Main Menu

Местная — значит, наша власть. Работать с людьми, а не с бумагами

В Бишкеке презентован Национальный доклад  «Человеческое развитие в фокусе местного самоуправления: ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!». 

Разговор о проблемах и реформе МСУ за 20 прошедших лет стал уже перманентным среди экспертов и политиков. К сожалению, дальше обсуждения реальная финансовая и административная децентрализация не продвигается. Проблема в том, что все привыкли воспринимать МСУ не больше, чем просто один из уровней государственного управления, некое продолжение районных госадминистраций. И все почему-то забыли, что роль местного самоуправления совершенно иная, она проистекает из природы вопросов, которыми занимается. Это ежедневная жизнь, трудности местного значения, совершенно приземленные и бытовые вещи или, наоборот, слишком отвлеченные аспекты, которые не требуют никакого участия государства. Традиционно в числе этих вопросов мы видим лишь уборку мусора или ремонт водопровода. Но на самом деле есть круг факторов жизни каждого кыргызстанца, который с утратой советской идеологии выпал из сферы внимания государства и общества, остался как бы сам по себе и незаметно превратился в проблему. Речь идет о нематериальных вещах: традициях, семейных ценностях, согласии и даже моральном климате в сообществе. Единственный уровень управления, способный заняться этими вопросами, — это местное самоуправление. Однако такие вещи не значатся в «портфеле» полномочий и обязанностей МСУ. Да и вообще, образно говоря, сегодня эта структура стоит спиной к народу и сообществу и лицом к власти, тогда как для эффективного решения вопросов местного значения все должно быть наоборот. О причинах написано и сказано немало, причем в качестве основных называют обычно две — финансовую зависимость от центра и подчинение государственным администрациям. Но если взглянуть глубже, то трудность одна: МСУ- это не государственная, а прямая народная власть, но все воспринимают ее иначе. В связи с этим эксперты в своем докладе взаимосвязывают воедино понятия местного самоуправления и человеческого развития. Стоит отметить, что впервые в истории исследований в Кыргызстане индекс человеческого развития (ИЧР) был рассчитан не только на страновом уровне, но и на уровне каждого муниципалитета, органа МСУ. Этот подход позволил авторскому коллективу выявить интересные и поучительные зависимости между двумя аспектами, в том числе связанные с уровнем доверия к руководителям местных органов, бюджетами и т.д.

Другим принципиальным отличием доклада стала разработка двух новых индексов — индекса институциональной устойчивости муниципалитета и индекса возможностей МСУ. Существующие статистические данные позволили пока рассчитать только последний. Однако оба новых показателя вместе с индексом человеческого развития представляют собой гармоничный и эффективный инструмент измерения уровня развития местной власти как среды для развития человека. Аналитическим центрам и исследователям Кыргызстана еще предстоит углублять и расширять применение данного инструмента, но доклад заложил для этого хорошие теоретические и практические основы, что придает ему дополнительную ценность и убедительность.

Процесс разработки исследования впервые позволил сформулировать видение МСУ 2020-го и 2030г. Согласно прогнозу, в 2020 году орган станет финансово и административно независимым. Сможет улучшить качество жизни населения через предоставление муниципальных услуг высокого уровня за счет наличия финансовых ресурсов и квалифицированных кадров. Подотчетная населению и прозрачная система органов МСУ будет основана на улучшенном законодательстве и адекватном территориальном устройстве. А также пользоваться доверием и поддержкой граждан. В 2030 году  это будет устойчивой системой финансово и административно независимых органов МСУ, пользующихся абсолютным доверием населения за счет своей прозрачности и подотчетности гражданам. Система нацелена на улучшение качества жизни на подведомственной территории и решает задачи местного экономического развития. Успех самоуправления опирается на квалифицированные кадры, финансовую независимость, эффективное управление и административную автономию. Такое видение позволяет    подходить более обоснованно к проведению дальнейших комплексных реформ в сфере МСУ, к выработке и реализации мер политики, а также оценке качества принятых решений и достигнутых результатов со стороны гражданского общества.

«Актуальность, практическая и аналитическая значимость доклада очень быстро получили свое подтверждение. Уже в процессе его подготовки к печати правительство и экспертное сообщество страны приступили к обсуждению новой программы развития местного самоуправления, в том числе и с учетом аналитических выводов и рекомендаций, сделанных в ходе исследования. Некоторые положения нашли отражение в Стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 гг. Однако жизнь доклада не заканчивается его публикацией. Нет сомнений в том, что обширный материал поможет теоретикам и практикам местного самоуправления генерировать и реализовывать новые идеи, направленные на повышение стандартов и уровня жизни граждан, местных сообществ, роста эффективности работы органов местного самоуправления», — отметил на презентации постоянный координатор системы ООН и постоянный представитель ПРООН в КР Александр Аванесов.

Ирина КОВШОВА.

 







Добавить комментарий