Main Menu

Острова спасения

Площадь национальных парков и заповедников должна быть расширена до 10% территории страны.

Устойчивое развитие нашей страны немыслимо без сохранения  природных ресурсов, которые, хотя и возобновляемы, проявляют тенденции к истощению.

Проблема сокращения популяций ряда видов животных и растений на территории республики и опасность их (особенно эндемиков) безвозвратной утраты не нова. В 1974 году была учреждена «Красная книга СССР», и занесенным в нее видам животных и растений номинально обеспечили государственную охрану. В 1981 году правительство Киргизской ССР утвердило список видов, подлежащих включению в национальную Красную книгу, в 1985 году опубликовали ее первое издание, а в 2007-м — второе. Сегодня  в нее занесены 83 вида растений, 7 — рыб,  8 — рептилий, 53 — птиц, 26 — млекопитающих и т. д. Более половины их являются индикаторными для специфических экосистем, подверженных антропогенной трансформации. К сожалению, количество видов не ограничивается приведенным списком. Оно заметно возросло по сравнению с первым изданием, и, видимо, эта тенденция сохранится в ближайшие десятилетия.

Последние пристанища дикой природы на Земле — особо охраняемые природные территории (ООПТ):  национальные парки, заповедники, памятники природы. Сегодня они составляют 6,3% площади республики.

Анализ, проведенный специалистами нашего института, который в эти дни отмечает свое 70-летие, показал, что свыше 30% редких и исчезающих видов позвоночных животных, занесенных в Красную книгу Кыргызстана, не охраняется ни в одном заповеднике или национальном парке. В первую очередь это обитатели степных и пустынных ландшафтов.

Кроме того, сеть ООПТ  охватывает не все важнейшие экосистемы внутри выделяемых округов и провинций. Это только островки, а многие иные уникальные экосистемы не включены в сеть. Для действенного поддержания экологической стабильности необходимо научно обоснованное расширение сети ООПТ,  что позволило бы взять под охрану все экосистемы, редкие и находящиеся на грани исчезновения виды флоры и фауны.  Площадь охраняемых территорий должна быть  увеличена до 10% территории республики.

К сожалению, лица, принимающие решения, и значительная часть населения не понимают приоритета  сохранения природы нетронутой. Их внимание устремлено на недропользование, несмотря на то, что катастрофические последствия экстенсивного развития горнодобывающей отрасли уже достаточно проявились. Практика установления режима природопользования (не только заповедного, но и  щадящего лимитированного) сталкивается с большими  трудностями.

 Экологическую экспертизу в районе горнорудных разработок должны проводить профессионалы из государственных и научных органов Кыргызстана, а не иностранные специалисты, далекие от проблем горных экосистем.

Все больше ученых, общественных и политических деятелей сходятся на том, что совокупная человеческая деятельность способна коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым поставить цивилизацию перед угрозой гибели. Первым теоретическим источником стало учение В. И. Вернадского о биосфере и неизбежности ее эволюционного превращения в сферу человеческого разума — ноосферу (2013 год объявлен ЮНЕСКО годом В. И. Вернадского). Академик  доказал, что человеческая деятельность становится основным преобразующим фактором развития активной оболочки Земли. Отсюда вытекает необходимость совместного изучения общества и биосферы, подчинения их единой цели сохранения и развития человечества. Осуществить ее можно лишь при условии, если основные процессы биосферы будут управляться разумом. В. И. Вернадский сделал важный вывод о том, что людям необходимо осознать не только свои интересы и потребности, но и свою планетарную роль как трансформаторов энергии и перераспределителей вещества по земной поверхности.

Однако загрязнение природы приобрело драматические масштабы: быстрое развитие производительных сил вызвало изменения в природе, ведущие к уничтожению биологических предпосылок жизни человека и ее среды обитания. На практике можно приводить много примеров в локальном, региональном и глобальном масштабах.

В частности, известно, что практически любая разработка недр подразумевает прямое уничтожение природных экосистем. Шахты, карьеры, отвалы, запруженные и отведенные в каналы реки существенно меняют ландшафт, вызывая изменения экосистем в масштабе целых водосборов, речных бассейнов и др. Сеть инфраструктуры добывающей промышленности (автомобильные и железные дороги, газо- и нефтепроводы, ЛЭП и прочие коммуникации, вахтовые поселки и др.) опутывает в Кыргызстане все более обширные территории, фрагментируя экосистемные массивы и популяции уязвимых видов, становясь постоянной угрозой для растительного и животного мира. Даже в штатном режиме добыча и первичная доработка ископаемого сырья часто являются мощным источником загрязнения воздуха и природных вод, отравой самого разного рода (включая чрезвычайно ядовитые соединения тяжелых металлов, диоксины, цианиды и пр.), пылью (нередко  ядовитой), а также шумового и теплового загрязнения. А ведь в данном производстве часты аварии и катастрофы.

Конечно, это становится проблемой и для людей, вся жизнь которых тесно связана с экосистемами  (местных скотоводов и др.). Деятельность горнодобывающих компаний плохо совместима с традиционным кочевым скотоводством. Помимо общей порчи природной среды и деградации экосистем, возникает множество специфических конфликтов: маршруты кочевок перерезаются элементами линейной инфраструктуры и закупориваются промышленными объектами, портятся или становятся недоступными жизненно важные источники воды и пастбищ. В результате на огромных территориях прекращается многовековая практика использования летних пастбищ.

Для проведения экологической экспертизы руководство компаний зачастую нанимает иностранных специалистов,  далеких от особенностей горных экосистем. Впоследствии за качество анализа никто не отвечает. Поэтому  экологическую экспертизу в районе горнорудных разработок должны проводить профессионалы из государственных и научных органов республики. А если все же приглашают иностранцев, то необходимо, чтобы они  работали совместно с нашими специалистами. Государственный орган, ответственный за проведение экспертизы, должен выступать гарантом и отвечать за свое заключение.

Бекмамат ДЖЕНБАЕВ,

директор Биолого-почвенного института НАН КР.






Добавить комментарий