Main Menu

Наука и ученый — величины значимые

Давно определено,  что наука необходима каждой отдельно взятой стране,  независимо от величины ее территории, экономического потенциала,  места, занимаемого  в мировом сообществе, и ее возможностей. Без собственной науки ни одно государство не может стать и быть подлинно независимым. Без нее невозможно развитие на опережение,  конкурирование в международном масштабе и, собственно, в международных отношениях. Главное — без науки страна не может развиваться в прогрессивном направлении и эффективно управляться.
В современном мире государственная политика может быть эффективной только тогда, когда она научно обоснована, что невозможно без постоянных и регулярных научных исследований,  направленных на выявление тенденций в управляемых процессах. Любые решения, планы и программы на государственном уровне должны приниматься после всестороннего анализа и глубокой научной проработки, что возможно только при наличии собственных научно-исследовательских структур.

СложившиесЯ сегодня в нашей республике структура научных исследований и система организации научной сферы  вполне соответствуют имеющимся возможностям и потенциалу страны. В то же время, на наш взгляд, требуются  централизация управления наукой и разумное распределение выделяемых  государственных бюджетных средств.  Представляется, что в  этом отношении можно было бы  пойти по американскому пути организации и финансирования науки. Кстати, подобная  система  существует в большинстве развитых стран. И вот что важно:  политику в области науки разрабатывают национальные научные советы при правительствах или при президентах, а непосредственным управлением и распределением финансов занимаются национальные научные фонды. Эти системы организации научных исследований так же, как и у нас, являются многоуровневыми  и многосекторными, однако с той лишь разницей, что половина исследований проводится в научно-исследовательских центрах и подразделениях академий наук, корпорациях и фирмах за счет собственных средств. Из научных фондов финансируются государственные академические центры, научно-исследовательские институты, национальные научные центры, лаборатории, университеты и колледжи. Государством на конкурсной основе также финансируются академические научно-исследовательские центры, подчиненные частным структурам.
В нашей республике, кроме Совета по науке при правительстве,  желательно  было бы создание при Министерстве образования и науки научных советов по ключевым отраслевым направлениям, состоящих из ведущих кыргызстанских и зарубежных ученых, а также представителей компаний. Их главной задачей должно стать  проведение  тщательного отбора научных проектов. В частных фирмах и корпорациях требуются  создание законодательных условий и предоставление им налоговых льгот.
Существующую в нашей республике систему финансирования науки следует разделить на три основных компонента: целевую, базовую и стимулирующую. Систему целевого финансирования всех научных организаций, включая Национальную академию наук, с государственным участием следует направить на решение государственных задач и сохранение научного потенциала. В базовую систему финансирования включается текущее содержание НИИ и HAH КР, приобретение материалов и оборудования. Стимулирующее финансирование должно быть направлено на дополнительную поддержку эффективности, результативность и отдачу исследований.
В силу важности и специфичности самой науки следовало бы считать крайне необходимым выведение без исключения всех расходов на научные цели в отдельную сферу государственного регулирования и до определенного периода — передачу работы по продвижению технологических разработок отраслевым ведомствам, при этом не лишая этих прав сами научные структуры.  Важно,  чтобы отраслевые ведомства несли  ответственность и за привлечение бизнес-структур к финансированию научных исследований и разработок.
На наш взгляд, для дальнейшего развития науки, кроме проведения организационных изменений, нужно перейти к новому принципу финансирования,  суть которого заключается в оказании государственной финансовой поддержки научным учреждениям, группам, коллективам и  самим ученым, обеспечивающим реальные результаты (имеются в виду открытия, их внедрение  в производство, выход на мировой рынок научной продукции, рост количества ссылок на работу наших ученых и т.д.).    Главным  принципом такого финансирования могла бы стать схема «Результативность — доказательства приоритетности» (наша формулировка и наша глубокая убежденность в необходимости придерживаться такого принципа). Известно, что во всем мире приоритетными становятся те науки, в которых  происходит много открытий и разработок принципиально новых, преимущественно инновационных  технологий.
При этом предпочтительно, чтобы вся наука (академическая, отраслевые институты и вузовская), за исключением той, которая будет развиваться в частных корпорациях и фирмах, финансировалась  из одного источника, а распределением выделяемых средств занимался  конкретно  один из государственных  органов, способный с использованием своих возможностей или с привлечением международных экспертных организаций определять результативность работы научных структур и ученых. Желательно законодательно разрешить объединяться ученым-профессионалам и на конкурентной основе заниматься экспертной оценкой результативности научных исследований и представляемых на конкурсы научных проектов.
Этот принцип должен быть основан на постоянном наращивании объема финансирования результативных научных коллективов, групп и ученых при сохранении сложившейся научной инфраструктуры,  учреждений и организаций. При этом весь ресурсный и фондовый потенциал Академии наук и других научных учреждений следует постепенно передавать научным группам и коллективам, показывающим конкретные и весомые  результаты, что, конечно, невозможно без внесения изменений в законодательство о науке.
На наш взгляд, государству очень важно сохранение  фундаментальной науки, которая в республике  имеет лишь организационную оформленность и финансируется по остаточному принципу, оставаясь по своему нынешнему уровню, как образно выразился один российский ученый,  «общеобразовательной школой». Государству придется объяснять ученым, что в дальнейшем оно будет оказывать поддержку в виде постоянного увеличения объема выделяемых средств только тем коллективам, которые будут добиваться конкретных результатов.
Чтобы достичь поставленных целей   и оживить государственную работу по организации науки, нужно, во-первых, начать со значительного укрупнения (увеличение штатного расписания, открытие специализированных отделов, центров и привлечение известных менеджеров науки) управления науки Министерства образования и науки всей республики. Во-вторых, с привлечением иностранных специалистов разработать и принять охватывающий все перспективные изменения в организации и финансировании науки закон о науке в Кыргызской Республике. В-третьих, с учетом всего пройденного пути и накопленного опыта, на основе детального анализа развития  науки в нашей республике с широким привлечением отечественных и зарубежных специалистов разработать и принять государственную программу развития науки Кыргызской Республики на 2011-2015 годы.
В любом случае необходимо помнить, что развитие науки больше всего зависит от внедрения в сознание людей культа учености при недосягаемой престижности в обществе труда ученого. Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать и о другом непреложном законе — принципиально новые открытия и разработки возможны только тогда, когда ученый не занят ничем, кроме исследований и научного поиска.
Другими словами, оплата труда  ученого должна обеспечивать уровень его самого и его семьи по самым высоким стандартам. Исходя из этого, саму работу по совершенствованию системы организации и финансирования науки  важно  целиком подчинить  достижению этих идеалов.

М. АСАНБЕКОВ,
ректор БГУ им. К. Карасаева.






Добавить комментарий