Main Menu

В деле защиты страны

На самые актуальные вопросы угрозы национальной безопасности, борьбы с терроризмом, резонансные заявления о дестабилизации внутри страны «СК» отвечает председатель Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики генерал-лейтенант Бусурманкул ТАБАЛДИЕВ.  

Табалдиев_ББ 010— В Бишкеке состоялись совместные антитеррористические учения СНГ «Ала-Тоо»-Антитеррор-2013″. Известно, что первый этап проходил на территориях Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Украины. В чем их особенность и каковы результаты?

— Первый этап учений заключался в отработке задач по выявлению условных диверсионно-террористических групп и документированию их противоправной деятельности. Отрабатывались механизмы межгосударственного взаимодействия. К примеру, в сфере обмена информацией с использованием автоматизированных систем.

Второй этап, прошедший в Канте, был нацелен на отработку организации действий Республиканского оперативного штаба Антитеррористического центра (АТЦ) ГКНБ. Силами госбезопасности и министерства обороны России проведены контртеррористические операции по освобождению условных заложников и нейтрализации террористов на объектах транспорта и в местах массового скопления граждан. Кроме того, силами оборонных ведомств двух стран проведены тренировочные войсковые операции по уничтожению бандформирования в горно-лесистой местности. В круг учений были включены стратегически важные объекты инфраструктуры государств, имеющие стратегическое значение и являющиеся потенциально привлекательными для террористов. С 2001 года под эгидой АТЦ СНГ проведено 11 подобных учений.

— Бытует мнение некоторых экспертов, что с выводом военного контингента коалиционных сил НАТО из Афганистана резко возрастет террористическая угроза в странах Центральной Азии. Готов ли Кыргызстан к такому развитию событий? 

— К сожалению, такое мнение имеет свои резоны. Дело в том, что Центральная Азия в силу геополитического значения все больше становится объектом стратегических интересов мировых держав. С этим и связаны прогнозы о возможной активизации террористических и экстремистских формирований после вывода в 2014 году из Афганистана международного контингента. Да и наши данные говорят о сохранении высокой активности членов различных террористических организаций. Они постоянно изыскивают возможности для совершения новых атак. В том числе и на территории нашей страны.

Экстремисты и террористы пытаются дестабилизировать общественно-политическую обстановку как внутри Кыргызстана, так и в целом в регионе. Нестабильная ситуация в Афганистане и Пакистане, где не прекращаются систематические вылазки боевиков, также оказывает свое влияние.

События последних лет в мире, к сожалению, свидетельствуют о расширении возможностей проведения терактов на объектах особой важности, в местах скопления людей. Террористы рассчитывают посеять таким образом панику, породить недоверие к власти в ее способности обеспечить безопасность.

ГКНБ совместно с субъектами антитеррористической деятельности Кыргызстана предпринимает активные действия по защите стратегических объектов. Прошедшие учения совместно с международными партнерами — одно из звеньев таких системных мер. Террор — это явление, требующее мощного и скоординированного противостояния, как и всякая глобальная угроза.

— Известно, что органы госбезопасности накануне саммита ШОС задержали группу террористов, переброшенных к нам из Сирии. Каковы были цели этой группы? 

— В Оше задержали гражданина Казахстана и двоих граждан Кыргызстана. Известно, что они являются боевиками международной террористической организации «Союз исламского джихада» и принимали активное участие в боевых действиях в составе бандформирований на территории Сирии. Получив задание от своих главарей, эти лица в июле-августе прибыли к нам из Турции.

Их целью были подготовка и совершение серий терактов в Бишкеке и Оше. Планировалось осуществить их в период важных общественно-политических и международных мероприятий для большего резонанса. В ходе следствия установлено, что группа планировала изготавливать поддельные паспорта Кыргызстана для проникновения на территорию  Казахстана. Там она намеревалась похитить для получения выкупа, а затем убить зятя задержанного нами гражданина Казахстана. Часть этих денег активисты Союза исламского джихада намеревались направить на нужды своей организации в Сирию. На оставшиеся средства  хотели вернуться в Ош, чтобы осесть там и добыть оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества.

Нам удалось установить всю хронологию событий, обстоятельства их вербовки, каналы переправки в Сирию, известно, как они планировали проделать обратный маршрут. Пока мы не можем разглашать всю информацию, идет следствие.

Международные террористические силы в Сирии, которые сейчас воюют против правительственных войск, нуждаются в пополнении. Они ведь несут в боестолкновениях серьезные потери, потому и посылают своих эмиссаров на территории стран Центральной Азии, России и Европейского союза для развертывания вербовки нового «пушечного мяса». Задержанные ГКНБ боевики фактически наемники. Известно, что они участвовали в боевых действиях по захвату аэропорта Миннаг в Сирии.

— Существует ли угроза того, что обученные в Сирии боевики, например наши сограждане, могут перебраться в Кыргызстан для дестабилизации ситуации в стране?

— Такой риск нельзя исключать. Причем речь идет о тех, кто воюет не только в Сирии, но и на территории других стран. Подпольные террористические группировки имеют в своем составе убежденных фундаменталистов. Эти люди обладают опытом ведения боевых действий как в горной местности, так и в городских условиях. Их учат противостоять силовым структурам государств, они обладают навыками конспирации, ведения подпольной деятельности. Бесспорно, такие лица представляют серьезную угрозу национальной безопасности, важно принимать своевременные превентивные меры.

Антитеррористические подразделения ГКНБ нацелены на работу по выявлению таких лиц, в том числе граждан Кыргызстана, которые  находятся сейчас в составе международных террористических структур. Но мы не только выявляем таких людей, львиная доля усилий направлена на взаимодействие с партнерскими антитеррористическими структурами, а также на профилактику, разъяснительную работу с нашим населением.

Вообще, противодействие терроризму должно носить комплексный характер. И здесь своя роль не только у силовых структур, но и у других государственных органов, гражданского сообщества, СМИ, органов местного  самоуправления, религиозных институтов. Эффект принесут только совместные усилия.

— Не могли бы вы дать комментарий по поводу нашумевшего видеообращения Эрлана Омуралиева? Насколько достоверны сведения о планах оппозиции Кыргызстана расшатать обстановку в стране? Известно, что некоторые ее лидеры обвиняют ГКНБ в провокации.

— Эрлан Омуралиев после Сон-Кульского курултая сам явился в Нарынское областное управление ГКНБ, где устно и письменно изложил известные сведения, в том числе подтвердив их на видео. Гражданин Э. Омуралиев собственноручно написал, что подтверждает подлинность сведений, представленных им, и готов обнародовать их в СМИ.

Я должен честно признаться, что информация, представленная Эрланом Омуралиевым, стала для нас неожиданностью и, понятно, вызвала серьезную тревогу. В те дни ГКНБ был занят обеспечением безопасности крупнейшего международного форума — саммита ШОС. В страну уже начали прибывать группы специалистов из Китая, России и других государств, с которыми мы решали оперативные мероприятия по обеспечению безопасности глав государств. Так что заявления Э. Омуралиева прозвучали как гром среди ясного неба, им же озвучивались конкретные даты — 8-10 сентября.

Безусловно, сотрудники комитета могли придержать полученные сведения, чтобы тщательно их перепроверить и только потом принять меры, но у нас просто не оставалось на это времени. Учитывая серьезность заявления Омуралиева и критичность момента, мы решили пойти на опережение. По сути, из-за дефицита времени нам ничего другого и не оставалось как сделать запись достоянием общественности и тем самым сорвать намерения деструктивных сил, если таковые реально были. Важно было не допустить паники среди населения и не дать развернуться непредвиденным последствиям. Тем не менее мы перевели на усиленный режим силовые структуры, провели разъяснительную работу среди населения Нарынского и Иссык-Кульского регионов.

