Main Menu

Бишкекский Биг-Бен

Мы поднимаемся по лестнице, наш провожатый — Владимир Иванович — открывает первую решетчатую дверь. Посторонним вход сюда воспрещен, поэтому с нами идет  и сопровождающий из службы безопасности ОАО «Кыргызтелеком». Минуем еще одну решетчатую дверь и продолжаем подниматься по ступенькам в помещение, напоминающее башню. Преодолеваем отвесную металлическую лестницу и оказываемся на залитой солнцем площадке. Отсюда открывается великолепный вид на центр столицы. Но наш интерес не в пейзаже,  а в часовом механизме, что хранится за обычными дощатыми дверьми.

1Никогда не замечали, что проходя мимо бишкекского Главпочтамта, всегда  невольно бросаешь взгляд на золотистые стрелки наших «курантов»? А еще это излюбленное место, где встречаются влюбленные: парочек почти всегда можно увидеть на лавочках. В здешних фонтанах в летний зной с удовольствием плескается детвора, голуби чертят небо или важно, заложив крылья за спины, расхаживают по площади перед почтамтом.  Часы стали своеобразным символом города для бишкекчан.

Поднимаясь на башню, я ожидал увидеть громоздкий механизм хронометра с большими шестеренками, колесиками. Но в тесном помещении находился небольшой по форме ящик электрических часов. Время они стали отсчитывать с 1985 года, когда сдавали в эксплуатацию здание. Выпустили их на Ереванском механическом заводе, это было предприятие, специально производившее подобные часы. Сегодня механизм находится на балансе ОАО «Кыргызтелеком». Вот уже четыре года за техникой присматривает Владимир Иванович Бордаков — инженер метрологической службы компании.

— Часы электрические вторичные. Минутная стрелка приводится в движение через каждые двадцать секунд, из-за этого машина разрушается, приходит в негодность. Да и мотор давно уже устарел, ведь его не обновляли со дня запуска, — сетует  «хранитель времени» В. И. Бордаков.

По словам моего собеседника, чтобы не остановился бег стрелок, приходится менять приходящие в негодность детали, заказывать их изготовление на предприятиях столицы. А это обходится довольно недешево. Четыре шестеренки обошлись в 35 тысяч сомов. Пару лет назад предприятие наняло промышленных альпинистов, чтобы отмыть фон и покрасить циферблат.

2Быть «хранителем времени» — дело непростое: ответственности много, считает Владимир Иванович Бордаков. Ведь его работа у всех на виду. Недосмотрел, упустил, и вот замер механизм.

—  Иду на работу, смотрю с волнением на часы, — не отстают ли, — рассказывает Владимир Иванович. — Они работают от электричества и, если его отключают, останавливаются. Когда энергопитание восстанавливается, стрелки начинают отставать.

Ход часов смотритель определяет по российской программе «Время». Два раза в неделю приходится подниматься В. И. Бордакову наверх, проверять состояние техники. Зимой, чтобы сохранить технику от обмораживания, помещение, где хранится механизм, греют обогревателем.

Порой приходилось слышать мнение, что, мол, особенного в часовой башне, не столь и замечательное архитектурное произведение в сравнении с подобными за границей. Так или не так, судить специалистам, но центр Бишкека уже нельзя представить без этого строения, оно вписалось в интерьер города, в жизнь людей: кто-то здесь провел часы в ожидании свидания с любимой, кому-то запомнилось это место с детских лет, кто-то, проезжая изо дня в день мимо, сверяет свои часы.

Башенные часы становились символами разных городов мира. Например, лондонский Биг-Бен, Кремлевские куранты в Москве, астрономические часы в Праге. Подобная достопримечательность есть в Венеции, Падуе и многих других городах Европы. Исторические хроники утверждают, что первыми для общественного обозрения часы стали устанавливать  греки. В древних Афинах была возведена Башня ветров, которая показывала восемь солнечных часов. Тут же располагались и водяные часы, приводимые в движение водой, текущей от Акрополя.

Часовые башни получили распространение в средние века. Тогда время определялось по ударам башенных колоколов, призывающих к молитве. Поэтому эти часы находились в колокольнях монастырей. Со временем подобные хронометры стали регулировать как церковную, так и городскую жизнь.

3Поскольку первые часы делали из металла, сначала часовщиками были кузнецы и слесари. Когда были собраны первые механические башенные часы, точно неизвестно. Среди их создателей числится монах Герберт, живший в Х веке, ставший на склоне лет своих папой Сильвестром II. Еще одно имя изобретателя — монах Пацификус из итальянского города Вероны. Он жил в IX веке.

Появление механических часов научило жителей Европы жить по новому счету времени. Сутки были поделены на 24 равные части, люди привыкли к новой мере времени — часу.

Средневековые умельцы создавали настоящие чудеса техники. Например, в башенных часах в центре старого Берна, установленных в 1530 году за 4 минуты до того, как пробьет очередной час, разыгрывается настоящий спектакль. Раздается крик петуха, шут ударяет в колокольчики, и на сцене появляется процессия медведей, одетых в цветные наряды, символизирующие цвета Берна. Один из них держит в лапах дудочку, другой — меч и копье, за ним появляется медведь в золотой броне с мечом. Следующий медведь держит в лапах барабан, за ним гордо выезжает рыцарь в золотых доспехах на коне. Самый важный медведь, несущий корону на голове, символизирует силу и мощь Берна. Затем появляется медведь с лентой через плечо, держащий в правой руке сверток. Во второй раз кукарекает и хлопает крыльями петух. Хронос поворачивает песочные часы и двигает жезлом. Ганс фон Тан на самом верху башни ударяет золотым молоточком по колоколу. Лев кивает столько раз, сколько часов показывают стрелки, и в заключение снова раздается крик петуха.

Под циферблатом часов, показывающих время, находятся также астрономические часы, по которым знатоки могут определить день недели, месяц, фазу луны и даже знак зодиака.

Знаменитый лондонский Биг-Бен стал отсчитывать часы в 1859 году, и это были, конечно же, не первые часы Вестминстерского дворца. Хронометр появился здесь уже в 1288 году.  В Британии имеются и самые старые часы, сохранившиеся в Европе. Находятся они в соборе Солсбери и были установлены в 1306 году.

Что касается Кремлевских курантов, то их сооружение относят к 1404 году. Средневековое чудо техники установили для москвичей немецкие часовщики на самом видном месте — на Спасской башне. Они были предназначены для общего пользования. Москва с тех пор пережила немало невзгод, осад, пожаров, народных восстаний. Но горожанам так понравилось всегда знать точное время,  что часовой механизм  переделывался или воссоздавался вновь. Например, приглашенный в 1621 году в Россию английский мастер Христофор Галовей предложил заменить старые часы более совершенными. По описанию одного  иностранца, приезжавшего в Москву в начале XVII века, часы над Спасскими воротами имели золоченые цифры в аршин длиной. В то время стрелки были неподвижными, а циферблат, изображавший небесный свод, вращался. Эти новые часы показывали время от восхода до захода солнца. Механизм переделывался еще не раз, властители страны считали важным следить за состоянием часового механизма, за тем, какая мелодия должна звучать.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий