewaterhouse Стива Малоуни, краткий обзор последствий этой реструктуризации показывает:  в соответствии с новым договором на основе  меморандума Кыргызстан за весь период работы до 2026 года получит на 84% больше доходов, чем сейчас. Повышение доходов произойдет как по текущим условиям, так и по будущим (с учетом роста цены на золото). Откладывание же решения вопроса с реструктуризацией приведет к существенному недопоступлению в бюджет. Сейчас по реструктуризации, согласно меморандуму,  ежеквартально доходы страны от разработки месторождения будут расти на 18 млн. долларов.  «Мы надеемся, что в ближайшие месяцы договор будет разработан», — говорит С. Малоуни.

Мы тоже патриоты и действовали в интересах страны

Заместитель  председателя правления ОАО «Кыргызалтын»  по экономике и финансам  Кылычбек Шакиров, как непосредственный участник происходящего, категорически отрицает, что   проект нового соглашения в чем-то ущемляет интересы Кыргызстана. Как финансист «новой волны», человек, получивший качественное западное образование и прекрасно ориентирующийся в перипетиях международной юриспруденции, включая ее жесткие санкции за нарушение условий договоров и законов, К. Шакиров подчеркивает: «Меморандум готовили 40 человек, и все мы  действовали в интересах Кыргызстана, поставленных во главу угла. Ни один участник переговоров не преследовал личные интересы. С учетом существования в стране элемента недоверия  был подписан меморандум, который не  носит юридического характера. Привлекая  аудиторские компании мирового уровня (Pricewaterhouse входит в четверку лучших мировых финансовых консультантов, юридическая фирма DLAPiper стала лучшей в мире по итогам рейтинга 2012 года, а  экологический консультант AMEC — лучшая компания в сфере экологии и инженерных работ), мы старались донести всю информацию до народа через СМИ. Я гражданин Кыргызстана, у нас парламентская республика, и, если депутаты примут решение не поддерживать данный меморандум, я подчинюсь, как доверенное лицо «Кыргызалтына». Но надо смотреть правде в глаза: эта договоренность  выгодна стране. Доля Кыргызстана выросла с 33 до  50%, этот процент рассчитывался по денежным потокам — разве это не выгодно для страны? Почему депутаты выступают против? Меморандум показывает две стороны процесса:  макроуровень, на котором наша сторона выигрывает в степени контроля (который будет осуществляться не из Торонто, а из Бишкека), в росте денежных потоков и в повышении экологичности предприятия, и микроуровень. Также мы сумели показать мировому сообществу, что Кыргызстан работает в правовом  русле, что  у нас нет рейдерства и мы цивилизованная страна, а это играет на пользу укреплению инвестклимата».

Также руководитель «Кыргызалтына» по финансовым вопросам подчеркивает: «Будущее всегда неизвестно, и риски вероятны. Но статистика прошлого показывает: «Кумтор» — прибыльная компания. В 2008 г. его прибыль составила 100 млн. долларов, в 2009-м —  130, в 2010-м — 330, в 2011-м — 460, в 2012-м — в связи с сокращением добычи золота —   прибыли не было».

Откуда такой весомый процент роста доходов — 84%? Как пояснил С. Малоуни,  расчет сделан, исходя из тенденций роста цены за тройскую унцию золота ориентировочно до 1 350 долларов. Притом, говорит эксперт, повысится степень контроля со стороны республики, и это в большой степени гарантирует рост поступлений.

К. Шакиров подчеркивает: «Меморандум — это оптимальное решение. Нельзя забывать — мы связаны действующим соглашением 2009 года, принятым предыдущим парламентом. Прежде чем принимать решения, надо детально знать вопрос, базу фактов, из которой мы исходим. А это очень сложная база и очень тяжелая история. На данный момент меморандум предлагает оптимальные  условия для развития как кыргызской стороны, так и привлечения новых акционеров «Центерры». Отмечу, что в числе акционеров — очень крупные инвесторы мирового масштаба (компании Polson&К — один из гуру золота, JPMorgan, Blackroad).

Один из  спорных пунктов — почему у Кыргызстана в совместном предприятии будет 50%, а не 67? Как еще раз пояснил К. Шакиров, «потому что мы продали в свое время, в трудную минуту для страны, 17% своих акций. Повысить их процент можно и сейчас, выкупая у других акционеров их доли. Но у Кыргызстана сейчас нет на это денег — речь  идет о громадных суммах, а наш бюджет и без того латаный-перелатанный. Кроме того, первоначально речь шла даже не о 50, а о 46% и не более. Чтобы добиться контроля  с долей в 50%, мы пошли на сокращение дивидендов,  канадская сторона с трудом, но согласилась».

Что же случится, если парламент не согласится утвердить меморандум и переговоры застопорятся? Как предостерегает  М. Сандерс, сценарий таков: если сейчас дело с меморандумом о взаимопонимании по Кумтору застопорится, это приведет в скором времени к остановке кумторовского предприятия и затяжному судебному разбирательству в международном арбитраже.

Об экономических последствиях такого необдуманного шага для бюджета уже говорилось выше. Что касается юридических (и вытекающих отсюда штрафных финансовых) вопросов, то дело может принять очень грустный оборот. Только рассмотрение дела в международном арбитражном суде в Швеции будет на первом этапе стоить Кыргызстану до 5 млн. долларов, а если дело будет нами проиграно, то «Центерра» потребует выплатить ей все ранее вложенные инвестиции (с 1992 г.!) в  предприятие плюс (внимание!!!) упущенную выгоду от прекращения производства. Честно говоря, это просто астрономические цифры. Не понимать этого депутаты не могут.

И в заключение хотелось бы напомнить: меморандум готовился под  руководством премьер-министра, первого вице-премьера, авторитетных профессионалов многих министерств и ведомств, не говоря уже о международных экспертах. Получается так: высказывая недоверие к подготовленному документу,  депутаты  воленс-ноленс высказывают недоверие к исполнительной ветви власти. Остается задать вопрос: умышленно или неумышленно? И в чьих интересах действует часть депутатов-протестантов, не желающих учитывать реальное положение вещей?

Елена МЕШКОВА,

экономический обозреватель.






Добавить комментарий