Main Menu

Уходя, гасите свет…

Кыргызстанцы — жители горных айылов и городов — голосуют за экономию, но не меньше наших соотечественников волнует бесперебойное снабжение электроэнергией в предстоящий отопительный сезон.

Специалисты рекомендуют утеплять наружные стены зданий в многоквартирных домах, при ремонте крыши предусмотреть воздушную прослойку, использовать изоляцию от пара, чтобы защитить жилище от сырости, заменить старые окна на новые, герметичные. Борьбой за энергоэффективность в республике занимаются сразу несколько проектов. 

1Наверное, это неплохо, ведь исследования показали, что через стены уходит 40% тепла, окна и крышу — около 20%, вентиляцию — 14%. А еще в домах есть подвалы, и вкупе с вконец изношенными магистральными линиями с их естественными потерями получается, что кыргызстанцы подчас отапливают улицу (это при наших-то зарплатах!).

Применять дорогостоящий пластик на окнах и дверях или ограничиться утеплением полов — каждый решает сам, исходя из состояния своего кошелька. А вот защищать свои права как потребителя электроэнергии готов далеко не каждый.

Директор общественного фонда «Юнисон» Нурзат Абдырасулова познакомила корреспондента “СК” с руководителем центра качественного обслуживания ОАО «Востокэлектро» Рамилем Муканбетовым. Он рассказал, что уже несколько лет работает в Иссык-Кульской и Нарынской областях, у него 170 тысяч дворов и два десятка организаций. За качеством электроснабжения в каждом районе следит менеджер, есть общественная приемная.

Центры защиты прав потребителей электроэнергии — новые институты гражданского общества, возникли сразу после революции 2010 года как своеобразные мостики между абонентами и распределительными компаниями, а также местной властью. Ведь известно, что одной из причин народных возмущений трехлетней давности стало резкое повышение электрических тарифов. 2

Люди хотели знать, куда уходят их деньги в виде платы за электроэнергию, почему вырабатывающие гидроэнергию станции и национальные передающие сети постоянно в кризисе. Центры качественного обслуживания открылись сначала в Приссыккулье, а затем в Нарыне, Канте, Джалал-Абаде, Кадамджае, других регионах. Энергетическую отрасль провозгласили открытой, информация стала доступна каждому, при Министерстве энергетики заработал общественный наблюдательный совет.

По словам Рамиля Муканбетова, за это время рассмотрено 18 тысяч обращений нарынцев и иссыккульцев, в нынешнем году — 4 тысячи. Жалуются в основном на отключения света, перебои в напряжении, плохое обслуживание электриков, неправильно выставленные счета, вымогательства, взятки.

— Мы консультируем потребителей, разъясняем законы, помогаем решать проблемы, направляем в соответствующие организации, — говорит Муканбетов. — 50% вопросов удается решить в тот же день, треть проблем занимает неделю, а 3-4% обращений, требующих судебных разбирательств, всегда находятся на стадии проверок.

К нам часто обращаются по поводу приобретения приборов учета, люди утверждают, что дорогостоящие счетчики заставляют покупать контролеры, хотя приборы учета, как известно, находятся на балансе электрической распределительной компании.

В таких случаях собираем сельские сходы, заставляем энергетиков вернуть деньги, не нарушать закон. Если сельчане не доверяют контролеру, то его могут снять с работы.

По словам руководителя центра качественного обслуживания клиентов, абонентская предоплата не решит проблему ни дебиторской задолженности, ни воровства. Муканбетов приводит факты: в Иссык-Кульской и Нарынской областях сбор денег достигает 95%. Задача в другом: исключить контакт контролеров с потребителями. А установить электронные приборы учета просто нереально: на это дело потребуется около 100 млн. сомов, где их взять?

К тому же закупленное в Китае электронное оборудование нового поколения влетело в копеечку, оказалось бракованным. Трехфазки — вещь удобная, но многим соотечественникам опять-таки не по карману.

Нельзя сбрасывать со счетов и новостройки в Караколе, Чолпон-Ате, Нарыне. Нагрузка на электросети растет, ежегодно на 5% увеличивается потребление электроэнергии населением и бизнесом. На строительство новых линий электропередачи в бюджеты муниципалитетов средства не закладываются. Ремонта давно ждут опоры, трансформаторы тоже надо менять, на все нужны деньги, так что без повышения тарифов не обойдемся.

Об этом постоянно говорим  с населением, разбираем так называемые коммерческие и естественные потери, за ними стоят миллионы сомов убытков. К примеру, к Нарыну ведет очень длинная — 70 километров — линия электропередачи. Здесь не избежать естественных потерь киловаттов, особенно в зимнее время.

А если случается обрыв на линии, то ремонтные бригады добраться до поломки могут только на лошадях да санях. На высокогорье погода сплошь суровая, с ней шутки плохи. Деньги надо вкладывать в эксплуатацию, убежден Рамиль Муканбетов, а современные приборы учета следует внедрять поэтапно.

В качестве безвозмездной помощи Всемирный банк передал ОАО «Востокэлектро» 300 трансформаторов, но по правилам они должны находиться на балансе местной власти, ведь за надлежащую инфраструктуру отвечает МСУ.

— Стараемся поддерживать с айыл окмоту партнерские отношения, — говорит руководитель центра качественного обслуживания потребителей электроэнергии, — постоянно напоминаем об абонентской задолженности, которую следует погашать своевременно.

В Нарыне государственные и муниципальные служащие жалуются, что Минфин задерживает дотации, у них возникает дебиторская задолженность не по их вине. На сегодня долг превышает 350 млн. сомов, из которых 67 млн. — неоплаченные счета населения.

 

ВСЕ В НАШИХ РУКАХ

Настоящую гражданскую зрелость, активность и знание прав потребителей электроэнергии продемонстрировала Диляра Нурметова, проживающая в Караколе, возглавившая Иссык-Кульский центр качественного обслуживания. Она проанализировала действующие в стране энергетические законы и пришла к выводу, что многие уже устарели и нуждаются в обновлении. К тому же необходимо разработать новые правила пользования электричеством. Обратилась в местные кенеши и нашла там поддержку и понимание.

Контролеры умудряются нарушать права потребителей и выходить сухими из воды, то есть безнаказанными. Чтобы избежать подобного, необходимо просвещать население, заставлять энергетиков периодически отчитываться перед людьми. О доверии к чиновникам пока говорить не приходится, заслужить его очень трудно. Но быть безграмотным в наше время — преступление против себя.

По ее словам, под защиту центров в первую очередь попадают многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры. Сотрудники центров качественного обслуживания клиентов работают как волонтеры, без оплаты, каждый в своей группе. Их поддерживает фонд «Юнисон», сотрудники которого всегда готовы помочь разобраться с нарушениями, внедрять принципы добросовестного управления.

Диляра Нурметова говорит о трудностях: сложно получить в энергетических компаниях нужную информацию, местная власть не всегда идет навстречу НПО, игнорирует заявки. — Но с нашими законами вполне можно работать в правовом поле, — убеждена Диляра, — надо только не лениться и защищать свои права, знать, что существует Закон «О доступе к информации».

Приводит примеры: сельчанка Асель Маманкулова обратилась в суд с иском к контролеру, который сам сорвал пломбу со счетчика, а затем обвинил в содеянном хозяйку дома. Разбирательство длилось три года, в итоге Верховный суд вынес справедливый вердикт, женщина получила компенсацию.

Другая абонентка доказала в суде, что отключение ее дома от электроэнергии якобы за неуплату незаконно, женщина своевременно платила за услуги через коммерческий банк. В результате выиграла иск и получила 10 тысяч сомов в качестве компенсации.

Не всегда бывают виноваты электрики, спешащие отключить от благ цивилизации злостных должников. Нурметова рассказала об одном из жителей Прииссыккулья, который длительное время не пускал к себе в дом контролеров, ссылаясь на неприкосновенность частной собственности.

Как выяснилось позже, кыргызстанец ловко маскировался, забросив «уздечку» на провода, несколько лет умудрялся не оплачивать счета, попросту сам воровал, а выдавал себя за жертву «негодяев-контролеров».

Недавно министр энергетики Осмонбек Артыкбаев обсудил сокращение потерь в энергетической отрасли с директором регионального бюро KFW в Центральной Азии господином Стефаном Луцем. Он поблагодарил представителя немецкого банка за содействие во внедрении электронных счетчиков. Остается надеяться, что европейские приборы учета окажутся высокого качества.

Галина ЛУНЕВА.

Фото предоставлено 

фондом “Юнисон”. 






Добавить комментарий