Main Menu

Взял у государства — верни

Рейдерство бывает разное: захватывают неправедными путями частную собственность, не без поддержки чиновников, милиции и местной Фемиды. А недавно мы стали свидетелями незаконного отъема государственной собственности, принадлежащей по Конституции всем кыргызстанцам. Вспомним горячие революционные деньки 2010 года, декреты Временного правительства о национализации и экспроприации, положившие начало возврату богатых природных недр хозяину — народу. Многие судебные дела до сих пор не закрыты, идут разборки относительно бакиевского «наследия»: выявляют, что принадлежит детям, многочисленным родственникам и друзьям экс-главы страны, выясняют, почему по сказочно низкой цене оттяпаны солидные куски госсобственности.

За двадцать лет развития нашего суверенного государства мы так и не научились уважать частную собственность, защищать ее, но с упорством, достойным другого применения, пытаемся заманить к себе толстосумов-капиталистов. Удивляемся: да отчего же к нам не идет валом солидный инвестор, а больше заглядывают авантюристы да финансовые махинаторы?
Пытаемся строить рыночную экономику, взяли за основу модель, где частная собственность священна, движущая сила нашего развития. Бывшие власти так и не поняли этого, хотя стояли у руля суверенного государства долгие двадцать лет, не поняли, как важна для бизнеса защита имущества.
Не научившись за два десятилетия ценить чужое, как можно беречь и охранять государственное? Последние попытки взять под общественный контроль процесс реструктуризации активов относится к 2008 году. Бишкекский деловой совет взялся навести порядок в нормативно-правовой сфере, инициировал проведение ревизии имеющихся законов, регулирующих экономическую жизнь. Выяснилось, почему в течение столь долгого времени у нас ничего не менялось к лучшему: принимаемые меры по защите имущественных прав носили декоративно-декларативный характер, не более. Чиновники корректно кланялись, обещали заняться, устранить коллизии в законах, но все оставалось на своих местах.
После трагических событий весны-лета прошлого года перед нами с удвоенной остротой встали вопросы, связанные с правовыми и имущественными процессами реструктуризации, изменением прав собственности, приватизации имущественных комплексов и земельных участков. В момент национализации, о справедливости которой идет  много пересудов, из 170 иссык-кульских здравниц 100, то есть большинство, находилось в конфликте с законом, прокуратурой, местными кенешами, МСУ.
В сложный период смены власти невозможно было мгновенно сориентироваться и принять действенные меры по укрощению мародеров. Декреты на тот период были единственным документом, защитившим частную и государственную собственность, прекратившим перетекание денег из народной казны в частные руки, декреты имели силу закона.
Кыргызстан отнюдь не пионер в изобретении «декретной политики», подобные действия присущи и другим руководителям, чьи страны, как наша, попадали в форс-мажорные обстоятельства.
И сегодня, спустя год после революции, не прекращается поток писем правительству от Национального альянса бизнес-ассоциаций, Бишкекского делового клуба, Союза предпринимателей Кыргызстана, Международного делового совета и других с просьбой восстановить справедливость относительно конфискованного в прошлом году имущества, провести честные открытые расследования, вернуть национализированные объекты или их часть законным владельцам.
Ведь свою недвижимость многие коммерсанты оставили банкирам в качестве залога под кредиты. Бизнес после погромов зализывает раны, оборотных средств не хватает, расчетные счета заморожены, банкиры грозят пустить с молотка заложенное деловыми людьми имущество.
Глядя на это безобразие со стороны, иностранные капиталисты, работающие в республике, прекратили инвестировать в экономику, замерли в ожидании стабильности и порядка. Многие просто разочаровались. Но новое коалиционное правительство кое-что предприняло, есть подвижки. Хорошо осознавая, что без решения фундаментальной проблемы — надежной защиты частной собственности инвестиционный климат в республике не изменить, в декабре 2010 года приступила к работе созданная правительством Комиссия по гражданскому мониторингу деятельности государственных органов в сфере защиты прав собственников.
По своей сути эта комиссия — наблюдательный общественный орган с правом представлять рекомендации правительству при решении вопросов, связанных с имущественными процессами, изменением права собственности, но ей даны широкие полномочия вплоть до инициирования увольнения нерадивых чиновников, по чьей вине будут продолжать буксовать защитные элементы частной собственности.
В комиссию вошло равное количество представителей от чиновников и бизнеса, состоялось первое учредительное заседание, на котором решено создать рабочие группы для полномасштабного расследования возникших конфликтов, касающихся собственности. В рабочих группах первую скрипку станут играть квалифицированные специалисты-эксперты — два от предпринимателей, один — от Министерства экономического регулирования, которое является секретариатом данной комиссии.
Замглавы этого ведомства Санжар Муканбетов сообщил корреспонденту «СК», что в правительстве в настоящее время идут структурные преобразования по определению оптимального количества министерств; вопрос защиты собственности по-прежнему остается главным, ибо это основной инструмент рынка, от которого зависит подъем экономики. Собираться члены комиссии будут раз в квартал в зависимости от ситуации, если потребуется, то чаще. Утвержден план работы, предложенный бизнесменами.
