Main Menu

Баткен: земля, где ты еще не был

Сейчас про Баткенский край, самый «медвежий угол» Кыргызстана, принято писать лишь в негативных тонах. Тут тебе и стычки силовиков на меже у рубежей, и кетменные конфликты дехкан из разных анклавов, контрабандные тропы, наркотрафик, активизация подпольных экстремистов и многое, многое другое. Дошло до того, что кое-кто из депутатов Жогорку Кенеша даже предложил недавно расформировать к чертовой бабушке злополучную область, дабы одним махом избавиться от надоевших проблем. Эх, наивные, да разве ж в этом корень проблем…

Седьмой по счету ломоть Кыргызстана

ФОТО 1Действительно, регион сей очень сложный. Юго-западные земли входили в состав Ошской области до известных событий августа – октября 1999 года. Именно тогда, после изгнания головорезов из ИДУ, ранее малоконтролируемые и редко посещаемые даже жителями юга страны горы и веси площадью почти 17 тысяч километров обрели статус новой, седьмой по счету, области Кыргызстана, занимающей 8,5 % территории Кыргызстана. Протяженность этих земель с востока на запад — 350 км, с севера на юг — 100 км.

Сегодня область включает в себя три района:  Баткенский, Кадамджайский, Ляйлякский, четыре города — Баткен, Кызыл-Кию, Сулюкту, Исфану, а также массу айылов и кишлаков. Число баткенцев уже превысило 440 тысяч душ.

ФОТО 6Сей край граничит с девятью районами Таджикистана и шестью районами Узбекистана. Есть — чего уж скрывать! — заморочки с анклавами, особенно с ощетинившимся стволами Сохом, межнациональные трения и территориальные споры из-за пашен и пастбищ, водоканалов и охотугодий,  нефтяных месторождений и стратегических карьеров, продолжается «минная дипломатия», процветают коррупция и наркобизнес, оживленно действуют члены «Хизб ут-Тахрира», даже басмачество объявилось в виде радикальных группировок Ферганской долины. Там, в горах, до сих пор, не страшась ржавчины и любопытных глаз,  таятся схроны боевиков, арсеналы, которые бородачи надеялись пустить в ход при новых рейдах… Обострена также социальная напряженность, безработица, возродилось батрачество, в лице малаев и поденщиков–мардикеров, в заброшенных шахтах вгрызаются в  угольные отвалы обнищавшие краснокожие «апачи», в горах нелегально намывают золотой песок «алтынбеки», а некоторые даже рубины добывают. В общем, в глубинке, глубже которой некуда, проблем выше крыши.

Позитив – это не миф

ФОТО 5Однако все ли так мрачно? Да, регион самый отдаленный и «благодаря» узбекистанским погранцам для выходцев из Бишкека и других мест севера КР затрудненный для посещения, однако сам по себе очень интересный, малоизведанный и во многом загадочный!  И если подойти к нему не с отрицательной, а с позитивной точки зрения, то даже из этого можно извлечь выгоду.

К примеру, не стоит игнорировать богатые туристические возможности Баткенской области, обладающей удобным географическим расположением в Ферганской долине. Издревле здесь пролегала одна из ветвей Великого Шелкового пути: караваны проходили через Баткен в Самарканд, Бухару, Ташкент, Хиву и Кашгар.

В первую очередь сюда надо увеличить приток альпинистов, приезжавших, к слову, даже в самый разгар контртеррористических операций 1999-2000 годов против партизан Джумы Намангони и Тахира Юлдашева. Живописные каньоны и реки возле Курбака, Ходжа-Ачкана или Зардалы можно смело предлагать для съемок даже телевизионщикам из Discovery Channel.

Основу рекреационной системы составляет альпинистская база «Дугаба», расположенная на склонах Алайского хребта на высоте 2 100 метров над уровнем моря. Выше базы начинаются обширные альпийские луга, которые продолжаются до границы вечных снегов. «Дугаба» отвечает всем мировым стандартам, благодаря чему может принимать спортсменов со всей планеты. Особый интерес представляет пик Пирамидальный,  возвышающийся аж на 5 509,9 метра.

Здесь ущелья и долины полны самых разных чудес. В ляйлякских отрогах, например, по уверениям местных сельчан, встречаются двухголовые змеи горынычи. Здесь, не боясь американских коммандос, живет и трудится небезызвестный Усама бен Ладен. А в селе Ак–Татыр обитают уникумы, способные убивать недругов магическим взглядом. Попадаются камни, которые древние баатыры и пророки мяли в могучих руках, словно пластилин. Да что говорить, если сам Манас упокоен в этой земле, в чем уверены многие баткенцы!

Разуй глаза!

ФОТО 4Волею судеб мне довелось побывать там пару раз, хотя и пришлось преодолевать чужестранный Сох, где действует особый режим. Но без этого и путешествие не приключение, не так ли?

Итак, наша «Нива» все выше забирается в вершины, что близ Кызыл–Кии. По лобовому стеклу стучат ледяные катышки града. Мокрый безлюдный каньон. Мы едем навстречу обещанному нам сюрпризу, вертя головой во все стороны, дабы ничего не пропустить. Провожатый уверил: «Путь неблизкий, но оно того стоит!».

«Оно» оказалось… водопадом, возникшим вдруг из–за поворота. Поразительной красоты белопенистый поток под названием Абшир-Ата низвергается с таким ревом, что уши закладывает. Фонтан брызг у подножия создает стену водяного тумана. Мы вмиг промокли.  Вода очень вкусная, ее даже используют для производства хмельного напитка тамошние пивовары. Но, что удивительно, никто не знает, откуда она берется! Поверх горы — каменное плато. Ручьев там нет. Водопад же бьет мощным напором прямо из голой скалы на высоте 15-20 метров. Скорее всего, где–то в недрах прячутся артезианские воды, пробившие себе путь наверх за миллионы лет упорных поисков.

ФОТО 9Природных загадок в Баткенской области много. Например, в районе села Озгуруш местные жители наблюдали здоровенных змей… с двумя шипящими головами, к тому же покрытых шерстью! Жаль, что мы ни одного аспида не поймали. То-то бы всполошились ученые, доведись им изучать эту рептилию… Ухмыляющимся скептикам напомню, что подобные гады ползучие нет–нет да попадаются, правда, в других местах.

Поклонников всяческих загадок может привлечь еще один феномен, а  именно: окрестные баткенцы не берутся злить жителей села Ак–Татыр даже в шутку. Опасно для жизни! Ходит поверье, что эти актатырцы умеют «стрелять» глазами. Причем «выстрелы» эти — смертельные. Взгляд сельских гипнотизеров, наславших порчу, якобы убивает наповал.

Кто не страшится длинной руки заокеанского закона?

Еще одна местная достопримечательность — Усама бен Ладен. Его многие тут уважают. Поэтому главе «Аль-Каиды»  начихать на происки ЦРУ, ФБР и Пентагона, поспешивших в мае прошлого года объявить о гибели главы самого грозного террорсообщества. Живет себе припеваючи в облцентре, по хозяйству возится, детишек растит. Соседи к нему за солью да спичками заходят, на чай приглашают. Бен Ладена даже по региональному телевидению показывали, где он, кстати, резко отзывался о талибах, терактах и тому подобном.

Мы тоже заехали к нему, да вот беда — Буркан Джороев по прозвищу Бен Ладен, знаменитый двойник мирового злодея, как назло… сбрил бороду по причине болезни. Эх, появись мы на пару дней раньше, то увидели бы Усаму во всей красе!

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAОпечалившись, поехали мы в Намазгой. И не прогадали! Это клочок земли площадью метров 10 на 15 в получасе езды от городка Баткен. На граните — причудливые следы и вмятины. Вокруг — низенькая оградка. «Здесь спешивался когда–то с верблюда могучий Токо баатыр, — пояснили наши спутники. — Видите ямку? Это великий Токо коленом преклонился, когда ненароком упал. Вот тут верблюд его увяз в камне по колено. А вот отпечаток правой ступни героя».

Намазгой часто посещают хворые да немощные: жертво-приношения совершают, прося здоровья у Аллаха. Легенды приписывают этой земле исцеляющие свойства.

