Main Menu

Планка — высший пилотаж

В Бишкеке прошло празднование 52-й годовщины со дня образования военной авиации Кыргызстана и 19-летия военной авиации независимой республики, в котором приняли участие личный состав СВО, военнослужащие Бишкекского гарнизона, ветераны-авиаторы, представители российской авиабазы Канта и Центра транзитных перевозок в международном аэропорту «Манас».

То, что на  военном аэродроме проходит праздник, не оставляло никаких сомнений:  музыка играет, шары, букеты цветов, народу видимо-невидимо, особенно детей. Прошел слух, что их «покатают» на самолетах и вертолетах, а пока  будущие летчики облепили старенький АН-2, где им разрешили залезть в кабину и  «порулить», в  чем мальчишки и девчонки, конечно же, не смогли себе отказать. Какой-то  шустрый озорник  взобрался на крыло  самолета-ветерана, откуда его снял  военнослужащий,  погрозив пальцем. Правильно, если хочешь быть летчиком, то будь дисциплинированным с самого детства.
А тут и торжественная часть началась, где после приветственных речей лучших военных летчиков и вертолетчиков наградили  медалями, грамотами, денежными поощрениями.  Выступивший Эркин Осмонов, главнокомандующий СВО, отметил, что военные летчики  принимали  участие во многих боевых операциях, но и в мирной жизни дел хватает. В спасательных операциях, например, где в горной местности без маневренных военных самолетов не обойтись. И хотя официально День отечественной авиации празднуется с 1959 года, начало нашей авиации было положено еще в 1941 году. Тогда в Киргизию эвакуировали Одесскую авиационную школу.
Заиграл военный оркестр, и военнослужащие авиации слаженно прошагали маршем по плацу. Пронесли знамена, одному из которых 52 года — ровно столько лет, сколько самой авиации КР. Пока самолеты и вертолеты, должные принять участие в воздушном параде, разогревали моторы, военнослужащие спецподразделения «Пантера» Национальной гвардии КР показали гостям высокий класс  рукопашного боя.  Вскоре несколько вертолетов — МИ-8 и МИ-24  —  взмыли в небо со знаменами Кыргызской Республики и  Сил воздушной обороны. Надо сказать, зрелище и в самом деле оказалось очень красивым: мощь боевых машин и развевающийся на ветру шелк флагов.
«Сколько лет вы в авиации?» — спрашиваю у полковника Сайфутдина Азизова. «С  1977 года, сразу же после окончания Саратовского  летно-военного училища». «А какая военная операция была самой трудной и самой значимой? Бывает ли страшно?» — «Все боевые задания трудные, а страшно бывает, когда уже боевая операция позади», — добавляет Сайфутдин Торсунович. Надо сказать, что летчики оказались не очень разговорчивыми. «Да они просто скромничают», — объяснила одна из жен военнослужащих. «Полковник Азизов служил в Афганистане, Баткене, у него множество самых трудных боевых вылетов. Полковник  Владимир Сидора когда-то приехал из Ростова в 1981 году поначалу в Токмок, да так и остался в Кыргызстане,  считая его своей второй родиной.  Дмитрий Бажан служит шестой год, давно  летает Калыч Айдаралиев, сейчас он командир летной части.  Илья Тольский, бывший десантник, в настоящее время много времени уделяет подрастающей молодежи, сотрудничая с клубом «Родина». Да, о них  много можно говорить, это настоящие летчики,  высокие профессионалы,  преодолевающие любые трудности, всегда выручающие друг друга. Это особая категория людей — сильных, благородных, отзывчивых. Высший пилотаж, одним словом»,- добавила собеседница.
Полковник Игорь Урмамбетов, который  в авиации уже 25 лет, рассказал, что в советские времена наше авиционное училище было одним из самых сильных. Обучались здесь многие иностранцы из  Африки, Индии и других азиатских стран. При училище было 5 полков, современная (по тем временам) техника, но после распада Союза, конечно, все изменилось. Сейчас наши курсанты едут учиться летному делу в Казахстан, Россию, где в основном изучают теорию. Хорошо, что у нас еще наши асы в силе, потом доучивают ребят. Вот и шестилетний сын Урмамбетова  Бахрам мечтает быть летчиком, а пока уроки отрабатывает на игрушечных самолетах.
… Уже когда покидали аэродром, журналисты  и военнослужащие разговорились между собой, и выяснилось, столько «знаменитостей» училось в нашем  «Фрунзе-1»:  бывший президент Египта Хосни Мубарак, президент Сирии Хафез Асад,  командующий ВВС Йемена Ахмед Хулен и   даже, по слухам, главный сомалийский пират Мухаммед Абди Хаер — гроза южных морей. Дело ведь не в том, кого мы обучали, а как — качество налицо.  Пилотаж был высшим…

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.






Добавить комментарий