Main Menu

МОЕ СЧАСТЬЕ — МОЯ ШКОЛА!

Переменчивое живое лицо: нежное и озорное, мягкое и задумчивое. И вдруг враз отяжелевший взгляд, суровая линия губ. И неожиданно спокойная озаренность, словно видит человек за далеким горизонтом нечто такое, что не всем дано увидеть. Если хоть раз твой путь пересечется с дорогой директора школы имени Бибисары Бейшеналиевой, что в селе Таш-Добо Аламудунского района, ты будешь помнить эту встречу как особое событие в твоей жизни. Ты будешь долго прислушиваться к себе, словно в тебе что-то осталось от Розы Саировны Бегалиевой — живой, открытой, упрямой, непримиримой.

Что всего труднее? У нее никто не спросил об этом, когда проходил семинар на базе Кыргызско-Российского Славянского университета. А спроси, она бы ответила: «Мое счастье — моя школа». Путь сельской одиннадцатилетки далеко не прямой. Имя ему Поиск и поиск, который вызван общим ходом жизни и развития нашего общества, многотрудными испытаниями, выпавшими на ее долю. Так надо ли удивляться, что бывали, а кое-где есть и поныне, повороты и тупички?! Вот почему Стратегия развития образования на 2012-2020 годы, заостряя внимание «на построении гибкой, открытой, соответствующей современным требованиям национальной системы образования с учетом лучших традиций отечественного образования и международного опыта», утверждает и необходимость критического анализа современного состояния сельских школ.

Как-то на августовском совещании учителей кто-то бросил в адрес Розы Саировны реплику: «К чему этот разговор о специфике работы сельской школы? Разве городские и сельские решают не одну и ту же задачу образования, разве не одни и те же у нас программы и методические установки?». Что тут скажешь? В принципе все вроде верно. Но существуют и другие точки зрения. На основе реальных фактов многие приходят к выводу, что развитие общеобразовательных учреждений в селах параллельно с традиционным должно идти своим путем.

Характер его, особенно на современном этапе, в значительной степени определяется тенденциями развития сельского предпринимательства и быстроменяющейся социальной структурой села. Быть педагогом в городе и учителем на деревне — большая разница не только в бытовом, но и в социально-психологическом плане. В городе ты каждый день просматриваешься школой, а на селе — всем миром. Вот эту-то особенность и следует учитывать.

Бегалиевой помог ее прежний сельский опыт, выработанная в детстве привычка все делать по дому. В не меньшей степени сказались нравственная атмосфера счастливых советских времен, годы учебы в педагогическом институте, стремление наставников передать чувство высокой гражданской ответственности за право «сеять разумное, доброе, вечное», что идет от лучших прогрессивных традиций русской и кыргызской интеллигенции.

Словом, несмотря на трудности, Роза Саировна была полна оптимизма, горда от сознания высокой миссии. Росло и понимание существующей реальности. Она стремилась прежде всего осмыслить состояние дел в школе, определить необходимые меры для наведения элементарного порядка в учебно-воспитательном процессе, продумать очередность в укреплении материальной базы, изменить настрой учительского коллектива. Самым страшным в нем было господство духа «временных». На работе учитель замыкался в рамках урока, в селе — в рамках школы, в мыслях торопился к окончанию учебного года, к тому, чтобы «отработать» свой срок. Директор понимала, что такие «чемоданные» настроения не дают возможности планировать завтрашний день заведения и местного сообщества, мешают изменить отношение сельской общественности к школе, учителю. С чего начать, каким должен быть первый шаг для сближения альма-матер ребят и айыл окмоту?

Разговор школьных педагогов затянулся, спорили долго и горячо, высказывали накопившиеся за долгие годы обиды от невнимания руководителей сельской управы к нуждам школы, которая учит их же детей. Роза Саировна понимала, что в речах учителей, пусть запальчивых, немало справедливого. Но ведь нужно понять и местное сообщество, переживающее трудности переходного периода, да и аграрно-земельная реформа дорого обошлась хозяйствам. Все эти годы никакого строительства в селе не велось. Да и сейчас средств нет, до школы ли? Выделение земельных участков под возведение болезненно затянулось, и приходилось считаться с реальными фактами.

Здесь нужно принять не просто директорское, а моральное право Розы Саировны учить своих коллег. Дело в том, что уже в первые годы пребывания в школе она неоднократно избиралась депутатом районного кенеша и уже в силу этого была больше, чем коллеги, информирована о волнующих проблемах сельской жизни. Работа с избирателями, выступления перед сельчанами тоже давали пищу уму. Словом, все сводилось к тому, что коллективу одиннадцатилетки следует прежде всего активно включиться в общественную жизнь села и района. Эта работа поможет родителям, всей общественности лучше понять нужды школы, переосмыслить свою роль в обучении и воспитании детей. Если знание основ педагогики и психологии обогащает педагогическое мастерство, то связь с социумом помогает в работе с людьми.

Забегая вперед, следует сказать, что процесс включения школы в общественно-политическую жизнь, в привлечение инвестиций и грантов был последовательным и непрерывным. Были дела, которые оценивались, что называется, по самому крупному счету. При помощи Жогорку Кенеша и Министерства чрезвычайных ситуаций накрыли школьную крышу шифером и новой мягкой кровлей, через стимулирующий грант Министерства финансов заменили линолеум. Договорились с главой айыл окмоту Таш-Добо Александром Сунцовым заменить отопление на электросухие радиаторы. Получили от спонсоров спортинвентарь, школьную мебель, компьютеры, спутниковую антенну, что помогло «создать условия для развития информационных технологий». Для школы имени Б. Бейшеналиевой это еще один пункт реализации Стратегии устойчивого развития.

Все эти школьные начинания были как первые кирпичики, которые постепенно, терпеливо укладывались в фундамент завтрашнего дня местного сообщества и школы. И они в перспективе позволят директору настойчивей ставить перед местной и районной властью, международными фондами и посольствами вопросы реализации Стратегии развития образования: «обеспечивать воспитание гражданина Кыргызстана в равноправном и тесном сотрудничестве с семьей, школой и сообществом».

Школа всегда была главной духовной силой села. Эту роль она играет и поныне, прививая своим питомцам вкус, культуру, тягу к самодеятельному и профессиональному искусству. Школьный танцевальный ансамбль «Тоо-гулу» и коллектив комузистов «Жеткинчек» добились больших успехов и съездили в этом году в Турцию на фестиваль детского творчества «Тюркский мир».

Теперь жители Таш-Добо, отправляясь на родительское собрание, знают, что послушают в школе и концерт. И то, что детишки заняты интересным делом, находит благодарный отклик в родительских сердцах. Таким образом, в полном объеме выполняются требования Стратегии устойчивого развития: «формирование духовно-нравственных основ личности через духовные и культурные ценности и традиции народа».

Система мер, включая педагогические, культурные и социально-экономические, не оставляет молодого человека наедине с мучительными порой вопросами: что делать после выпуска? Куда пойти учиться? Привитая усилиями наставников любовь к знаниям, спорту, культуре и литературе подкрепляется энергичными разноплановыми мерами, помогающими выпускникам успешно учиться в ведущих вузах страны и за рубежом. В этом главный итог работы педагогического коллектива. Благодаря ему успешно преодолевались трудности педагогического поиска. Каждый из учителей внес в него свою личную лепту.

Мира Сагындыкова, Суюн Батырбекова — завучи по учебной работе, Айгуль Нурманбетова — завуч по воспитательной работе, Жумагуль Шаршенова — старейший педагог, заслуженный учитель, отличник образования СССР и Кыргызской Республики, Валентина Певченко — учитель биологии, воспитавшая участницу международной олимпиады Данису Таштанбаеву.

С самых истоков и поныне работают здесь отличники образования Анна Никонова, Токтосун Сыдыгалиева, Акыл Машаев, Фатима Бабаева. Лидия Гарбуз поставила на должный уровень систему физического воспитания. Вера Агапова — энтузиаст и изобретатель в деле технического оснащения кабинета. Майрам Сарыбаева развернула целую систему методической работы с учителями. Молодую часть педагогического коллектива составляют пять бывших выпускников школы, окончивших институты. Это такие квалифицированные учителя, как Азаткуль Бегалиева, Юлия Эйтвин, Марина Михайлова, Галина Герасимова, Наталья Шалыгина. В их руках завтрашний день образования.

Директору школы имени Б. Бейшеналиевой посчастливилось на протяжении тридцати лет работать с добрыми соратниками, помощниками, единомышленниками. Около них нельзя хиреть, киснуть, хныкать, скучать, лениться, притворяться нигилистом. Нельзя, потому что рядом с ними это невероятно стыдно. И не потому, что коллеги тебя обвинят, они просто работают так, что возле них нельзя трудиться иначе. Они и есть настоящие учителя жизни. В каком бы звании ни были…

Сейчас Роза Бегалиева и сама уже немного другая — мудрей, проницательней, дальше видит, смелей думает, уверенней действует. Но она все та же в безоглядной преданности храму знаний, в жадной любви к жизни — своим детям, к синему небу и любимым розам, которые можно сорвать только на заре, к томику Чингиза Айтматова, к первому учителю, к чистому листу школьной тетради, который ждет ее мыслей.

Живите так, люди!

Какие яркие, ослепительные дни стояли в Таш-Добо! Снежные пики гор вонзались в синее-синее небо. Солнце яростно заливало поселок и горы, и весь Таш-Добо — свежий в белом-белом снеге и пахучих зарослях можжевельника — светился и сиял.

Живите здесь, люди!

Калыс ИШИМКАНОВ.

На фото: директор сельской школы Роза Бегалиева.






Добавить комментарий