Main Menu

Нам любые дОроги дороги!

Партнеры по ОДКБ обсудили в Бишкеке вопрос об уникальной магистрали, которая поможет связать стальными нитями Россию, Казахстан и Кыргызстан. Получается, Алмазбек Атамбаев отдал предпочтение этому проекту в противовес столь долго муссировавшейся программе прокладки  «азиатского БАМа» из Китая в КР и далее в Узбекистан?

Бес опасности 

5932

Напомним, что впервые идея строительства железной дороги по новому маршруту РФ — РК — КР прозвучала на состоявшемся 14 мая в Госрезиденции «Ала-Арча» заседании Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики, где был принят проект стратегии на 2013-2017 годы.  По словам Атамбаева, «наша страна должна войти в тридцатку лучших стран по ведению бизнеса и индексу экономической свободы».

Вот там министр транспорта и коммуникаций Калыкбек Султанов и предложил свой вариант альтернативной трассы взамен той, что лоббировала китайская сторона, планировавшая соединить КНР — КР — РУз железной дорогой.

Главным аргументом стало заявление Султанова, что  «нельзя, чтобы дорога Бишкек — Ош была единственной, соединяющей юг и север республики». И добавил, что «проектная мощность автодороги Бишкек — Ош составляет 446 автомобилей в сутки, но в настоящее допустимая нагрузка превышена в 7-8 раз и достигает 3,3 тыс. автомобилей в сутки».

Министр, в частности, предложил три новых варианта, из которых был выбран маршрут Бишкек — Кочкор — Арал — Казарман — Джалал-Абад длиной 589 км и стоимостью $680-700 млн. Но главное — возглавляемое им ведомство ратует за прокладку вдоль этой линии и железнодорожного сообщения север — юг, уже приступив к разработке необходимого ТЭО. По мнению К. Султанова, это  даст стимул включить Кыргызстан в региональные процессы, так как они соединят трассы Казахстана и России на севере и Таджикистана — на юге, что позволит создать сквозной транзит по маршруту Россия — Казахстан — Кыргызстан — Таджикистан в обход Узбекистана. «Это приобретает особую актуальность в аспекте вступления Кыргызстана и Таджикистана в Таможенный союз», — отметил докладчик.

Его инициативу поддержал сам Президент, подчеркнув стратегическую важность данного предложения: «На такие проекты, которые обеспечивают единство и безопасность страны, не надо стесняться брать кредиты. Кыргызстан должен быть единой территорией», — сказал он. И уже тогда, в середине мая, озвучил свое намерение обратиться за содействием к союзникам по ОДКБ, что и осуществил во время неформального саммита в Бишкеке. Глава КР, апеллируя к членам ОДКБ, не случайно акцентировал внимание как раз на теме обеспечения стабильности, являющейся приоритетной для коллег из Организации Договора о коллективной безопасности. Ведь существуют опасения, что путем прокладки железнодорожной магистрали в глубь Центральноазиатского массива Пекин сможет усилить свое экспансионистское влияние, в том числе в сфере милитаристского доминирования. Поэтому ОДКБ, призванная обеспечивать безопасность, в том числе по внешнему периметру границ организации, должна по идее проявить свою солидарность с Бишкеком. Маневр Атамбаева, похоже, удался, так как страны-участницы ОДКБ согласились рассмотреть идею властей Кыргызстана, а при подтверждении ее глобальной важности и помочь с кредитованием.

Заставочный снимок. Прямо по нему можно Заголовок пустить.

Вот новый поворот!

Какие же выводы можно сделать из этого?

По мнению экспертов, своим шагом Президент Атамбаев фактически дал понять КНР, что Кыргызстан решил построить свою транзитную магистраль без участия китайской стороны, зато с новыми инвесторами в лице РФ, РК и РТ. Хотя до этого Алмазбек Шаршенович, как известно, всячески будировал тему железной дороги по маршруту КНР — КР — РУз. В частности, 1 августа 2012 года он заявил, что этот проект необходимо осуществить в ближайшие 4-5 лет, что он уже одобрен в Пекине и Ташкенте.

Прежний вариант, напомним, должен был соединить синьцзянский Кашгар, далее — Кыргызстан с выходом на приграничный с КР узбекский город Кара-Суу в Андижанской области.  Разговоры об этом велись аж с середины 90-х годов, а более-менее реальные очертания стали принимать 3-4 года назад. Планируемая протяженность кыргызского участка составляла 268,4 км; китайского — 165 км. Объемы грузоперевозок могли, по прогнозам китайских специалистов, достичь 10-15 млн. тонн в год. Планировалось построить 48 тоннелей общей протяженностью 48,9 км, а также 95 мостов и 5 разъездов.

Подчеркивалось, что магистраль КНР — КР — РУз будет короче существующего транспортного коридора более чем на 900 км, срок доставки грузов снизится на 7-8 суток, трасса улучшит формат сообщения между центральноазиатскими странами, оживит экономическое сотрудничество, стимулирует освоение и использование природных ресурсов в регионе,  вызовет активизацию международной торговли и туризма, а также предоставит республикам ЦА дальнейший выход к портам Персидского залива и Тихого океана.

Кроме того, при успешной реализации проекта у Кыргызстана появилась бы возможность соединить разделенные на данный момент железные дороги на севере и юге по маршруту Балыкчы — Кочкор — Кара-Кече — Арпа — Кара-Суу. Таким образом могла бы сформироваться внутригосударственная сеть, обеспечивающая транспортную связь между всеми регионами.

Важно отметить, что правительство КНР для решения первоочередных задач по строительству железной дороги уже выделило Кыргызстану грант в 30 млн. юаней. Спишет ли нам теперь эту сумму Пекин?

Вначале стоимость проекта по территории КР оценивалась в $1 миллиард 340 миллионов.  Затем цена проекта возросла до 4,5 миллиарда долларов.  Но так как собственных средств у КР на эту программу не было, предполагалось, что строительство будет вестись на деньги КНР и осуществляться компанией China National Machinery Imp. & Exp. Corporation. Ныне инвесторы сменились, в частности, заинтересованность проявляют CRBC, China Road и China Communications construction company Ltd.

На официальном уровне власти КР и КНР планировали закончить строительство магистрали в 2018 году. И, как проинформировал 5 февраля 2013 года  гендиректор «НК Кыргыз темир жолу» Аргынбек Малабаев, кыргызская сторона планировала получать порядка $210 млн. чистой прибыли в год от транзита.

Однако теперь, как явствует из последних событий на саммите глав стран-участниц ОДКБ, китайский вариант  почил в бозе… Или просто временно заморожен? Время покажет. Ну а мы обещаем вернуться к этой актуальной теме в ближайшее время.

Канат ИБРАЕВ.







Добавить комментарий