Main Menu

Языком плаката, как говорится

Каким может быть  визуальный рассказ о Кыргызстане? Картины, фотографии, работы мастеров народного искусства — они дают представление о нашей стране, и многие из них даже нашли признание далеко за ее пределами.  А вот художники, фотографы и дизайнеры, принявшие участие в конкурсе «Кыргызстан-2011»,  по-своему взглянули на многие моменты истории и повседневной жизни республики и ее жителей в импровизациях, представленных в галерее  «Арт Колдо».

Вернисажи  живописи, графики, прикладного искусства проходят в столице довольно часто, а выставок плаката лет тридцать не было. В последний раз — примерно в начале 80-х прошлого века,  это был польский плакат, имевший большой успех,  а надо сказать, что школа польского плаката считается одной из лучших в мире.  Иногда плакат  мелькал в контексте какой-нибудь экспозиции, вроде юбилея «Кабара», где представили «Окна КирТАГа»  40-х годов, или  на выставке, посвященной какому-нибудь режиссеру, когда можно было увидеть также ретроафиши к кинофильмам.
Поэтому несколько десятков работ молодых художников удивили и обрадовали столичную публику свежестью восприятия, иронией, юмором, дерзостью в самом хорошем смысле, демократичностью. Чувствовалось отсутствие административного  давления, а это всегда   всплеск  идей и новый  взгляд на мир.
На вопрос: почему после такого долгого  плакатного перерыва вдруг решили «зафонтанировать»? — Гамал Боконбаев, куратор проекта, ответил, что все уже устали от туристических видов и этнографических картинок, где  шаблонные образы напоминают формальные отчеты.  Уличная  бездарная  реклама — ниже всякой критики.  Группа  художников  задумалась, можно ли придать внешнему виду улиц наших городов, поселков оригинальность, компетентность, подлинное веселье и народный патриотизм без ложного пафоса? На что способны наши профессионалы?
«Главной целью конкурса были позитив, актуальность, популярность, современность, прогресс и, как любит сейчас выражаться молодежь, прикол. Конкурс проводился с 1 по 15 августа, поступило более сотни работ 30 авторов. Те плакаты, что  не поместились в выставочных залах,  демонстрировались  по видео, — продолжил Гамал. —  Считаю, что конкурс удался, и компетентное жюри в составе Шамиля Джапарова — председателя Госкино, Улана Джапарова — руководителя студии MUSEUM и Евгения Байкова — художника, дизайнера и продюсера такого же мнения». «Участники выдержали золотую середину: не глянец и не жесть. Работ немало, и они все заслуживают того, чтобы быть увиденными», — сказала координатор проекта Алина Матвиенко.
«Краткость — достоинство плаката, но одно и то же слово можно произнести сдержанно, изящно, а можно жестко, брутально.  Здесь все зависит от интонации», — так когда-то сказал польский художник  Ян Ленице,  и его слова  стали девизом этого изобразительного жанра. «Плакат должен быть ясен и прост — таков плаката пост» — слоган известного тандема  Дени  (Виктора Денисова и Демьяна Бедного), работавшего еще в годы Гражданской войны. Почти сто лет назад,  но актуален и сегодня.
Кыргызстанцы —  а среди участников профессионалы и начинающие, молодежь и старшее поколение —  каким-то шестым чувством поняли мысли знаменитого поляка и русских плакатистов и  интонацию выдержали до конца.
Фотоснимок Олеси Роскос,   где лицо человека и застрявшие в нем пули, — эдакий святой Себастьян XXI века;  кыргызские юрты под «крышами» разных стран, в данном случае Турции, США и России,  Артура Болжурова; «Политическая ботаника»  Валерия Руппеля, а еще интересные работы  Шаарбека Аманкула, Влада Ушакова, Данияра Шыгаева — качественный уровень произведений, инновации, но в духе лучших плакатных традиций, которые когда-то можно было увидеть на страницах польского Projekt,   немецкого Neue Werbung,   венгерского Inter Press Grafik, советских » Творчества»  и «Декоративного искусства».
А что касается конкурса, то первое место занял Султан Боконбаев, второе — Марат Раимкулов, третье — у Талгата Асыранкулова. Также определены  10 поощрительных мест.  Их отдали работам Владимира Пирогова, Евгения Макшакова, Улана Батырбекова.  Произведения  участников в скором времени появятся на многих баннерах столицы и республики.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.






Comments are Closed