Рекомендательно-обязательный характер бизнес-предложений, о котором упомянул замминистра экономического регулирования, вызывает ироническую улыбку: очень смахивает на добровольно-принудительное пожертвование. Однако мой скепсис быстро улетучился, когда узнала, что комиссию возглавляет первый вице-премьер-министр Омурбек Бабанов, значит, все предложения и советы предпринимателей, четко сформулированные, облаченные в форму законопроектов, оперативно попадут к депутатам Жогорку Кенеша.
Первое заседание комиссии было организационным, определили план последовательности действий, решили провести ревизию законодательства, а также судебных дел, выявить лазейки вполне законного отъема собственности.
Заместитель директора Фонда по управлению национализированным имуществом Министерства госимущества Назира Усеналиева сообщила о судьбе национализированных объектов, контроле со стороны бизнеса, гражданского общества. Приступили к инвентаризации, устанавливают, на основе каких нарушений пришлось национализировать объекты, работают с банками, уточняют сумму залога, правопреемственность.
В Министерство госимущества идут письма из комбанков. Двадцать предпринимателей обратились в ведомство с просьбой  возместить ущерб. Но закон не позволяет брать средства из бюджета, к тому же права рядовых вкладчиков тоже нужно защищать. Поэтому сотрудники Мин-госимущества проводят ревизию кредитных договоров, подготавливают первоначальные шаги.
Взять да просто так отнять чужое, конечно, невозможно. На успешные предприятия обычно является «группа захвата», у которой на руках все документы.
— Теперь все зависит от активности предпринимателей, от того, насколько оперативно они проанализируют собранную информацию и внесут свои предложения в комиссию, — убежден исполнительный директор Бишкекского делового клуба Улук Кыдырбаев. — Появилась редкая возможность раз и навсегда покончить с таким позорным явлением, как рейдерство, от которого пострадало немало порядочных людей.
В комиссии ждут рекомендаций, будут через правительство инициировать законопроекты, вносить изменения в существующие, чтобы законодательство на практике, а не на словах гарантировало защиту частной собственности — основы рыночной экономики. Иначе не помогут никакие реформы. Механизм защиты частной собственности у нас не работает, суды сплошь и рядом выносят неправомерные вердикты, впрочем, законодательно обосновывая свои решения.
Предприниматели благодарят правительство за понимание ситуации с собственностью, стремление кабинета министров решить возникшую проблему законным путем. Они используют предоставленную институциональную площадку для совместной партнерской работы с кабинетом министров, надеются сделать так, чтобы основополагающие, базисные законы стали работающими, принесли бы пользу и в будущем, как локомотив, потянули бы за собой долгожданные экономические преобразования.
— Еще в 2008 году Бишкекский деловой клуб бросил клич исследовать имеющиеся законы на предмет их жизнедеятельности и работоспособности. Юристы обнаружили столько лазеек, что пальцев обеих рук не хватит, чтобы сосчитать имеющиеся в нашей стране возможности вполне законного отъема чужой собственности. Замучаешься бегать по судам. Результаты деловые люди вывесили на своем сайте, пользователи тут же окрестили аналитическую работу как «руководство для начинающих рейдеров», но тем не менее указали правительству и Жогорку Кенешу на юридические коллизии.
Верховная власть была в шоке: даже при выявленных незначительных, мелких нарушениях деловых людей по нашим законам можно привлечь к административной и уголовной ответственности, через суды арестовать имущество, заморозить движение денег на банковских счетах, тем самым парализовав предприятие, искусственно подведя его к банкротству.
Помню, сколько обиженных бизнесменов обращались в разное время в «СК», люди искали защиты от произвола в предании огласке неправомерных дел судей различных инстанций. Коррупционные схемы рейдеров были отлажены и работали четко: заложенное под кредит в банке имущество продавали и перепродавали десятки раз, и конечному добросовестному покупателю, который ни в чем не виноват, доставались все шишки.
В пример можно привести множество случаев искусственного банкротства, а также факты ареста коррупционеров-взяточников, но редко когда иски доходили до судебных разборок, а если и доходили, то суды отпускали преступников на свободу. Привлечь к ответственности служителей Фемиды у нас невозможно, требуется согласие Совета судей, куда представителей выбирают все те же судьи и адвокаты, срабатывает корпоративная солидарность. Депутаты Жогороку Кенеша долгое время не давали разрешения на приватизацию национализированных объектов, перешедших в государственную собственность: боялись коррупции в судах и вынесенных ими несправедливых решений. Поэтому был организован Совет по отбору судей, иначе мы никогда не реформируем третью ветвь власти в своей стране.
По словам Улука Кыдырбаева, рейдерскому захвату подвержены те, кто предпочитает работать в неформальной экономике, скрывает доходы. Честное ведение бизнеса, несомненно, выгоднее, меньше шансов лишиться его совсем.
Прокатилась волна скандалов вокруг иссык-кульских здравниц.  Там до сих пор оспариваются права собственности.
Ситуацию прокомментировал председатель комитета по туризму Союза предпринимателей Кыргызстана Михаил Халитов. Главное развитие любого государства — охрана собственности. В нашей Конституции защита прописана, но отсутствуют напрочь механизм, процедуры защиты. Судейские решения никто не торопится претворять в жизнь. По словам М. Халитова, оголтелая прошлогодняя национализация оставила нездоровые следы, рубцы на теле инвесторов. 20 лет никто не анализировал ситуацию, почему к нам не идут капиталы, что и кто мешает.

