Main Menu

Место для основателя города

«СК» сообщало, что градостроительный совет Бишкека принял решение установить памятник основателю нашего города — Бишкек баатыру — на пересечении проспекта Чуй и улицы Фучика. Мы расспросили профессионалов-градостроителей, как они оценивают такое решение. Нашим экспертом выступает сегодня член градостроительного совета столицы архитектор Бейсен КАРИЕВ.

— Вы участвовали в обсуждении этого вопроса на заседании градсовета. Как все происходило?

— Вопрос размещения памятника Бишкек баатыру стал достаточно интересным и, конечно, дискуссионным. Предлагалось много различных мест для его расположения, но большинство из них по тем или иным причинам не подошли. Главная особенность, что речь идет об основателе нашего города, стало быть, далеко не всякий район такому монументу подойдет.

— Бейсен Сергеевич, есть люди, которые подвергают сомнению сам факт существования такой исторической личности…

— Я вам так скажу, если бы даже такой исторической личности не было, то ее  следовало бы выдумать. У многих городов мира основателями  считаются мифические или почти мифические персонажи. Ничего плохого в этом нет, это лишь издержки «старины глубокой».

Инициаторы же возведения памятника Бишкеку, которые уже собрали средства на его установку, утверждают, что это реальная историческая личность. Они даже знают, что его кумбез (могила) располагался на месте кинотеатра «Иссык-Куль». В любом случае был некто, от кого пошел наш город. В исторических записях средневековья у одного известного арабского историка, например, написано, что Чуйскую долину можно пройти по крышам, настолько густонаселенной она была. Нынешняя Кузнечная крепость считается цитаделью нашей столицы.

По мнению некоторых, Бишкек баатыр был крестьянином, кто-то утверждает, что он — кузнечных дел мастер, но народная память дала ему (видимо, вполне заслуженно) приставку к имени «баатыр», отдавая тем самым дань уважения его ратному подвигу. В старину ведь и крестьянам приходилось брать в руки оружие, если родине грозила опасность. В любом случае заслуга Бишкек баатыра в том, что он первым сделал шаг к оседлой жизни. И памятник такой исторической личности, даже если она отчасти мифическая, у нашей столицы должен быть…

— Каковы были аргументы в пользу выбора места на пересечении проспекта Чуй и улицы Фучика? И встретила ли эта идея поддержку инициативной группы?

— Сразу скажу, что инициаторы установки памятника Бишкек баатыру нашу идею поддержали и с аргументами согласились.

А выбор удачного места для памятника — дело исключительно важное. И у этой стороны вопроса есть как минимум два резона. Возможно, установка памятника Бишкек баатыру с семантической (смысловой) точки зрения стала бы логичной возле здания мэрии Бишкека. Но если, положим, монумент этому баатыру будет конным,  то там уже стоит памятник нашему главному эпическому герою Манасу. Эскиза пока не существует, и речь идет только о выборе места. Кстати, последний  часто влияет и на выбор эскиза. Так вот, памятник Манасу тоже ведь конный. Установка второго такого просто была бы неудачным решением. Два монумента поневоле спорили бы между собой. И какой-то из них просто «потеряется».

С градостроительной точки зрения расположение памятника на пересечении проспекта Чуй и улицы Фучика, при въезде в столицу, где даже не четыре, а пять крупнейших магистралей встречаются в одном месте, — отличное решение. Это самый людный въезд в Бишкек на автотранспорте. Этот перекресток — первое, что видят гости, прилетевшие к нам самолетом (здесь проходит трасса из аэропорта).

Будет приятно встречать гостей, туристов, родных, открывая им путь в столицу страны монументом столь важной для нас исторической персоны. Этот памятник может сразу расположить их, дать им понять, как ценим и храним мы (народ Кыргызстана) свое историческое прошлое… Такой «фасад», столь значимые «ворота» в главный административно-культурный центр страны, многое говорит о народе, что здесь живет, согласитесь!

Кроме того, Чуй — это проспект, где когда-то проходила основная караванная тропа Великого Шелкового пути. Ну а главное, это место по площади позволяет развернуть полноценный памятный комплекс баатыру.

— А почему так важно, чтобы памятник видели много людей? Некоторые, например, стремятся расположить очередное творение непременно в центре города, хотя он, по-моему, и так уже загружен ими…

— Вот, кстати, о таком стремлении… Вы знаете, где у нас расположен в Бишкеке памятник Курманджан датке?

— Знаете, еще пару дней назад я бы ответила: «Нет». А тут случай заставил поинтересоваться. И я узнала, что он у нас, оказывается, стоит на Дзержинке, на  проспекте  Эркиндик то есть…

— Вот видите, почему важно, чтобы место было людным. Дело в том, что когда речь на градостроительном совете зашла о выделении места  для установки памятника Алайской царице, то архитекторы советовали поставить его на пересечении проспектов Чуй и Ибраимова (бывшая Правды), но с нашими доводами не согласились. Инициаторам был нужен, как вы выразились, непременно центр города. Вот памятник и затерялся, хотя вроде бы выбрали «престижное» место. Есть свои архитектурные законы и нюансы при установке памятников. Монумент на местности должен доминировать, увязывать на себе архитектурное окружение, это очень важно для его значимости.

Возвращаясь к вопросу о памятнике Бишкек баатыру, скажу, что мы уверены: при верном решении на местности будущий монумент может стать самым настоящим украшением западного въезда в нашу столицу,  способен создать тот мажорный акцент, который привлечет к себе  внимание гостей и жителей Бишкека.

Интервью взяла 

Чинара АСАНОВА.







Добавить комментарий