Main Menu

Чтоб «зеленые фуражки» не допустили промашки

Отгремели ружейные залпы в честь Дня пограничника, о позитиве бодро отрапортовали отцы-командиры, отчеканили строевым шагом по плацам бравые ратники. И снова наступили тревожные будни. А значит, пришло время подвести некоторые итоги деятельности наших стражей рубежей…

Поздравляя их с профессиональной датой, Президент Алмазбек Атамбаев подчеркнул, что «обеспечение безопасности границ — одна из самых важных функций государства… Наша граница должна стать надежным заслоном на пути международных террористов и экстремистов, транснациональной преступности и наркотрафика».

Безусловно, здесь одним из доминантных направлений является прежде всего защита границ с РУз и РТ.  Как заявлял председатель Государственной       погранслужбы Токон Мамытов,  «на кыргызско-узбекском и кыргызско-таджикском участках межгосударственной границы ситуация неспокойная. Процесс демаркации и делимитации еще не закончен. Соглашения еще не подписаны. Много спорных и неучтенных участков. Поэтому положение здесь сложное». Такую же позицию высказал вице-премьер-министр КР Шамиль Атаханов на заседании правительства. Он подчеркнул, что с Таджикистаном за два последних года проведено семь  встреч. С Узбекистаном — восемь заседаний, но в итоге так и не было согласовано ни одного километра спорных территорий. К тому же переговорный процесс в силу последних событий в Кыргыстане был фактически в замороженном состоянии целых четыре года. Поэтому куратор силового блока предложил создать электронную картографию позиций КР, а также изучить позиции партнеров при заключении договоров по границе с другими странами. Кроме того, следует предусмотреть в бюджете средства на делимитацию границ с Узбекистаном, так как это потребует много финансов.

Как же укрепить на этих участках свой потенциал? Наше погранведомство пошло на беспрецедентный шаг. Охрану этих территорий решили осуществить за счет сокращения погранзастав на китайском участке, где, по заверению силовых чинов КР, обстановка стабильная и благодаря четкой разграниченности рубежей протяженностью 1 080 км давно отпала необходимость держать значительные милитаризированные части.

Безусловно, снижение военного компонента у границ северо-запада Китая приветствуется Пекином, который за счет грамотной дипломатии и  многолетних поставок в КР различных гуманитарных грузов, техники, снаряжения пытается добиться полной лояльности от официального Бишкека. В том числе в сфере безопасности. Последняя подобная передача безвозмездной помощи состоялась 18 апреля в пункте пропуска «Торугарт». Она включала в себя 52 пассажирских автобуса, а также  комплект музыкальных инструментов. Несмотря на внешне гражданский характер груза, его передал представитель НОАК генерал-майором Цы Го Веем своему коллеге — первому заместителю  министра обороны КР полковнику Замиру Суеркулову. Основанием послужил  протокол от 30 марта 2013 года в рамках соглашения о сотрудничестве в военной области между оборонными ведомствами двух государств.

Можно предположить, что китайская сторона тем самым хочет уверить кыргызских партнеров, что у них достаточно сил и средств для полноценной охраны общей границы и что передислокация пограничных подразделений на иные проблемные участки — шаг вполне резонный.

Но не обнажилась ли в результате этих пертурбаций граница с Поднебесной? По уверению руководства Погранслужбы, в настоящий момент рубежи с КНР охраняют  четыре отдела ГПС в Нарынской области и три отдела — в Иссык-Кульской. Однако эти семь отделов функционируют лишь в весенне-летне-осенний период. А в зимнее время, когда перевалы остаются под снегом, функции стражей границ осуществляют уполномоченные штабы, которые формируются из охотников и лесничих. Штатное оружие со стороны погранведомства им не выделяется, так как они оснащены своим, но в качестве поощрения им выплачивается определенная заработная плата. Добровольцы обязаны сообщать в соответствующие службы обо всех подозрительных фактах в погранзоне и обеспечивать сохранность погранзастав в период отсутствия там военнослужащих.

Между тем, по сообщению местных властей,  зачастую участки госграницы в Нарынской и Иссык-Кульской областях охраняются не столь егерями, сколь обычными пастухами, которые не имеют должных навыков, слабо вооружены и практически не поощряются материально. Это позволяет некоторым экспертам высказывать  обеспокоенность по поводу обеспечения территориальной целостности государства и гарантии безопасности на данных участках.

Наиболее действенным способом решения проблемы могло бы стать всемерное развитие приграничных территорий. О том, что в этом плане предстоит большая работа вместе с органами МСУ, высказался Шамиль Атаханов. «Нам нужно четкое видение этого», — заявил вице-премьер-министр.