Созданная Комиссия по гражданскому мониторингу деятельности госорганов в сфере защиты прав собственности разберется, какую страна упустила возможность, на какую сумму мы недополучили инвестиций, что не так у нас работает, почему зачастую правят бал воры и криминал. Кредит доверия людей к властям чрезвычайно низок.
— Мы не должны идти путем декретов и национализации, — говорит в интервью информагентству «24.kg» премьер-министр Алмазбек Атамбаев. — Выстраивать государственную политику следует так, чтобы инвесторы оставались спокойны за свои вложения. Но и инвесторы должны понимать, что в Кыргызстане надо приобретать объекты не путем дачи взятки высшему должностному лицу, а на аукционах и при проведении тендеров. И тогда лицензии на разработку и освоение 100-тонных месторождений золота не будут уходить по символическим ценам. Тут нет никакой справедливости и законности, народ знает, кто за это получил взятку. Все должно проводиться открыто, гласно, прозрачно.
Глава кабинета министров указывает на необходимость укрепления законодательной ветви власти, внесения изменений в Конституцию; созданная Комиссия по гражданскому мониторингу может дать хорошие результаты в короткие сроки.
Деловая элита Кыргызстана ходатайствует перед Советом по отбору судей за отстранение от должности запятнавших себя неправедными вердиктами судей, повлекшими за собой разорение бизнеса, его «прихватизацию» чужими лицами.
8 июля с.г. депутаты Жогорку Кенеша утвердили окончательный список национализированных объектов, часть которых планируется выставить на продажу, в том числе и находящиеся в государственном управлении.
Теперь все зависит от принципиальной позиции самих предпринимателей, их деловых конкретных предложений по устранению пут и оков, сдерживающих развитие и расширение бизнеса. Речь идет, разумеется, о честных, а не о тех, кто во главу угла ставит желание как можно быстрее навариться, а там хоть трава не расти. Это как раз тот случай, когда бизнесу выгодно потратить свои время и ресурсы, дабы в будущем не одно десятилетие спокойно трудиться по правилам, установленным государством с их ведома.
— Мяч сегодня на нашей стороне, — с удовлетворением произносит Улук Кыдырбаев, — отпасуем его в сторону исполнительной власти после обкатки идей в рабочих группах, положительные результаты, думаю, не заставят себя ждать.

Галина ЛУНЕВА.






Добавить комментарий