Main Menu

Кинопланетянин

Синема для Кыргызстана всегда было нечто большим, чем обыкновенное целлулоидное чудо. Это не ристалище гордых одиночек, не платформа для воплощения строго индивидуальных амбиций, ибо лишь в общей упряжке профессионалов можно говорить об успехах в коллективной сфере творчества. И такое вольное братство в республике есть! Именуется оно Гильдией безработных кинематографистов, а расскажет о нем нашим читателям Эмиль Джумабаев: по убеждениям — тенгрианец и буддист, по жизни — экзистенциалист и фаталист, по духу – евразиец и урбанист, по специальности – режиссер и кинематографист.

ФОТО 1— Эмиль, когда возникло ваше неформальное объединение?

— Это подлинно нонконформистское сообщество появилось в 2004 году.

— Что же объединило его членов?

— Во-первых, все они являются кинематографистами, пусть разных возрастов и количества лет, отданных профессии. Главным принципом стало равенство. И в то же время органично появилась естественная иерархия, заложенная в природе вещей. Так, произошли отбор и кристаллизация, и к 2009 году гильдия обрела жесткий испытанный костяк. Но еще ранее сообщество стало называть себя «оркестром клуба одиноких сердец сержанта Котожекова». Конечно же, это отсылка к знаменитому битловскому альбому, что до Котожекова, то эта чудесная для кыргызского уха фамилия принадлежит реальному человеку (дай Бог ему здоровья!) Из-за длины это название, правда, употребляется редко, только членами гильдии и приобрело особо торжественный и эзотерический характер. Хотя глубинную суть данного сообщества оно передает точнее, но для внешнего мира «гильдия» удобнее.

— На этом термине и остановимся…

— Активисты гильдии сразу же поломали привычную градацию кинопрофессий, носящую не профессиональный, а психологический характер. В зависимости от задач и обстоятельств они могли быть в одном случае постановщиками, в другом — водителями, в третьем — актерами, ассистентами, рабочими… И все это без чванства, столь присущего нынешнему самодеятельному кинематографу улиц и базаров. Главное – это общее дело, и главное, что ты — киношник. Отсюда же характерное для гильдии насмешливое отношение к словам «автор», «режиссер», а также к званиям, чинам, наградам, призам, но и жесткая самокритичность к собственным опусам! Артельный способ помогает наиболее эффективному выполнению поставленных задач и еще более скрепляет дух братства и солидарности. В отличие от частных компаний и студий, спешащих накупить аппаратуру, морально устаревающую каждые полгода, гильдия главный упор сделала на генерирование идей, на интеллект, использующий возможности Интернета.

— Пытаетесь разрушить привычные устои?

— Гильдия отнюдь не подполь-ное сообщество, она никогда не позиционировала себя как андеграунд. Напротив, ее члены самым активным образом участвовали во всех заметных процессах в кыргызском кинематографе последних лет, выступали с инициативами, готовили проекты стратегического развития отечественного кино, сотрудничали с государством и не уклонялись от службы в киноструктурах. Главным мотивом была поддержка всего, что реально помогает развитию нашего кинематографа как культурного и государствообразующего феномена. Иногда участвовать в кинополитике приходилось, почти насилуя собственную природу. Но ради главного шли и на это, причем постоянно.

— Неужели все складывалось гладко?

ФОТО 2— Нет, конечно! Ведь твердая принципиальность, независимость, ироничность, сплоченность, необъяснимая для профанов эффективность гильдии создали ей множество врагов и завистников. Но бессильная злоба отскакивает от хлипкой двери гильдии с надписью «Весь мир играет в демократию, а подлинная свобода здесь» как горох от танковой брони. Впрочем, гильдия не питает иллюзий по поводу состояния дел в национальном кинематографе, видит, какие существа оказались на руководящих постах, и уже избрала такую форму поведения, как даосское недеяние, являющееся на самом деле высшей формой активности!

И вот что объединяет гильдию, это, во-вторых, отношение к кинематографу не только как к профессии, но и как к судьбе. Кто испил из этого источника, тот уже не сможет заниматься чем-то другим. И что бы ты ни делал, ты все равно занимаешься кинематографом. Отныне это твоя планида.

— Наверняка у апологетов гильдии разные вкусы и предпочтения, подходы к теории и практике кинематографа, так?

— Естественно. Но при всей разности взглядов есть почти единодушное понимание того, что является кинематографом как искусством, а что не является. При делании собственных фильмецов планка качества ставится высоко, в сознании всегда присутствуют мировые образцы и киноклассика. Это не высокомерие и апломб, напротив, в этом есть скромность, трезвость и адекватность. Ты никогда не достигнешь линии горизонта, но идти обязан. Твое неизбежное поражение сущностно важнее суетных успехов иных, а этих иных — легионы.

