Main Menu

Тайна узгенского риса оказывается, он растет в «золотой воде»

Об этом поведал Тыныбек Сатыбалдиев, проживающий в селе Башат Узгенского района Джалал-Абадской области. Он бывший учитель, ныне — частный предприниматель, энтузиаст, работает с различными сортами риса более 14 лет, поддерживает известный бренд республики. Есть у фермера и своя фирма «Ак-Жубал».

JA&OSH_Day2 (387)Разглядываю аккуратные чеки, затопленные водой, размышляю: что же особенного в знаменитом узгенском рисе, как его сеют, выращивают, убирают урожай (здесь — только вручную), добиваясь превосходного качества?

Мы знаем, что узгенский рис калорийный, не разваривается, плов из него питательный и вкусный, даже без мяса. Узгенский рис — самый дорогой: его стоимость в три-четыре раза выше цены других сортов. В чем секрет?

Слушая рассказ Т. Сатыбалдиева, начинаю понимать, что за твердым, упругим рисовым зернышком стоят прежде всего упорный кропотливый труд, настойчивость и неукоснительное соблюдение всех агропромышленных методик. К примеру, удобрение надо вносить только в определенные сроки, иначе урожай можно испортить.

А что касается местных жителей, то они утверждают, что все дело в почве, особом климате, а главное — в поливной воде, в которой якобы растворены частички золотого металла, благодатно действующие на рис.

JA&OSH_Day2 (364)Наверное, так оно и есть, во всяком случае, стоимость узгенского риса полностью оправдывает себя: 110-120 сомов за килограмм (правда, осенью, в разгар сбора урожая, цена опускается до 70-80-сомов за кг).

Культура эта весьма капризная, семена сеют прямо в воду строго в мае-начале июня, колос созревает обычно через три-четыре месяца. С одного гектара получают 5 тонн риса (вместе с шелухой), а чистый выход продукта в среднем составляет 2 тонны.

Напомним, что, несмотря на нехватку уборочной техники, бизнес этот считается высокорентабельным. Фермер вкладывает 35 тысяч сомов в один гектар, а получает с него 200-250 тысяч в национальной валюте.

У Тыныбека в аренде 2 гектара земли, рядом — чеки соседа Алишера Маматкадырова, он из соседнего села Торт-Куль. По их словам, узгенский рис полностью поглощает внутренний рынок. Пытались экспортировать продукт в соседние Узбекистан и Таджикистан, но без посредников обойтись невозможно, а платить им — себе в убыток.

Правда, узгенский рис хорошо берут в России и Казахстане, но постоянных покупателей нет, как отсутствуют в районе и товарно-сбытовые кооперативные хозяйства. — Торговать в одиночку в наше время нельзя, — признается фермер, — далеко до рынков сбыта, высокие транспортные расходы, горючее без конца дорожает.

— В прошлом году моя племянница Айтойгон, выпускница Ошского госуниверситета, написала бизнес-проект и отправила его в международный общественный фонд в город Пангея (Словакия), — рассказывает Т. Сатыбалдиев. — Представленные комиссии расчеты удовлетворили комиссию Центра по коммуникациям и развитию, правительство Словакии в рамках программы сокращения бедности предоставило мне современное оборудование по очистке риса.

Станок в состоянии обработать 3 тонны риса, Т. Сатыбалдиев оказывает услугу по очистке другим рисоводам, в прошлом году 8 тонн риса с шелухой получил от сельской управы. Себе оставил 4 кг как плату за выполненную работу.

— Местные фермеры выращивают в основном два сорта риса: ак-курук и жабырык, — продолжает рассказ мой собеседник. — Чтобы засеять один гектар, требуется 200 кг семян. Я в течение семи лет выводил более рентабельный сорт, скрещивая «Чемпион» и «Кара кыртырык». Получилось! Колос у нового риса более насыщенный, а зерна крупнее. Название еще не придумал, но сорт кардинально отличается от привычного «Чемпиона».

Убирать осенью урожай Тыныбек будет, как и в прошлом году, вручную. Ему не обойтись без наемной силы, на комбайн денег нет. Платит поденщикам неплохо — по 150 сомов в день. У государства давно ничего не просит и не ждет ни от кого помощи. Банковские кредиты не по карману, даже если скооперироваться с двумя-тремя земляками-рисоводами.

Сатыбалдиев платит земельный налог, он небольшой — 4 тысячи в год, плюс стоимость электричества, от которого работает станок по очистке риса, это еще 20 тысяч. И, пожалуй, все. Нынче лето выдалось дождливое, для сушки риса потребуется не менее 10 дней. А при ясной солнечной погоде всего-то надо 3-4 дня.

Напоследок фермер     предостерегает: не покупайте узгенский рис на наших базарах. Надо знать места, где наверняка приобретешь настоящий, а не окрашенный суррогат или неполноценный узгенский рис, ведь его часто смешивают с другим, более дешевым сортом. На глаз ни за что не отличишь. Брать надо только у знакомых рисоводов.

Галина ЛУНЕВА.

Фото предоставлено Институтом политики развития.







Добавить комментарий