Main Menu

ОЦЕНКУ ЗА ПРИЛЕЖАНИЕ СТАВИТ КОЛЛЕГИЯ

Тема создания условий для устойчивого развития системы образования Кыргызстана, что является основной целью проекта Стратегии развития образования КР на 2012-2020 годы, стала главной в докладе министра образования и науки К.Садыкова, с которым он выступил на итоговой коллегии ведомства в конференц-зале КГУ имени И.Арабаева. Ее участники рассмотрели итоги деятельности главного образовательного ведомства страны в 2012 году и обсудили его задачи в наступившем. В заседании участвовала вице-премьер-министр К.Талиева, члены коллегии, приглашенные на нее представители вузов, спузов, школ, руководители районных, городских и областных отделов, центров и управлений образования.

Доклад К. Садыкова в целом был посвящен поиску путей эффективного использования внутренних и внешних ресурсов для повышения качества предоставляемых в республике образовательных услуг. Он отметил, что министерство уже переходит от ситуативного реагирования к устойчивой системе реформирования. В 2012 году были приняты Концепция развития образования до 2020-го и Стратегия развития образования на 2012-2020 годы. План действий по выполнению стратегии в 2012-м был выполнен частично. Он, по словам руководителя ведомства, насчитывает более 180 мероприятий. Старт взят неплохой, и образовательные подразделения начали выполнять 149, у большинства из которых — пролонгированный характер, поэтому в 2013-2014 годах эта работа продолжится.

Восемь мероприятий выполнены частично или завершены с задержкой срока, поэтому всем нашим структурам нужно постараться, чтобы глубоко и системно работать над вопросами стратегии. Тем более, сообщил К.Садыков, Стратегия развития образования подкреплена бюджетными средствами из тех денег, что дадут доноры. Евросоюз, к примеру, выделяет 16,5 млн. евро, а Всемирный банк — $15 млн., которые направят на реализацию мероприятий, запланированных правительством КР. Дублирование их исключено, заметил глава министерства, поскольку доноры распределили секторы.

Далее руководитель ведомства рассказал, что в республике студенты средних профессиональных учебных заведений смогут быстрее выходить на рынок труда. Раньше проблемы среднего профессионального образования часто оказывались как бы в тени вопросов высшего. После перехода на двухуровневую систему (бакалавриат — магистратура) разница в сроках обучения стала небольшой (в пределах года). Он сообщил, что сейчас уже произошла оптимизация обучающих программ.

В частности, в спузах появились программы короткого цикла, благодаря которым студенты могут скорее начать работать, пополняя ряды квалифицированных кадров среднего звена на производстве и в бизнес-структурах. Одна из основных бед, по мнению министра, это слабая связь с рынком. Разработка в 2013 году стандартов нового поколения для среднего профессионального образования (СПО) позволит закрепить эту тенденцию и усилить контакты с работодателями. Докладчик отметил, что таким образом установится более продуктивная и прочная связь между потребностями рынка труда и программами образовательных организаций.

В докладе прозвучали сведения, что в республике по итогам 2012 года 11 630 детей с ограниченными возможностями совсем не посещали школу. Среди них есть и такие, кому исполнилось 18-20 лет, но они не охвачены школьным образованием. Сейчас на эту категорию людей обращено серьезное внимание, подчеркнул К.Садыков, около тысячи человек вовлечены в образовательный процесс. Им создаются условия для обучения в профессионально-технических колледжах и лицеях.

Министр также осветил вопросы развития новшеств. По его мнению, для качественной подвижки в образовательной системе нужно, чтобы в инновационном режиме работало не менее 10% школ. Как он сообщил, в бюджет были заложены, а потом секвестированы средства на внедрение проекта «100 инновационных школ», несмотря на его утверждение в Стратегии — 2012-2020, согласованной со всеми министерствами и ведомствами и поддержанной на официальном заседании правительства. Правда, как сказал далее К.Садыков, в бюджете 2013 года деньги на реализацию столь важного для системы образования проекта уже запланированы. Надо сделать скачок в этом направлении, чтобы не отставать от соседних государств.

Сегодня школы сами хорошо понимают необходимость использования передовых технологий. За два последних года (2011-2012) в них установлено более 60 интерактивных досок. Причем такие доски имеются, как правило, в единичном экземпляре. Министр затем разъяснил, что планируется создать 100 инновационных школ с четырьмя-пятью интерактивными кабинетами и лабораториями для преподавания естественнонаучных предметов. Инновационные центры задумываются также как центры кластера: и для разработки нового содержания образования, и для обучения учителей. Он выразил надежду, что в наступившем году в республике их оснастят и запустят. И таким образом будут выполнены требования правительства и Министерства финансов по повышению эффективности деятельности в сфере нашего образования, заявил глава ведомства. Для реализации проекта «100 инновационных школ», по словам министра, требуется 87 млн. 500 тысяч сомов.