Эксперт Урмат Эшалиев один из вариантов решения вопроса, помимо общественно-социального и экономического возрождения депрессивных районов возле границ, видит в том, чтобы узаконить статус добровольных пограничных дружин. Опираясь на опыт отдельных стран, которые практикуют подобное, возможно создать не временные, а постоянно действующие формирования из числа местных жителей, обученных специалистами специфике пограничной службы и оснащенных техникой, возможно,  и не летальным оружием. Для морального и материального стимулирования эксперт предлагает начислять им зарплату, выделять выгодные ипотечные кредиты и ссуды для развития подсобного хозяйства, поощрять их объединение в различные кооперативы, наделять воинскими званиями, учитывать выслугу лет и предусмотреть пенсионные выплаты по завершении службы. Помимо материальных преимуществ, а также воспитания гражданского самосознания и чувства ответственности за вверенный участок границы, будет тем самым идти закономерное закрепление местных кадров на определенных территориях и естественное снижение миграционных оттоков, особенно на стратегических направлениях.

К примеру, у многих политологов вызывает тревогу ситуация в Баткенской области КР, где продолжается так называемая ползучая экспансия со стороны граждан Таджикистана. В результате миграции некоторые приграничные села и сельскохозяйственные участки на территории КР остаются без должного контроля и постепенно занимаются выходцами из РТ, которые путем выкупа жилищ со временем начинают считать приобретенные пустующие земли своими исконными территориями. В случае если бы там находились добровольные пограничники, лично заинтересованные в охране рубежей, в собственной безопасности и сохранности материально-бытовых условий существования, такой ситуации можно было бы избежать, считает эксперт.

Кстати, в свое время власти Кыргызстана выделили порядка 10 млн. сомов с целью воспрепятствования экспансии. Согласно программе, государство выкупало у таджикистанцев дома, а вместо них строила отделения милиции, школы и детские сады. Однако, как заявил в СМИ в августе 2012 года представитель ОО «За международную толерантность» в Баткене Хаит Айкынов, целесообразней было бы направить эти средства на укрепление приграничных сел, выплату спецпособий баткенцам, находящимся в роли пограничников. Айкынов предложил и идею по размещению госзаказа на выращивание сельхозпродукции в проблемных районах и последующую гарантированную закупку урожая, чтобы заинтересовать сельчан оставаться жить и работать на своих территориях.

Частично этой важной теме посвятили последнее совещание в штабе Ала-Букинского пограничного отряда с участием представителей Центра ОБСЕ в Бишкеке, руководства Джалал-Абадской области и чиновников местных органов самоуправления. Там, в Ала-Буке, уже действуют так называемые группы раннего предупреждения под патронажем ГПС. Они созданы еще в 2011 году, но, что примечательно, — не нашими властями, а Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Цель подобных групп — усиление межведомственного взаимодействия, повышение информированности населения в вопросах трансграничного сотрудничества, поведения на границе и на участках, не оформленных в правовом отношении.

Основная задача проекта    ОБСЕ —  создание механизмов по раннему предупреждению и предотвращению конфликтов на участках госграницы в Ошской и Джалал-Абадской областях. В текущем году проект будет усилен. Предусмотрен целый ряд мероприятий: проведение разъяснительных бесед среди населения, уроков в школах, встреч с коммерческими компаниями, установка информационных щитов вдоль границы и повышение активности ведомств по выявлению и предупреждению потенциальных источников конфликтов в приграничных районах.

Однако, на взгляд экспертов, эффективность такой работы стала бы еще более действенной, если бы части населения делегировали полномочия не просто просветителей и агитаторов, а  добровольных охранников. Тем паче что инциденты, наподобие того, что произошел недавно в Баткенской области КР возле анклава Ворух, в обозримом будущем могут повториться. Напомним, что конфликт между жителями Воруха и кыргызстанского села Ак-Сай возник из-за начавшейся прокладки объездной дороги Ак-Сай — Тамдык, которая строится вокруг анклава, чтобы обеспечить доступ нашим гражданам к пастбищам. А повториться эксцессы могут потому, что неотрегулированных участков наподобие Тамдыка еще очень много. И зачастую эти спорные линии проходят в районах прокладки стратегических трасс, промышленных месторождений, карьеров, водоканалов, горных пастбищ, охотугодий и в других важных местах, в праве обладания которыми заинтересованы и местные сообщества, и в целом власти Таджикистана и Кыргызстана. Поэтому пока у данных участков не будет строго оговоренного и принятого обеими сторонами статуса, трения между местными жителями, ставшими заложниками пограничной ситуации, продолжатся.

Скорей всего, погранслужбы обеих государств, осознавая, что граждане как РТ, так и КР и впредь будут вынужденно (или намеренно) в массовом порядке нарушать линии границ на немаркированных участках, все же пойдут на ряд послаблений в отношении нарушителей границ.  Ведь ужесточение мер силового характера лишь усугубит обстановку на местах, вызвав недовольство населения.

Одним из первых подобных шагов стало решение глав погранведомств РТ и КР, принятое в Исфаре (центр Согдийской области РТ, к которой формально относится и анклав Ворух на территории Кыргызстана), о запрете применения  огнестрельного  оружия в отношении гражданских лиц из числа нарушителей границ. Ожидается, что подписанный протокол снизит уровень напряженности на границах РТ и КР.

Канат ИБРАЕВ.

Фото пресс-службы  ГПС КР.

 

 

 

 




(Next News) »



Добавить комментарий