Повторюсь, такие действия ГКНБ стали вынужденными. Сложно даже  представить, в каком положении оказался бы Кыргызстан, принимающий саммит ШОС, если бы так называемый план «Юпи» на самом деле сработал и мы никак не отреагировали на заявление Э. Омуралиева… Возможно, своими действиями мы заставили передумать исполнителей плана «Юпи» его осуществить. Сейчас, конечно, можно рассуждать о верности или неверности обнародования этих сведений в СМИ, но на тот момент это было единственно верным решением.

Я уже не говорю о том, что органы безопасности обязаны реагировать на любую информацию, касающуюся безопасности государства и народа. Более того, мы должны работать на опережение. В этом суть профессионализма чекистов.

— Каковы жы были действия госкомитета после? 

— Мы начали соответствующую доследственную проверку. В рамках своих полномочий приглашали упомянутых Э. Омуралиевым лиц, задавали им необходимые вопросы. Подчеркну, что с приглашенными беседовали не следователи, а оперативные сотрудники. В их задачу входит срочная проверка информации, и такие действия абсолютно в рамках правового поля. Заявления о готовящихся и совершенных преступлениях рассматриваются в течение десяти суток. Мы работали, чтобы уложиться в срок.

В связи с отсутствием достаточных доказательств по заявлению Э. Омуралиева ГКНБ на основании соответствующих статей УПК КР было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Мы ни на йоту не отошли в своих действиях от буквы закона!

К сожалению, гражданин А. Джекшенкулов передергивает факты в своем интервью, заявляя, что Генпрокуратура отказала ГКНБ в возбуждении уголовного дела, поскольку нет оснований. Отказ в возбуждении уголовного дела принят постановлением ГКНБ по заявлению Э. Омуралиева, а не прокуратурой.

И еще я должен обратить внимание кыргызстанцев на то, что озвучить информацию решил сам заявитель — Эрлан Омуралиев, а не органы безопасности. Известно, что Э. Омуралиев был активным участником событий в Джеты-Огузском районе, ведущим курултая молодежи на Сон-Куле, то есть это не просто человек, который гулял по соседней улице. ГКНБ обязан принять законом установленные меры по обеспечению безопасности. Мы не имели морального и законного права ставить под угрозу жизнь и здоровье сограждан. Когда речь идет о посягательстве на безопасность страны, для ГКНБ не имеют значения политическая позиция гражданина, его заслуги, положение в обществе и прочее. Мы обязаны принимать адекватные действия.

К слову, оперативно-разыскные мероприятия по этой информации продолжаются и сегодня. Проверка пока не закончена. Вполне возможно, что станут известны новые факты. Тогда мы должны будем задать дополнительные вопросы, это наш служебный долг.

Господин Джекшенкулов заявляет, что ГКНБ объявил что он якобы раскрыл план оппозиции по совершению государственного переворота. Но хотелось бы спросить у него: когда и где ГКНБ говорил что-либо о государственном перевороте? Джекшенкулов — профессиональный дипломат и должен быть щепетилен в выборе слов и заявлений! И уж если быть до конца честным, органы госбезопасности не навязывали бывшему высокому чиновнику компанию Э. Омуралиева. Тут уж, как говорят в народе, с кем поведешься…

— Кстати, Э. Омуралиев потом изменил свои показания: на видео он говорил одно, а оппозиции заявлял другое. А может, все им сказанное вообще  выдумка, не стоящая серьезного внимания?

— Все видели видеозапись, где Омуралиев четко, последовательно, логично и непринужденно рассказывает. Даже неспециалисту очевидно, что человек в абсолютно адекватном состоянии. Личность самого Омуралиева не вызывала каких-то подозрений. Ему 35 лет, семейный, воспитывает трех дочерей дошкольного возраста, имеет высшее юридическое образование. Как модератор Сон-Кольского курултая,  вручал грамоты Джекшенкулову и другим участникам.

Тот факт, что Омуралиев затем начал переиначивать свои же слова, по всей видимости, результат «работы» с ним людей, чьи имена он озвучил в видеозаявлении. Знаем, что они активно воздействовали на этого гражданина, добиваясь от него изменения показаний. Мы, кстати, не исключали такого поворота событий и предупредили Э. Омуралиева об ответственности за ложный донос.

— Вы сказали, что проверка продолжается. А какие меры планируется принять в дальнейшем по данному заявлению?

— Сейчас собранные материалы направлены в Генеральную прокуратуру для дачи правовой оценки и рассмотрения законности нашего решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Но продолжаются дополнительные оперативно-разыскные мероприятия. В том числе с учетом заявления Омуралиева на пресс-конференции от 25 сентября 2013 года, касающегося некоего Калыса и других вновь открывшихся обстоятельств. Поскольку Омуралиев изменил свои показания,  мы считаем, что Генпрокуратура должна дать юридическую оценку его действиям. Если требуется, она же должна возбудить уголовное дело за заведомо ложный донос.

— Скажите, а как складывается миграционная ситуация в стране, какие меры принимаются ГКНБ по сокращению количества нелегально пребывающих в Кыргызстане иностранных граждан?

— Она достаточно сложная. Число пребывающих на территории республики иностранных граждан растет, а должные и действенные миграционные контроль и учет по сути отсутствуют. Законодательство нашей страны в этом плане довольно либеральное. Действующий безвизовый режим предоставляет гражданам некоторых иностранных государств право пребывания в Кыргызстане в течение длительного времени без регистрации по месту жительства. К примеру, гражданам 45 развитых стран, Таджикистана, Узбекистана, Беларуси и Украины предоставлено право пребывания без регистрации до 60 суток, России и Казахстана — до 90 дней. При этом граждане Кыргызстана по прибытии в     вышеуказанные страны СНГ обязаны в течение трех-пяти суток зарегистрироваться по месту проживания. Единственной республикой, соблюдающей паритетные с кыргызской стороной условия пребывания граждан, является Таджикистан.

В 2012 году прибыли         3 млн. 809 тыс. 774 иностранных гражданина, зарегистрированы 110 тыс. 189, получили разрешение на работу 11 тыс. 358,  так что количество зарегистрированных иностранцев составляет всего         3-5% от общего числа прибывших. К слову, с 2010-го по 2012 год правоохранительными органами выявлены 7 тыс. 481 иностранный гражданин, нарушившие правила пребывания и осуществления трудовой деятельности на нашей территории, они привлечены к административной ответственности. Выдворены за пределы республики за это же время 754 иностранца.

Кроме того, комитет постоянно осуществляет проверки в отношении  фирм, занимающихся приглашением в республику иностранных граждан. За последний месяц установлено порядка 35 фирм, деятельность которых осуществлялась в нарушение Закона КР «О внешней миграции». Например, с их стороны не осуществляется соответствующий контроль за приглашаемыми иностранными гражданами, не соблюдается режим их пребывания в стране. Нередко в официальных документах эти фирмы указывали фиктивные адреса. Мы ведем работу по привлечению к ответственности руководителей этих компаний.

Нас беспокоит, что неналаженность механизма учета и контроля за иностранными гражданами сохраняет вероятность использования территории Кыргызстана членами международных террористических, экстремистских и сепаратистских организаций, религиозных течений радикального толка, а также трансграничных преступных группировок. С учетом этих угроз, считаю, назрела необходимость внедрения технических систем контроля. Необходимо создавать единую информационную базу, целью которой стали бы обеспечение безопасности и защита национальных интересов. ГКНБ осуществляет работу по внедрению единой межведомственной информационной системы (ЕМИС).

— В стране начался второй этап борьбы с коррупцией. На что будут направлены усилия АКС и чем будут отличаться?

— Действительно, Президент объявил о начале второго этапа борьбы с коррупцией, цель его — предупреждение, профилактика коррупционных преступлений, а самое главное — устранение причин, ее порождающих. Надо убрать сам стимул, чтобы чиновнику было невыгодно идти против интересов народа и государства.

Наряду с карательными мерами АКС принимала меры и предупредительного характера. Так что она уже приступила к реализации второго этапа. Был проведен анализ деятельности госорганов. Выяснилось, что главная проблема органов государственной власти и местного самоуправления в том, что их работа не давала должного эффекта в борьбе с коррупцией.

В структуре АКС ГКНБ создано управление мониторинга и противодействия коррупции. Оно во взаимодействии с другими госорганами будет проводить пошаговую и планомерную реализацию антикоррупционного плана правительства и оперативно корректировать, выявлять коррупционные риски.

— Что дал первый этап противодействия коррупции?

— На нем АКС пришлось акцентировать внимание на реализации комплекса мер, направленных на сдерживание роста коррупционных проявлений. Потребовалось не только уголовное преследование правонарушителей, но и создание широкого общественного резонанса. Деятельность антикоррупционной структуры позволила привлечь к участию в антикоррупционной программе государства гражданское сообщество, что помогает формировать у кыргызстанцев чувство нетерпимости к коррупции, действует на повышение степени доверия к власти. Это важное и необходимое условие достижения позитивного результата.

Перечислять громкие дела, думаю, излишне. Скажу только, что если раньше чиновников высшего и среднего звеньев привлечь к ответственности было почти невозможно, то теперь всем понятно, что никто не застрахован от ответственности, если он нарушает закон. Неприкасаемых нет! Однако уровень коррупции еще остается высоким. Одних карательных инструментов в борьбе с этим злом недостаточно, нужны комплексный подход, профилактические меры.

— Исследования прошлых лет показывали, что к самым коррупционным относились таможенные, налоговые и правоохранительные органы. Что изменилось?   

— Надо сказать, что работа, проводимая в таможенных органах, дает определенное сокращение коррупционных рисков. Есть положительные результаты в деле внедрения автоматизированных систем таможенного оформления внешнеэкономических операций. Однако в целом профилактика и предупреждение коррупции в госорганах организованы на низком уровне. Это особо касается образовательных и медицинских учреждений страны.

Так, в системе образования, несмотря на многочисленные задержания не только АКС, но и органами прокуратуры, МВД и ГСБЭП при получении взяток преподавателями, ситуация серьезно не меняется. В АКС регулярно поступают сведения от студентов о продолжающихся поборах. К сожалению, подавляющее большинство жалоб поступает анонимно и принять действенные меры часто невозможно. Думаю, что даже лекции в вузах о  коррупции с разъяснением ее проявлений — взяток за зачеты, экзамены, поступление, восстановление, переводы — привели бы к значительному сокращению таких поборов.

Для примера скажу, что в МИДе успешно скрывают наличие в ведомстве многолетних коррупционных схем при выдаче разрешительных документов иностранным гражданам. В консульских учреждениях за рубежом, например, для получения взятки с иностранцев практикуется преднамеренное и необоснованное затягивание выдачи документов. То есть иностранцы, еще даже не въехав в нашу страну, сталкиваются с коррупцией. Аналогичная ситуация сохраняется и в других госорганах, структурах местного самоуправления.

— Как продвигается расследование фактов вымогательства у компании «Центерра» Б. Курмановым и Э. Джунушбаевым? 

— Следствие идет. Сами видите, есть лица, призывающие освободить вымогателей. Но факты говорят, что есть неопровержимые доказательства, что Курманов и Жунушбаев действительно вымогали 3 млн. долларов США для себя лично, а не для социальных нужд, как теперь говорят их сторонники. Воспользовавшись сложной ситуацией вокруг рудника «Кумтор», они преследовали сугубо корыстные цели. На видеозаписи эти лица выдвинули требование передать им 1,5 млн. долларов наличными и 1,5 млн. выделить на развитие их личного бизнеса.

По данному уголовному делу назначена видеофонографическая экспертиза видеозаписи. Когда мы получим заключение, сможем ответить на вопросы о подлинности видеозаписи и дословном содержании разговора на ней. После сбора всех доказательств уголовное дело будет передано в суд.

Подготовила 

Чинара АСАНОВА.

 






Добавить комментарий