Он также сообщил, что в республике из-за отсутствия четкой нормативной базы и слабой инфраструктуры развитие современных дистанционных методов обучения уступает темпам в других странах. Сослался на данные исследований, которые показывают, что усвоение знаний студентами с помощью информационных технологий в единицу времени на 40-60% больше, чем при использовании обычных обучающих технологий. И поэтому в мире дистанционное обучение давно уже получило широкое распространение. Однако, кроме слабой нормативной базы, в КР есть еще ряд проблем, которые затрудняют его развитие. Например, не все потенциальные студенты, которые хотели бы получать знания с помощью дистанционных технологий, имеют дома компьютер и постоянный доступ к Интернету.

В Кыргызстане, подчеркнул К.Садыков, практически нет современных учебников в электронном формате. Также недостаточно обширны и библиотеки, поэтому остро стоят проблемы электронных книгохранилищ. Он проинформировал, что первый шаг в этом направлении сделан в 2012 году, когда начала работать Кыргызская виртуальная научная библиотека. Она дает доступ университетам, научноисследовательским организациям к 12 млн. научных статей из 16,5 тысячи журналов, издаваемых на нескольких языках. По данным, приведенным главой министерства, в 2012 году на дистанционное обучение поступили 1 400 студентов.

В докладе министр затронул и тему оптимизации учебных планов школьников. Министерство образования и науки уже начало работу в этом направлении. Сегодня учебная нагрузка превышает ту, что у наших ближайших соседей. В республике не только смогли сократить учебный план, но и сберегли 274 млн. сомов, которые направят на предшкольную подготовку и оплату педагогам, подчеркнул К.Садыков.

Говоря о проведении в КР предшкольной подготовки, министр заметил, что достижения в ней связаны с предварительным анализом сложившейся ситуации, который показал кризис развития сети дошкольных учреждений. Только последние два года в КР намечается тенденция увеличения числа детских садов.

До этого же, имея в республике 1 600 детсадов, мы опустили этот показатель до реально функционирующих. Сейчас в стране действует более 700 дошкольных организаций, различных по своему характеру. Что касается охвата ими детворы, то эта цифра повышается, но незначительно. Если три года назад можно было говорить о 13 %, то в этом году — о 15, 4 %, акцентировал К.Садыков.

Министр отметил, что поскольку проблема еще остается, уделено внимание 240-часовой программе дошкольной подготовки, призванной дать равный жизненный старт детям. В итоге из общего числа (102 606) первоклассников, начавших свое обучение в 2012-2013 учебном году, подготовительную программу прошли 98 110 малышей. Из них 53 405 обучались по 240-часовой программе. В 2013 году, сообщил далее министр, ведомство поставило задачу обеспечить 100-процентный охват детей именно этой программой.

Коснулся докладчик и проблемы издания учебников. Он заметил, что некоторые издательства и типографии готовы судиться с Министерством образования и науки за прекращение контракта на выпуск в результате секвестрования бюджета. Как отметил министр, сегодня в школах страны дети учатся читать, но отнюдь не понимать. «Достижения» учеников в математике не улучшаются, несмотря на увеличение часов ее преподавания, поэтому необходимо улучшать методику. И в республике уже есть новые стандарты и разрабатываются куриккулумы.

Глава министерства сообщил, что в 2012 году были выделены средства на издание учебников для второго класса. Однако, когда типографии приступили к их тиражированию, произошло секвестрование министерского бюджета. Ведомство теперь должно издательствам за учебники, а они готовы с ним судиться. Далее К. Садыков отметил, что 100 млн. сомов, ежегодно выделяемых для издания учебников, должны поступать в само министерство в феврале, чтобы в сентябре можно было осуществлять их поставку. Он также рассказал, что министерство намерено ввести дополнительное тестирование для кандидатов на «красный аттестат». Сегодня ведомство уже работает над тем, чтобы «красный аттестат» не потерял своего престижа. Планируется выделить для его обладателей льготы, они будут освобождаться от сдачи предметного теста.

Выступившая на коллегии вице-премьер-министр Камила Талиева, говоря о проблемах реформирования высшего образования, заметила, что для сокращения числа непродуктивных вузов необходима политическая воля. Сегодня всем видно, что количество институтов и университетов под разными предлогами отнюдь не сокращается, а вот уровень образования в них падает. А подход к системе высшего образования в стране должен строиться по принципу «от количества к качеству», подчеркнула вице-премьер.

От руководства Министерства образования и науки она потребовала ускорения разработки программ преподавания государственного языка, чтобы активнее внедрять их в дошкольное, школьное и высшее образования. А министру К.Талиева предложила рассмотреть вопрос открытия ведомственных дошкольных учреждений. Сегодня в стране остро ощущается нехватка детских садов, даже у самого министерства нет своего дошкольного образовательного учреждения, резюмировала вице-премьер-министр.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий