Дальнобойщики
Огромные грузовые КамАЗы, пересекающие границы сопредельных государств, стали уже привычным делом. За рулем — водители-асы, профессионалы, которые преодолевают немало препятствий, следуя по территориям зарубежных стран, ведь у каждой — свои законы, таможенные кодексы, правила представления декларации.
Работа дальнобойщиков давно превратилась в один из видов современного бизнеса, довольно рискованного, если учитывать географию местности, неизбежные простои, дачу «на лапу» гаишникам и другим многочисленным проверяющим на пути следования.
Термин «ускоритель» понимает водитель любой национальности. Почему приходится без конца «отстегивать», причем немалые суммы? Из-за отсутствия достоверной информации, которая бы позволяла подготовить все необходимые справки заранее, до выезда на трассу. Отправляясь с грузом в дальний путь, человек за рулем зачастую не имеет при себе всех необходимых для пересечения границы документов, вот и применяет почти узаконенный «ускоритель». Бывалые водители хорошо осведомлены о размерах взяток.
Из года в год увеличивается интенсивность передвижения машин по международным трассам. Через Кыргызстан в сутки проходит около 40 тысяч автомобилей. Представьте, что их заменили железнодорожные эшелоны. В вагонах можно перевезти тонны всевозможных грузов. А пассажиров? На Иссык-Куль под мерный стук колес устремятся сотни тысяч туристов из дальнего и ближнего зарубежья.
После водного транспорта, который у нас отсутствует, самым дешевым, экономически эффективным считается железнодорожный. Традиционный, развитый в нашей горной республике автомобильный транспорт, увы, с каждым годом растет в цене, ведь горючее мы в основном импортируем.
Нам повезло с географией: Кыргызстан расположен на пересечении интегрированного евразийского континента с интенсивно развивающимися государствами Восточной Азии и Европы, Южной Азии и Российской Федерации. Если учитывать отдаленность его от основных мировых рынков, то можно сказать, что восстановление и модернизация связывающих транспортных коридоров приведут к процветанию государств Центральной Азии. Открываются замечательные перспективы: сокращение бедности, повышение жизненного уровня населения, новые рабочие места.
С нашим великим соседом, а также с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая нас, как известно, связывает лишь автомагистраль. В последние годы резко увеличился товарооборот между нашими странами. Есть все основания надеяться, что сотрудничество с Поднебесной будет укрепляться. Ведь только в столице, Пекине, проживают 18 миллионов человек — почти в четыре раза больше, чем на территории всей нашей республики.
Кыргызстан и Китай, кроме дружественных соседских отношений, связывает членство в международных экономических альянсах: Шанхайской организации сотрудничества, ВТО. Это тоже шанс.
А еще наши страны входят в Федерацию ассоциаций перевозчиков и экспедиторов (ФАПЭ). На прошлой неделе на Иссык-Куле, недалеко от села Бает, прошли заседание рабочей группы и годовое собрание этой мощной международной общественной организации. Финансировал их Азиатский банк развития. В течение двух дней в центре отдыха «Ак-Марал» звучала английская и русская речь. На побережье Иссык-Куля съехались представители Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Пакистана, Китая, Таджикистана и Узбекистана. Обсуждали трансграничные проблемы, экспедиторскую индустрию, торговлю, качество услуг, говорили о помощи консультантов в повышении профессионального образования перевозчиков.
В выступлении ведущего специалиста по региональному сотрудничеству (Департамент стран Восточной Азии) капитана Лина Джона прозвучал призыв создать для экспедиторов всего мира единые стандарты, которые бы признавались банками для работы с аккредитивами в международной торговле, подаче таможенных деклараций.
В 2004 году федерация определила общие требования к логистике: упаковке товаров, их обязательному страхованию, платежным операциям, работе таможенных брокеров. Система менеджмента качества внедрена в марте прошлого года. Об этом рассказал ведущий специалист по региональному сотрудничеству Департамента стран Восточной Азии господин Йин Чень. Он говорил о лучшей практике перемещения товаров через границы, современном развитии транспортных коридоров, добровольной сертификации экспедиторских услуг, новых региональных проектах.
На вопрос корреспондента «СК», как защитить дальнобойщиков от дорожных и таможенных чиновников, берущих взятки, господин Йин Чень ответил, что если факты дачи чиновникам взяток зафиксированы, то это сигнал для правительств: надо что-то менять, исключить непосредственный контакт водителей с инспекторами, достаточно представления таможенной декларации в электронном виде. Можно обратиться и к недавно созданному транспортно-логистическому порталу. Необходимо своевременно устранять узкие места в международной торговле.
Что касается Азиатского банка развития, то этот авторитетный финансовый институт собирается и дальше поддерживать деятельность Федерации ассоциаций перевозчиков и экспедиторов, усилять межведомственную координацию, содействовать укреплению и расширению транспортной инфраструктуры.
Как известно, в Кыргызстане и ряде стран СНГ запущена программа АБР «Единое окно — единая остановка». Ее реализация позволит деловым людям, водителям-дальнобойщикам значительно экономить время и деньги. Исследования выявили, что в обычной поездке на 20-тонном грузовике на 500 километров водителю приходиться «загорать» в пути в общей сложности 25 часов, из них 18 тратятся на ожидание или простаивание в очередях.
На годовом собрании перевозчиков говорили о недостаточном использовании информационных технологий, особенно в странах СНГ, нехватке грузовых машин, терминалов, парковок, ненадлежащем сервисе вдоль трасс. Водителям часто приходится ночевать в кабинах своих машин, полноценно отдохнуть не удается, что чревато авариями.
Свое впечатление об иссык-кульском заседании рабочей группы автоперевозчиков высказал генеральный секретарь Туркменской ассоциации грузовых экспедиторов Дурдымурат Талиев: «Наши дальнобойщики в основном держат путь в Турцию, Иран, Афганистан. Везут хлопок, текстиль, бензин, дизельное топливо. Особых проблем на дорогах нет. Если Кыргызстан вступит в Таможенный союз, то нашей республикой как транзитной станут пользоваться сопредельные государства, так как Россия, Казахстан и Беларусь — это огромный, в 170 млн. человек, потребительский рынок, который открывает новые перспективы для предпринимателей».
Представители узбекской делегации заявили, что плата за транзит должна быть одинаковой как для европейских государств, так и для центральноазиатских стран и Ближнего Востока.
Председатель Ассоциации перевозчиков Кыргызстана, руководитель проекта «Мониторинг транспортных коридоров» Темирбек Шабданалиев отметил, что наша республика — страна, импортирующая продукцию. 70% дохода в бюджет государства дают таможенные сборы. Проект работает в Кыргызстане второй год, через наш горный край проходят три международные трассы. Исследования проводятся методом опроса водителей, их ответы анализируются экспертами, рекомендации поступают к исполнительной власти.
Один из самых ходовых маршрутов — Хоргос -Алматы — Астана — Актобе — Павлодар. Через Тянь-Шань по железной дороге везут из России лес, пиломатериалы, промышленные товары.
Дальнобойщики предъявляли большие претензии к Афганистану: здесь открыто взимают неофициальные налоги в пунктах перехода границ в Пулхумри и Джелалабаде. Местные власти называют это «необходимым муниципальным сбором».
Следует напомнить, что существует программа интегрированного управления границами. Но если одна страна пойдет навстречу и примет соответствующие международные правила перевозки грузов, а другая нет, положительных результатов не жди. А ведь трансконтинентальные перевозки с каждым годом становятся все более популярными.
Галина ЛУНЕВА.
Фото из Интернета.
Related News
Версия премьера
За два года бюджет страны увеличился вдвое. Об этом заявил председатель Кабинета министров Акылбек ЖапаровRead More