Main Menu

Дальнобойщики

Огромные грузовые КамАЗы,  пересекающие  границы  сопредельных государств, стали уже  привычным делом. За рулем —  водители-асы, профессионалы,  которые преодолевают  немало препятствий, следуя по территориям зарубежных стран, ведь у каждой — свои законы, таможенные  кодексы, правила  представления декларации.

Работа дальнобойщиков давно превратилась  в  один  из видов современного бизнеса, довольно рискованного, если учитывать  географию местности, неизбежные простои,   дачу «на лапу» гаишникам и другим многочисленным проверяющим на пути следования.
Термин «ускоритель» понимает  водитель  любой национальности.  Почему приходится без конца «отстегивать», причем немалые суммы?  Из-за отсутствия достоверной информации,  которая бы позволяла подготовить  все  необходимые справки заранее, до выезда на трассу. Отправляясь с грузом в дальний путь, человек за рулем зачастую не  имеет при себе  всех необходимых для пересечения границы документов, вот и применяет почти  узаконенный «ускоритель». Бывалые водители хорошо осведомлены о  размерах взяток.
Из года в год увеличивается  интенсивность  передвижения машин  по международным трассам. Через Кыргызстан  в сутки проходит около 40 тысяч автомобилей. Представьте, что их  заменили  железнодорожные эшелоны. В вагонах можно перевезти  тонны  всевозможных грузов. А пассажиров? На Иссык-Куль  под мерный стук  колес  устремятся  сотни тысяч туристов из дальнего и ближнего зарубежья.
После водного транспорта, который у нас отсутствует,  самым дешевым,  экономически  эффективным считается   железнодорожный. Традиционный, развитый в  нашей горной республике автомобильный транспорт, увы, с каждым годом  растет в цене, ведь  горючее мы  в основном  импортируем.
Нам повезло с географией:  Кыргызстан  расположен на пересечении интегрированного евразийского континента с интенсивно развивающимися  государствами Восточной Азии и  Европы, Южной Азии и Российской Федерации. Если учитывать отдаленность его от основных мировых рынков, то можно сказать, что восстановление и  модернизация  связывающих транспортных коридоров приведут к процветанию  государств Центральной Азии.  Открываются замечательные перспективы:  сокращение  бедности, повышение  жизненного уровня населения,  новые рабочие места.
С нашим великим соседом, а также с  Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая нас, как известно, связывает лишь автомагистраль. В последние  годы резко увеличился товарооборот между нашими странами. Есть все основания надеяться, что  сотрудничество  с Поднебесной  будет укрепляться.  Ведь только в  столице, Пекине, проживают  18 миллионов человек — почти  в четыре раза больше, чем  на территории всей нашей республики.
Кыргызстан и Китай,  кроме  дружественных соседских отношений,  связывает  членство в  международных  экономических альянсах: Шанхайской организации сотрудничества,  ВТО. Это тоже  шанс.
А еще  наши страны входят в Федерацию  ассоциаций перевозчиков и экспедиторов (ФАПЭ). На прошлой неделе на Иссык-Куле, недалеко от села  Бает, прошли  заседание рабочей группы  и годовое собрание этой мощной  международной общественной организации. Финансировал  их Азиатский банк развития. В течение двух дней в  центре отдыха «Ак-Марал» звучала  английская и русская речь. На побережье Иссык-Куля съехались представители  Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Пакистана, Китая, Таджикистана и Узбекистана. Обсуждали трансграничные проблемы,  экспедиторскую индустрию, торговлю, качество услуг, говорили о помощи  консультантов в повышении профессионального образования перевозчиков.
В выступлении  ведущего специалиста по региональному сотрудничеству (Департамент стран Восточной Азии)   капитана Лина Джона прозвучал призыв создать для экспедиторов всего мира единые стандарты, которые бы признавались  банками для работы с аккредитивами в международной торговле, подаче  таможенных деклараций.
В 2004 году  федерация определила общие требования  к логистике: упаковке товаров, их обязательному страхованию, платежным операциям, работе таможенных брокеров. Система  менеджмента качества внедрена  в марте прошлого года. Об этом рассказал  ведущий специалист по региональному сотрудничеству  Департамента стран Восточной Азии господин  Йин Чень. Он говорил о лучшей практике перемещения товаров через границы, современном развитии  транспортных коридоров, добровольной  сертификации  экспедиторских услуг,   новых региональных проектах.
На вопрос корреспондента «СК»,  как защитить  дальнобойщиков  от  дорожных и таможенных  чиновников, берущих взятки, господин Йин Чень ответил, что если  факты дачи чиновникам взяток зафиксированы, то это сигнал для правительств: надо что-то менять,  исключить  непосредственный контакт водителей с  инспекторами, достаточно  представления таможенной декларации в электронном виде. Можно обратиться и к недавно созданному транспортно-логистическому порталу. Необходимо своевременно устранять узкие места в международной торговле.
Что касается   Азиатского банка развития, то этот  авторитетный финансовый  институт собирается и дальше поддерживать  деятельность  Федерации ассоциаций  перевозчиков и экспедиторов, усилять  межведомственную  координацию,  содействовать  укреплению и расширению транспортной инфраструктуры.
Как известно, в Кыргызстане и ряде стран СНГ запущена программа  АБР  «Единое окно — единая остановка». Ее реализация позволит  деловым людям, водителям-дальнобойщикам  значительно экономить время и  деньги. Исследования  выявили, что  в обычной поездке на  20-тонном грузовике на 500 километров  водителю приходиться «загорать» в пути в общей сложности  25 часов, из них 18 тратятся на ожидание или простаивание  в очередях.
На годовом собрании перевозчиков говорили о недостаточном использовании информационных технологий, особенно в странах СНГ,  нехватке грузовых машин, терминалов, парковок,   ненадлежащем сервисе вдоль трасс.  Водителям  часто приходится  ночевать в кабинах своих  машин, полноценно отдохнуть не удается, что чревато авариями.
Свое впечатление об  иссык-кульском  заседании рабочей группы  автоперевозчиков  высказал  генеральный секретарь Туркменской ассоциации грузовых экспедиторов Дурдымурат Талиев: «Наши дальнобойщики в основном держат путь в Турцию,  Иран, Афганистан. Везут  хлопок, текстиль, бензин, дизельное топливо. Особых проблем  на дорогах нет.  Если Кыргызстан вступит в Таможенный союз, то нашей республикой как транзитной  станут пользоваться сопредельные государства, так как  Россия, Казахстан и Беларусь — это огромный, в 170 млн. человек, потребительский рынок, который  открывает новые перспективы  для предпринимателей».
Представители узбекской делегации  заявили, что  плата за транзит должна быть  одинаковой  как для европейских государств, так и для центральноазиатских стран и Ближнего Востока.
Председатель Ассоциации перевозчиков Кыргызстана, руководитель проекта  «Мониторинг транспортных коридоров»  Темирбек Шабданалиев отметил, что  наша республика — страна, импортирующая  продукцию. 70%  дохода в бюджет государства дают таможенные сборы. Проект  работает в  Кыргызстане  второй год,  через наш горный край проходят  три международные трассы. Исследования  проводятся  методом опроса  водителей,  их ответы анализируются экспертами, рекомендации  поступают к  исполнительной власти.
Один из самых ходовых маршрутов — Хоргос -Алматы — Астана — Актобе — Павлодар. Через Тянь-Шань  по железной дороге везут  из России лес, пиломатериалы, промышленные товары.
Дальнобойщики предъявляли  большие претензии к Афганистану: здесь  открыто взимают неофициальные налоги в пунктах  перехода границ  в Пулхумри  и  Джелалабаде. Местные власти называют это «необходимым муниципальным сбором».
Следует  напомнить, что существует программа интегрированного управления границами. Но если  одна страна  пойдет навстречу и примет соответствующие международные правила перевозки грузов, а  другая нет, положительных результатов не жди. А ведь трансконтинентальные  перевозки    с каждым годом становятся все более популярными.

Галина ЛУНЕВА.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий