Main Menu

Учитель… Писать с большой буквы

 

"Учитель, могущий наделить   своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами"

Э. Хаббард, английский писатель (1856-1915гг.)

Яркая творческая личность, известный ученый, талантливый педагог, мудрый и опытный наставник — все это  Эгенберди Жумагулович Маанаев. Вся его жизнь — наглядное подтверждение того, что именно такие представители интеллигенции, как наш Учитель,  являются духовной основой, на которой зиждется наше общество.
Доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник народного образования — республики, академик Российской международной академии социально-педагогических наук… — он и поныне трудится на ниве образования — занимает должность советника ректора Государственного университета им. И. Арабаева.
Научный багаж нашего Учителя включает изданную продукцию объемом около 300 печатных листов численностью около 200 наименований, в том числе 15 монографий, брошюр, учебно-методических пособий.
Эгенберди Жумагулович вносит существенный вклад в подготовку научных кадров. Под его руководством аспиранты и соискатели осуществляют успешные научные исследования. Он выпестовал и  подготовил 8 докторов и  более 10 кандидатов исторических наук, а количество выпускников исторических специальностей, которым он преподавал,  просто трудно подсчитать.  Кроме этого, он является бессменным членом специализированного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций при Кыргызском национальном университете и НАН республики.
Ко всем основным вехам яркой жизни Учителя с полным правом  применимо определение "отлично". Так, в 1952 году он  с  отличием окончил Пржевальский педагогический институт, также с отличием завершается его учеба в 1959 году на историческом факультете Кыргызского государственного университета. 
Интерес Эгенберди Жумагуловича  к истории, этнографии кыргызов пробудился еще в годы учебы. Уже в это время проявились его  неординарные способности в научно-исследовательской деятельности, в результате чего ему была предоставлена рекомендация на учебу в аспирантуре Института истории Академии наук Кыргызстана. В эти годы начинается и его педагогическая деятельность  на историческом факультете Кыргызского государственного университета. С этого же времени происходит становление Эгенберди Жумагуловича как ученого, в диапазон исследований которого вошли самые различные аспекты истории и этнографии.
Одна из первых научных проблем, ставшая объектом научных изысканий молодого ученого еще в его бытность аспирантом, — исторические аспекты образа жизни и быта памирских кыргызов. В это время он исследует сложные и доселе практически не изученные проблемы этногенеза кыргызов в связи с их миграциями из центральных районов Азии в другие регионы. В 1964 году Эгемберди Жумагулович успешно защитил диссертацию "Памирские кыргызы (историко-этнографический очерк)" на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Уже тогда это исследование получило признание и поддержку со стороны таких маститых ученых, как С.Абрамзон, К.К.Юдахин, Б.Юнусалиев.
В 60-е годы ученый продолжил исследование истории кыргызов, проживающих вне пределов Кыргызстана, что нашло отражение в  монографии "Кыргызстандан тышкары жашаган кыргыздардын тарыхынан" (1969г.), а позже, уже в 1983 году, в соавторстве с известным ученым В. М. Плоских  он создает труд "На крыше мира" — историко-этнографический очерк о памиро-афганских кыргызах.
Основной же темой научных изысканий этого периода стали проблемы формирования и развития интеллигенции, ее роли в общественном развитии Кыргызстана. В 1976 году он успешно защитил докторскую диссертацию на тему "Деятельность Компартии Киргизии по дальнейшему повышению роли интеллигенции в условиях развитого социализма". Данное исследование получило высокую оценку в научных кругах, а в журнале "Вопросы истории" (№3, 1977г.) было подчеркнуто, что это одна из первых докторских диссертаций в масштабе всего Советского Союза, посвященная идеологической деятельности КПСС в среде интеллигенции периода социализма.
Это научное направление получило свое продолжение и в последующие годы, одним из его результатов является монография "Кыргызская интеллигенция: становление, роль в общественно-политической жизни (20-30 гг.), изданная  в 2001 году.