Особенно много древних отпечатков находят в окрестностях Кадамджая. Само слово «кадам» означает «шаг». Здесь, возле трассы, на берегу горной реки, раскинулось святилище Азирет–Али, охраняемое двумя застывшими в камне тиграми. В незапамятные времена странствующий пророк Али якобы остановился здесь на привал и столь истово молился, что продавились под ним прибрежные валуны.

Пророка уж давно нет,  но с тех пор Азирет–Али стал объектом паломничества для страждущих со всего юга Кыргызстана. Мулла–хранитель любезно показал нам место, где, если верить преданиям, восседал Али. По легенде, бывал он и чуть далее – в крохотном анклаве Шахимардан, являющемся  курортной зоной Узбекистана…

Другого хранителя святыни мы встретили в отдаленном кишлаке Баул на высоте 2 430 метров. Зовут старца Инметкул Джеенмуратов. Близ его ветхого дома шелестит платановая роща, где растет колоссальных размеров природное чудо — дерево Бабура. Толстенный ствол со следами удара молнии подпирает могучую крону, уходящую в поднебесье. «Сколько лет этому гиганту, никто не знает, — пояснил словоохотливый аксакал. — Одни говорят, что его несколько веков назад посадил сам шах Бабур, основатель династии Великих Моголов. Другие — что какой–то богатырь. Кто теперь разберет…».

Семя  Искандера Двурогого

ФОТО 2А в Катранской зоне радует взор громадное дерево… Македонского. Мол, проходил тут Александр Великий со своим войском, направляясь в Индию, и подумал: «Дай–ка я на память у дороги дерево посажу…». Могу заверить — Македонского здесь помнят до сих пор.

В Баткене, в этом абрикосовом раю, делают превосходные компоты да самодельные конфитюры. Из девяти лучших сортов один в шутку даже прозвали «сникерсом». Уж больно сладкий! Он по праву считается там кормильцем. Есть также виноград, яблоки, груши, персики, черешня, вишня, гранат, инжир и т.д.

Но не урюком единым жив человек.

Все деликатесы типа свеженадоенного птичьего молока или салата из язычков колибри — плод бесчисленных легенд. Одну из них мы услышали поздней ночью в доме знатного охотника Сулаймана Камчыбекова. Старый мергенчи из села Таян выставил на дастархан блюдо с ароматными кусками птицы. Оказалось, это улар — жирненькая горная индейка. Добыча нынче редкая, но главное — божественного предназначения и необычного вкуса. «Услышать клекот улара — к большой удаче, — пояснил Сулайман–байке. — Ведь улара посылает сам Всевышний. А уж съесть индейку — на всю жизнь быть озаренным свыше, стать счастливым!».

Не роняй слезы, Айгуль…

OLYMPUS DIGITAL CAMERAА в оконцовке  наш рассказ еще об одной диковинке, встречающейся  в Баткене да еще в Канаде и некоторых районах Афганистана. Речь про занесенный в международную Красную книгу лунный цветок, который часто путают с так называемым рябчиком императорским, или  Fritillaria imperialis по определению знаменитого Карла Линнея; в Европе известен как «Слезы Марии» и «цезарская корона».

…Говорят, что давным-давно жил в этих краях некий богач. И взлелеял он свою луноликую дочь Айгуль, полюбившую бесстрашного парня по имени Козу Улан. Но не суждено было им сыграть веселую свадьбу. В одном из походов Улана зарубили злые вороги. Привезли, значит, товарищи сердце храброго воина в айыл. Почернела от горя Айгуль, собрала подруг, взошла на кручу, да и бросилась вниз от горя… Вскоре на камнях, окропленных кровью несчастной, взошли удивительной красоты цветы. Их и назвали в народе айгуль, а скалу ту — Айгульташ. Гора, что высится напротив, носит имя Козу Улана. В ней сородичи захоронили сердце героя.

Редчайший цветок бережно охраняется баткенцами. В близлежащем селе Кара–Булак школьники даже «зеленый патруль» создали. И каждую весну сказочной красоты цветок радует взор многих баткенцев!

Канат Ибраев.

 






Добавить комментарий