Main Menu

Спасти отечество берутся правоведы

«Роль юридического сообщества в развитии государства» — так назывался прошедший в Бишкеке «круглый стол», который провела ассоциация «Юристы Кыргызстана».  Тема заинтересовала. Ведь все годы независимости нам твердят о том, что в стране царит «верховенство закона», однако беззаконие мы наблюдаем каждый день и везде. 

Куда девался правопорядок?

Потекли мысли о том, какова же на самом деле роль юридического сообщества в процветании страны? Наши законодательные нормы опубликованы,  почти стабильны. Тут приходится в скобках добавить, что при этом они не всегда предсказуемы в правоприменении. Мы слышим утверждения, что в стране нет никого выше закона, все перед ним равны, а про себя добавляем, что в порядке исключения есть у нас и те, кто имеет правовой иммунитет и не преследуется  законом. К примеру, нардепы — такие важные должностные лица, которые в силу своих широких полномочий могут вершить произвол.

Все более развивающаяся идея об ответственности юристов заставила задуматься, а будет ли на «круглом столе» обсуждаться вопрос о том, как же на самом деле функционирует наша система правосудия, насколько она прозрачна? Почему не прекращаются скандалы вокруг судей? Дело дошло уже до того, что их может избить разъяренная толпа, а ведь это — конец всякой законности. Что привело к такому положению дел? Насколько судебная система зависима или независима от правительства  и Жогорку Кенеша? Выносят ли наши суды решения только на основании фактов и законов? Насколько хороши процедурные атрибуты и часто ли наказывают судей за неправильно вынесенные вердикты? Или какова ответственность других людей, имеющих юридическую специальность и работающих в других правоохранительных органах? Например, в той же милиции? А какова ответственность юристов, участвующих в создании законодательной базы?

«Стол» обещал быть острым и, судя по названию, -вскрыть жесткие и тяжелые вопросы сложившейся практики в нашей правоохранительной системе. Тут, скатываясь к банальностям, добавлю, что очень многое в состоянии общества зависит от применения права, и если бы каждый нарушивший закон точно знал, что его вину докажут, а наказание неотвратимо, то у нас не было б никакой коррупции, на улицах царили бы порядок и безопасность.

 

Борцы за права человека

Итак, обсуждение состоялось важное. Участники признали, что существует громадное расхождение между реальностью и заложенным в Конституции определением Кыргызстана как унитарного, светского и правового государства. Разговор шел о наиболее сложной ситуации  в правовой сфере, поскольку пренебрежение законностью стало обыденной практикой. За что во многом несут ответственность именно юристы. Им и предстоит большая работа по укреплению правовой составляющей государства, без этого страна не выкарабкается из нестабильности и кризиса. А все права человека, прописанные Конституцией, можно реализовать только в том случае, если правовая основа добротна и защищает неписанные принципы  законности, морали, справедливости.

А раз до идеала нам далеко, то кто в этом виноват? Те, в чьи профессиональные обязанности входит эта задача? И ведь если подумать, кто, как не специалисты по правоведению пишут законы и на практике их реализуют. Судьи, следователи, прокуроры, нотариусы, юрисконсульты, адвокаты. Одни из них защищают лиц, привлеченных к уголовной ответственности, другие к этой ответственности привлекают. То, что юристы подняли в своем кругу  разговор об ответственности,  очень важно. Ведь даже если не думать о глобальных задачах развития государства, каждый отдельно взятый юрист способен позитивно влиять на происходящее. В его власти помочь несправедливо обиженному, защитить потерпевшего, незаконно уволенного, восстановить или обеспечить защиту собственности от рейдерских посягательств. Так что даже самые скромные представители этой профессии — борцы за права человека, но ответственность за соблюдение законности лежит на каждом.

А судьи кто?

Прокомментировать наиболее волнующие вопросы ответственности жрецов Фемиды наш корреспондент попросила члена правления ассоциации «Юристы Кыргызстана», профессора, доктора юридических наук Кайрата ОСМОНАЛИЕВА. 

— Судья — вот наиболее ответственный и квалифицированный юрист. Это венец юридической карьеры, человек, который ставит точку в разрешении правового конфликта. От него зависят судьбы людей. Однако я встречал судей малограмотных, да еще с испорченным правосознанием.  Такие приходят на эту позицию, чтобы участвовать в коррупционных схемах. От них надо нещадно избавляться.