Для гильдии успех – это возможность сказать что-то свое, поделиться собственным впечатлением от мира. Любимый режиссер гильдии — Отар Иоселиани, который уже в 2000-е годы сказал в одном интервью: «Не существует ни грузинского, ни французского, ни русского кинематографа, а существует кино как способ выражения личности, которая хочет поделиться своим опытом». Это точное выражение духовного кредо гильдии.

— И тем не менее как же дух бунтарства, столь неотъемлемый от облика многих творческих персон?

— Конечно, в гильдии, в этом своеобразном клубе, царят полная свобода слова, демократичность в отношениях, простота нравов. Здесь незримо витает правило Телемской обители из «Гаргантюа и Пантагрюэля» – «Делай что хочешь». Споры и дискуссии с почти обязательными личными выпадами и энергичным упругим матом служат превосходной интеллектуальной школой, поверьте. Атмосфера напоминает Запорожскую Сечь или войско в походе. Многие киношники (и не только они) просто выживают, приходя в гильдию. Это место, где человек имеет редкую ныне роскошь быть таким, какой он есть. В иные дни собираются довольно большие компании, и начинается «сорочинская ярмарка» или «юбилей группы Deep Purple». Дым коромыслом, стучат нарды, звенят бутылки с нектаром и амброзией, витают духи, здесь спорят о философии  Ницше или кинематографе Робера Брессона, рядом делятся рецептом наилучшей засолки сала или подсказывают, где купить недорогие добротные джинсы. Много смеха, метких наблюдений-зарисовок, устных импровизаций, внезапных экзистенциальных прозрений. Если присутствуют девушки, то их всячески обхаживают, и им это нравится. Ведь в гильдию, заметьте, заходят только интересные дамы, а не коровы и гусыни.

— Занятно!

— В сущности, гильдия является ничем иным, как ковчегом. В нынешнюю эпоху, которая, к слову, в индуизме называется «Кали-юга», то есть «черный век», люди будут «спасаться», строя для себя и близких разнообразные убежища. Всем нам нужны свои ковчеги, дабы добраться до земли обетованной…

— А места на борту хватит всем?

— Убежища востребованы в любые времена, но только в нынешний период у них появился явный эсхатологический привкус. Прежние экологические ниши, союзы единомышленников, хорошие коллективы ушли в прошлое. Нужны не группы по интересам, а общины и ордена, если хотите — партизанские отряды. Кризис переживает не только прежний социалистический коллективизм, но и  либеральный индивидуализм. Обе эти философские позиции исходят из сугубо материалистических, светских установок. Они не понимают, почему люди вместе? А вместе, чтобы спасаться! Человек может умереть в одиночестве, но жить в одиночестве он не может. Мы существа социальные и только, природными были в раю или во младенчестве. А истинной основой социальности могут быть лишь метафизические принципы. Все другое, по большому счету, лишь тусовка. Ковчег нужен, дабы сохранить, спасти «семена жизни» для того, чтобы мир продолжался и после потопа.

— Эка вы хватили!

— Я больше скажу — гильдия несет в себе множество вещей. Среди них традиции кыргызского кинематографа, в том числе  богемные; евразийское мироощущение и мировоззрение; нонконформистский опыт в условиях неоколониализма и неорабовладельческого строя, скрывающихся под названием «глобализм»; партизанский джихад против глобализма, основанный на тактике чань-буддизма; попытка максимально сблизить профессию и образ жизни, придать существованию целостность и устремленность к  трансцендентному.

— А если говорить конкретно о кинематографе…

— …то, по мнению членов гильдии, он не случайно возник на пороге XX века и обрел фантастическую популярность в 20-80-х годах. Он «задвинул» все остальные виды искусств, чтобы в последние эпохи мировой истории «представительствовать» за искусство в целом и помочь финальному подведению итогов. Это его миссия, и отсюда понятно, почему поверх всех направлений и жанров единственным стилем настоящего кинематографа является метафизический реализм. Подлинный фильм оставляет в нас ощущение бесконечности; мы понимаем, что окружающий мир – это еще не все.

Совершенно не претендуя на значительность, гильдия тем не менее уже превратилась в феномен как кыргызского кинематографа, так и всей нашей действительности. Для своих же членов она является ковчегом спасения, общиной ессеев, орденом меченосцев, масонской ложей, то есть одной из важнейших частей их жизни. И это здорово!

— Действительно!

 

Беседовал Канат ИБРАЕВ.
Фото из архива 
Э. ДЖУМАБАЕВА.





Добавить комментарий