В 70-80-е годы прошлого века  Эгенберди Жумагулович входит в плеяду маститых ученых-историков и участвует в создании ряда  таких значимых коллективных трудов, как "Советская историческая энциклопедия"(1965), "Кыргыз совет энциклопедиясы (1978-1980 гг.), "История Киргизской ССР", "Очерки истории Компартии Киргизии", "Словарь исторических терминов", "Словарь атеистических терминов" и др.
  В это же время начинается научная деятельность  ученого и в области идеологии, идейно-воспитательной работы. В научной среде получили признание такие его труды, как "Комплексный подход к воспитанию людей" (1978г.), "Воспитание активной жизненной позиции" (1984г.) и др.
С 1981 года  педагогическая деятельность Э.Ж. Маанаева продолжилась в Кирженпединституте им. В.В.Маяковского, где он работал в должности проректора по заочному обучению. Именно в это время он проявил себя как талантливый организатор, умелый руководитель и смог за короткий срок сплотить профессорско-преподавательский коллектив, поднять уровень преподавания на заочном обучении.
В 1991 году Эгенберди Жумагулович назначен на должность заведующего кафедрой истории и политологии. Как известно, это было время распада Советского Союза и становления новых независимых государств. В этих условиях необходимо было  коренным образом преобразовать всю  систему, а также содержание  преподавания  исторических, политических и социальных дисциплин в вузе. Под руководством Э.Ж.Маанаева неоднократно перерабатывались и переиздавались типовые программы по общественным дисциплинам,  введен новый курс всеобщей истории.
Организаторский талант Эгенберди Жумагуловича, его блестящие способности видения перспектив развития наиболее наглядно проявились в ходе создания нового учебного подразделения, основой которого, по его замыслу, должна была стать подготовка учителей истории. До этого специалисты данной квалификации  в небольшом количестве обучались на филологическом факультете КГПУ.
Эгенберди Жумагулович уже в то время считал, что  историки в скором будущем станут самыми востребованными в педагогической среде, в музеях, архивах, научных учреждениях, других сферах гуманитарного направления. В 1999 году под руководством Э. Ж. Маанаева в КГПУ  создан Департамент общественных наук, основу образовательного процесса которого составила подготовка именно учителей-историков. В 2001 году в связи с расширением направлений специализации департамент был преобразован в Центр подготовки специалистов-обществоведов, в котором студенты обучались по историческому, правоведческому направлениям с дополнительными специализациями обществоведческого характера. 
С каждым годом росла численность студентов, обучавшихся в этом учебном подразделении, в связи с чем  Центр подготовки специалистов-обществоведов был преобразован в Институт истории и социально-правового образования. Ныне это одна из ведущих образовательных структур КГУ им.И.Арабаева, 60% профессорско-преподавательского состава которой составляют доктора и кандидаты наук. 
В это же время Э.Ж. Маанаев становится одним из разработчиков новых государственных образовательных стандартов по специальностям "история", "правоведение", "экономика", которые были утверждены в 2003 году.  Сегодня с полным правом можно отметить, что этот институт является детищем Эгенберди Жумагуловича, которое он создал, выпестовал, поднял коллектив до уровня одного из ведущих центров подготовки специалистов-историков, а также исторической науки республики.
Другим  направлением его научных исследований стали жизнь и творческая деятельность видного просветителя и общественного деятеля И.Арабаева. Так, в 1999 году вышла в свет монография  “И. Арабаев — алгачкы агартуучу, окумуштуу жана саясий коомдук ишмери", а в 2002 году в соавторстве с А.Осмонкуловым он создает труд "И.Арабаев — кыргыз элинин алгачкы окумуштуусу жана саясий коомдук ишмери".
Однако все же особое место в творческой деятельности Эгенберди Жумагуловича занимают  исследования этнографического характера, посвященные роли отдельных обычаев и обрядов в обществе. Их результаты были отражены в работе "Новые обряды, обычаи и безрелигиозные праздники — в народный быт".
Э. Ж. Маанаев внес весьма значимый вклад в исследование проблем этнической истории кыргызов, связанных  с ней миграционных  процессов, которые  нашли  отражение в ряде монографий и научных статей. Результаты этих научных изысканий были подытожены в  таких крупных публикациях, как "Кыргыздардын этникалык онугуусу" (2003) и "Этническая история кыргызского народа" (2008). Первая из них представляет особую ценность в том плане, что в ней на основе всестороннего анализа различных источников рассматриваются проблемы переселения кыргызов из Центральной Азии на запад, юг, процессы инкорпорации различных племен и родов в среду кыргызов, на основе чего и сложился племенной союз, составивший ядро кыргызского народа. В этой же работе рассматриваются проблемы  истории,  родоплеменной структуры, социально-экономического положения кыргызов, живущих за пределами территории Кыргызстана.
Во второй монографии Э. Ж. Маанаев, обстоятельно проанализировав изданные по проблеме этногенеза кыргызов труды ученых, четко указывает, на какие аспекты они не обратили должного внимания. В первую очередь отдельные исследователи не учитывали кочевого образа жизни и особенности обитания кыргызов в труднодоступных горных районах. Во-вторых, уделяя в источниках внимание термину "кыргыз", многие ученые упускают из виду факты, касающиеся отдельных   родоплеменных групп, вошедших в состав кыргызского народа. В-третьих, как свидетельствуют отдельные источники, кыргызы часто именовались названием своих родов и племен, а также по регионам их обитания, что также необходимо учитывать при анализе подобных материалов. Таким образом, в монографии Эгенберди Жумагуловича были четко определены ориентиры, на которые необходимо обратить особое внимание при исследовании этой сложной и до сих пор слабо изученной и спорной проблеме этнической истории кыргызского народа.
Среди ряда трудов нашего Учителя особое место занимает  изданный в 2012 году труд "Идеология современного Кыргызстана". Как известно, на протяжении ряда лет в стране утверждались различные программы государственного уровня, в которых предпринимались попытки заполнить этот идеологический вакуум. Немало  ученых, политологов, политических деятелей, образно говоря, ломали копья, пытаясь теоретически обосновать основные направления   развития идеологии Кыргызстана, однако, к сожалению, к действенным результатам эти усилия не привели.
Так вот, с полным правом можно констатировать, что указанная монография Э. Ж. Маанаева является актуальнейшим, своевременным научным исследованием, имеющим непреходящее практическое значение. Ученый  подчеркивает, что решение данной проблемы требует учета таких составляющих, присущих общественному развитию Кыргызстана, как  уровень его социального развития, в том числе  его многонациональность, наличие в обществе различных национальных традиций, обычаев, обрядов, а также разнообразие религий, которые играют в большей или меньшей степени свою роль в жизни граждан. 
Неоднократно подчеркивая роль идеологии в жизни общества,  Э.Ж.Маанаев детально анализирует существующие в мировой практике идеологические направления. Красной нитью в его работе прослеживается мысль о том,  что сегодня в нашей стране необходимо разрабатывать не национальную, а государственную идеологию. Данный вывод сделан автором на основе обстоятельного анализа современного развития Кыргызстана. И он совершенно прав. О какой национальной идеологии может идти речь, когда при высоком уровне социальной дифференциации, разделившем общество на богатых и бедных, мы уже давно потеряли единство народа? Как отмечают многие ученые, средний класс в Кыргызстане пока находится только на стадии формирования. Э. Ж.Маанаев неоднократно подчеркивает, что в нашей стране позитивные перемены начнутся только в том случае, если народ будет объединен единой идеей, сплочен едиными целями и задачами. 
Эта монография наглядно свидетельствует о том, что автора глубоко волнуют судьбы нашей страны, ее будущее. Она отражает его активную гражданскую  позицию, стремление  внести свой посильный вклад в решение насущных проблем, стоящих перед нашим обществом, а также поднять роль и значение исторической  науки в Кыргызстане.
Сегодня Эгенберди Жумагулович полон сил, энергии, его научная деятельность находится на взлете, он активно трудится на ниве воплощения в жизнь новых актуальных творческих планов, руководит рядом успешных исследователей. Мы от всего сердца искренне желаем ему покорения новых исследовательских высот!
Ваши ученики — доктора исторических наук:
Абдырахманов Толобек Абылович; Алымбаев Жээнбек Байыскулович;
Джумабаев Бектемир Миталипович; Кайыпов Сулайман Турдуевич;
Каратаев Олжобай Кубатбекович; Курбанова Назира Умаровна;
Ормушев Асан Сулайманович; Усупова Назира Станбековна.






Добавить комментарий