— Как избавиться от неправедного судьи?

—  В основном такие попадаются на взятках. Но не так-то просто привлечь судью к ответственности. Есть строгие процедуры, которые затягивают  подобные дела на годы. Еще есть уголовная ответственность за вынесение заведомо неправосудного решения.

— Многих ли посадили по такой статье?

— Лично я не знаю ни одного случая. Для того чтобы привлечь к ответственности судью, он  должен признаться в том, что осознанно принял неправедное решение. Доказать же факт намеренности очень трудно, потому что все доказательства — субъективные. Если из этой статьи убрать слово «заведомо», тогда она могла бы стать хорошим рабочим инструментом. Сейчас же судебное решение могут отменить в вышестоящей инстанции. Тогда судья получит небольшое административное взыскание, вот и все наказание, которого никто не боится. А между тем  такой судья наносит миллионный ущерб  государству или личности, или человек после этого совершает суицид. Есть и другие статьи, по которым можно посадить судью, но эти две — его родные.

—  Но есть и другая правда. Властителям  противостоят те, кого они осудили.

— В СМИ сообщалось, что возобновили производство в отношении тех лиц, которые кидали в судью тапочками во время процесса.  Но почему такое стало возможным? Судья олицетворяет закон, и, если он справедлив и неподкупен, его будут уважать, какое бы суровое решение он ни принял. А если судья непрофессионален и идет на сделку с совестью? Люди такие вещи чувствуют быстро. Если бьют судей, то это показатель, что не тех избрали. Недавно Президент вернул материалы по всем 26 кандидатурам межрайонных судов. Этим он подал знак Совету по отбору судей. И в самом деле, нет никакого логического объяснения, почему отобран тот или иной кандидат. Набор судейского корпуса — самое важное мероприятие. Совет взял на себя большую ответственность, но вместо того чтобы объясниться, почему они выбрали именно этих людей, «поймал тишину».

 — С момента создания Совета  по отбору судей вокруг него очень много скандалов, почему?

— Руководитель этой организации Шамарал Майчиев как-то заявил на одном из общественных обсуждений, что было бы хорошо, если бы в совете сидели зэки. Я тогда подумал: «Ну все, допрыгались». Других комментариев не было.  Лучше бы они самораспустились, не дожидаясь, пока либо Президент, либо народ не подведет черту под этой конторой.

— Жестко вы к ним…

— Мы ставим под сомнение легитимность их деятельности. Есть конституционный закон о судьях, там нет ничего о третьем туре конкурсного отбора, который сейчас проводят. Совет не является нормотворческим органом, и тогда на основании чего они придумали  третий тур? Может, был какой-то интерес?  Так что Президент правильно сделал, что вернул им те кандидатуры. И по логике вещей отборщикам следовало как-то пояснить, чем руководствовались, подобрав именно этих людей.

— Вы критикуете их, но почему?

— Потому что отбор судей проходит непрозрачно. Осенью я намерен предложить свою кандидатуру на пост судьи Конституционного суда,  хочу лично протестировать эту систему. Но при этом я на сто процентов уверен, что меня «прокатят», отомстят за критику.

— И снова непонятно. Почему только осенью, почему не раньше?

— Потому что мне только на днях исполнилось сорок, это нижний порог возрастного ценза. Странно то, что в президенты можно идти с тридцати пяти, а в судьи лишь с сорока.

— У нас есть постулат о независимых судьях. 

— Процедура такова, что после отбора в совете кандидатуры судей утверждает Жогорку Кенеш. А это значит, что они идут на поклон ко всем лидерам фракций. Те дают команду, за кого голосовать. И это независимость? По замыслу судейский состав должен был качественно обновиться, однако реформы провалились в части отбора. Потому и пришла пора осознать свою ответственность и сделать что-то ради будущего, ведь в этой стране нам жить. Если каждый будет что-то делать на своем участке: финансисты, мы, экологи — все, словом, то мы вытащим стану из разрухи.

Гульмира ИБРАИМОВА.



« (Previous News)



Добавить комментарий