Main Menu

Развитие страны без знания госязыка невозможно

Сегодня большинство граждан нашей многонациональной страны, к сожалению, не владеет кыргызским языком. Причем это в равной мере относится и к представителям титульной нации. А ведь речь прадедов — это живая и прочная связь, которая объединяет настоящее,  прошлое  поколения в единое целое. Забыв родной язык, люди теряют многовековые духовные достояния, способ понимания мира, сокровищницу народного творчества, которое сохраняется в песнях и легендах, сказках и поговорках, думах и рассказах. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Отберете у народа все —  он все возвратит, а отберете язык — и он никогда уже его не создаст». 
За годы суверенитета в стране был принят ряд мер по поддержке кыргызской речи, но проблемы до сих пор остаются. В связи с этим 1июля текущего года Алмазбек Атамбаев подписал Указ «О мерах по развитию государственного языка и совершенствованию языковой политики в Кыргызской Республике», основные направления которого заложены в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы и Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в республике. Мы  решили узнать у горожан, что же, по их мнению, препятствует развитию родного языка и какие первоочередные меры помогут решить проблему.  
1
Улан Акынович, маркетолог: 
— Если нет потребности, то искусственно ничего нельзя создать. К примеру, в Эстонии правительство создает своеобразный бренд родного языка. Он популярен и востребован. Если человек не знает эстонского, то и не трудоустроится. У нас должно быть так же. Пока только парламент проводит все свои заседания на кыргызском языке, но и это неплохой результат. Нам всем стоит брать с них пример. До сих пор, если собираются 50 человек и один из них русскоговорящий, то в знак уважения беседа проходит на его языке. Считаю, что сограждане должны знать и официальный, и государственный языки. Для развития последнего следует открывать специализированные центры, пиарить кыргызский, тем самым пропагандируя его изучение, но самое главное — необходимо создать рынок, чтобы язык стал востребованным. А время покажет, как закон работает и не останется ли он только на бумаге.
2
Респондент пожелал остаться неизвестным: 
— Самое главное, чтобы у человека было желание, иначе он не станет ничего делать. Сейчас все ссылаются на отсутствие учебников, слабое техническое обеспечение, нехватку педагогов и т.д. Все это неуместные причины. К примеру, японцы приезжают к нам и через год уже играют на комузе и почти свободно говорят. Когда люди стремятся к чему-то, им не надо ни книг, ни компьютеров. А 80 % русскоговорящих граждан не планируют остаться в Кыргызстане, поэтому не хотят учить кыргызский. Ведь при желании можно уехать в село, где все общаются только на кыргызском языке, и через год свободно на нем говорить. Очень плохо, что многие городские кыргызы также не знают языка. И в этом в первую очередь виноваты их родители.
3
Фаина Петрунина, пенсионерка: 
     — У меня внук учится в 7-м классе и, несмотря на то что кыргызский у них школе преподают, говорит на нем плохо. Обучение ведется не на высшем уровне, нет хороших педагогов и книг. Поэтому необходимо разработать доступную методику, выпустить больше учебников и решить проблему с нехваткой сильных кадров. Я также считаю, что надо уже в яслях начинать преподавать кыргызский. Конечно, старшему поколению тяжело его выучить, ведь с годами люди плохо усваивают язык. Сейчас главное — начать обучать тех деток, которые недавно родились. Иначе ситуация не изменится.
4
Нургуль Мусаева, бухгалтер: 
— Эта тема поднимается уже не первый год, но до сих пор все вопросы о развитии языка остаются  на уровне разговоров. А ведь проблема начинается с того, что учебные материалы не соответствуют уровню и не хватает специалистов. Маленькая зарплата в школе заставляет грамотных педагогов менять профессию. К примеру, моя сестра — прекрасный филолог, но сейчас она работает в отделе кадров. Если учителям хорошо платить, то проблем со специалистами не будет. Также стоит открыть в республике специализированные центры и поднять престиж языка.
5
Чолпон Осмонова, студентка: 
   — У нас все говорят и пишут только на русском, а надо использовать кыргызский.  К сожалению, он не развит. Почему все учат английский, а не родной язык? Ответ один — последний просто не востребован. К примеру, если просмотреть объявления, то обязательным требованием при трудоустройстве является знание английского, русского и турецкого языков. О кыргызском  и речи нет. Поэтому люди и не стремятся его изучать, ведь необходимости в этом нет. Да и система обучения хромает. К примеру,  я знаю язык, но мне порой тяжело говорить на нем. Также не могу читать книги на родном языке, поскольку многих слов не понимаю.
6
Елена Какешова, домохозяйка:
— Раз мы живем в этой стране, то должны знать язык. В этом помогут книги: сказки и художественная литература на кыргызском. Нужна и хорошо разработанная программа обучения. Также надо экономику поднимать, чтобы интерес был у людей изучать язык. Главное — создать основу, а затем все пойдет как по маслу.
Кыргызстан объединил разные народы, и мы все потихоньку впитали в себя культуру, обычаи и особенности коренного населения. Я переехала из России 18 лет назад. Вышла замуж за кыргыза и выучила с его помощью язык. Сейчас наши трое деток постигают азы родной речи в школе, но программа весьма трудная и недоработанная. Спасают родственники, которые общаются с ребятами в основном на кыргызском, тем самым обучая их языку.
На «перекрестке мнений» стояли 
Ирина КОВШОВА и Нина ГОРШКОВА.





Добавить комментарий