Наука и ученый — величины значимые
Давно определено, что наука необходима каждой отдельно взятой стране, независимо от величины ее территории, экономического потенциала, места, занимаемого в мировом сообществе, и ее возможностей. Без собственной науки ни одно государство не может стать и быть подлинно независимым. Без нее невозможно развитие на опережение, конкурирование в международном масштабе и, собственно, в международных отношениях. Главное — без науки страна не может развиваться в прогрессивном направлении и эффективно управляться.
В современном мире государственная политика может быть эффективной только тогда, когда она научно обоснована, что невозможно без постоянных и регулярных научных исследований, направленных на выявление тенденций в управляемых процессах. Любые решения, планы и программы на государственном уровне должны приниматься после всестороннего анализа и глубокой научной проработки, что возможно только при наличии собственных научно-исследовательских структур.
СложившиесЯ сегодня в нашей республике структура научных исследований и система организации научной сферы вполне соответствуют имеющимся возможностям и потенциалу страны. В то же время, на наш взгляд, требуются централизация управления наукой и разумное распределение выделяемых государственных бюджетных средств. Представляется, что в этом отношении можно было бы пойти по американскому пути организации и финансирования науки. Кстати, подобная система существует в большинстве развитых стран. И вот что важно: политику в области науки разрабатывают национальные научные советы при правительствах или при президентах, а непосредственным управлением и распределением финансов занимаются национальные научные фонды. Эти системы организации научных исследований так же, как и у нас, являются многоуровневыми и многосекторными, однако с той лишь разницей, что половина исследований проводится в научно-исследовательских центрах и подразделениях академий наук, корпорациях и фирмах за счет собственных средств. Из научных фондов финансируются государственные академические центры, научно-исследовательские институты, национальные научные центры, лаборатории, университеты и колледжи. Государством на конкурсной основе также финансируются академические научно-исследовательские центры, подчиненные частным структурам.
В нашей республике, кроме Совета по науке при правительстве, желательно было бы создание при Министерстве образования и науки научных советов по ключевым отраслевым направлениям, состоящих из ведущих кыргызстанских и зарубежных ученых, а также представителей компаний. Их главной задачей должно стать проведение тщательного отбора научных проектов. В частных фирмах и корпорациях требуются создание законодательных условий и предоставление им налоговых льгот.
Существующую в нашей республике систему финансирования науки следует разделить на три основных компонента: целевую, базовую и стимулирующую. Систему целевого финансирования всех научных организаций, включая Национальную академию наук, с государственным участием следует направить на решение государственных задач и сохранение научного потенциала. В базовую систему финансирования включается текущее содержание НИИ и HAH КР, приобретение материалов и оборудования. Стимулирующее финансирование должно быть направлено на дополнительную поддержку эффективности, результативность и отдачу исследований.
В силу важности и специфичности самой науки следовало бы считать крайне необходимым выведение без исключения всех расходов на научные цели в отдельную сферу государственного регулирования и до определенного периода — передачу работы по продвижению технологических разработок отраслевым ведомствам, при этом не лишая этих прав сами научные структуры. Важно, чтобы отраслевые ведомства несли ответственность и за привлечение бизнес-структур к финансированию научных исследований и разработок.
На наш взгляд, для дальнейшего развития науки, кроме проведения организационных изменений, нужно перейти к новому принципу финансирования, суть которого заключается в оказании государственной финансовой поддержки научным учреждениям, группам, коллективам и самим ученым, обеспечивающим реальные результаты (имеются в виду открытия, их внедрение в производство, выход на мировой рынок научной продукции, рост количества ссылок на работу наших ученых и т.д.). Главным принципом такого финансирования могла бы стать схема «Результативность — доказательства приоритетности» (наша формулировка и наша глубокая убежденность в необходимости придерживаться такого принципа). Известно, что во всем мире приоритетными становятся те науки, в которых происходит много открытий и разработок принципиально новых, преимущественно инновационных технологий.
При этом предпочтительно, чтобы вся наука (академическая, отраслевые институты и вузовская), за исключением той, которая будет развиваться в частных корпорациях и фирмах, финансировалась из одного источника, а распределением выделяемых средств занимался конкретно один из государственных органов, способный с использованием своих возможностей или с привлечением международных экспертных организаций определять результативность работы научных структур и ученых. Желательно законодательно разрешить объединяться ученым-профессионалам и на конкурентной основе заниматься экспертной оценкой результативности научных исследований и представляемых на конкурсы научных проектов.
Этот принцип должен быть основан на постоянном наращивании объема финансирования результативных научных коллективов, групп и ученых при сохранении сложившейся научной инфраструктуры, учреждений и организаций. При этом весь ресурсный и фондовый потенциал Академии наук и других научных учреждений следует постепенно передавать научным группам и коллективам, показывающим конкретные и весомые результаты, что, конечно, невозможно без внесения изменений в законодательство о науке.
На наш взгляд, государству очень важно сохранение фундаментальной науки, которая в республике имеет лишь организационную оформленность и финансируется по остаточному принципу, оставаясь по своему нынешнему уровню, как образно выразился один российский ученый, «общеобразовательной школой». Государству придется объяснять ученым, что в дальнейшем оно будет оказывать поддержку в виде постоянного увеличения объема выделяемых средств только тем коллективам, которые будут добиваться конкретных результатов.
Чтобы достичь поставленных целей и оживить государственную работу по организации науки, нужно, во-первых, начать со значительного укрупнения (увеличение штатного расписания, открытие специализированных отделов, центров и привлечение известных менеджеров науки) управления науки Министерства образования и науки всей республики. Во-вторых, с привлечением иностранных специалистов разработать и принять охватывающий все перспективные изменения в организации и финансировании науки закон о науке в Кыргызской Республике. В-третьих, с учетом всего пройденного пути и накопленного опыта, на основе детального анализа развития науки в нашей республике с широким привлечением отечественных и зарубежных специалистов разработать и принять государственную программу развития науки Кыргызской Республики на 2011-2015 годы.
В любом случае необходимо помнить, что развитие науки больше всего зависит от внедрения в сознание людей культа учености при недосягаемой престижности в обществе труда ученого. Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать и о другом непреложном законе — принципиально новые открытия и разработки возможны только тогда, когда ученый не занят ничем, кроме исследований и научного поиска.
Другими словами, оплата труда ученого должна обеспечивать уровень его самого и его семьи по самым высоким стандартам. Исходя из этого, саму работу по совершенствованию системы организации и финансирования науки важно целиком подчинить достижению этих идеалов.
М. АСАНБЕКОВ,
ректор БГУ им. К. Карасаева.
Related News

Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More

Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More