Main Menu

О спецслужбах без секрета

«Дорожная карта» по устойчивому развитию Кыргызстана на 2013-2017 годы, предложенная главой государства, предусматривает в том числе глубокое реформирование всей системы национальной безопасности страны. Особое внимание отводится переформатированию деятельности спецслужб, их целей и задач согласно принципам и нормам правового государства.

Государственный комитет национальной безопасности представляет собой важную и ответственную структуру, на которую возложена практическая работа по обеспечению безопасности государства с использованием специфических форм и направлений, не свойственных другим властным органам управления, таких, как конспиративные агентурные и технические методы добывания, использования информации и воздействия на противоборствующую сторону и другие.

Если вспомнить, то реформы в спецслужбах проходили нередко и имели свои внутренние логику и объяснения. Что стояло во главе угла при их реформировании и какие перемены должны произойти в органах национальной безопасности сегодня, чтобы адекватно отвечать на внутренние и внешние угрозы современности? На эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя общественного совета при ГКНБ (ОНС), доктора юридических наук, профессора Кайрата Медербековича ОСМОНАЛИЕBА.

— Для начала — небольшой экскурс в прошлое. Действительно, за всю свою историю спецслужбы не раз подвергались преобразованиям. Но это больше походило на смену вывески и не более: модель и стиль их работы оставались неизменными, как и репрессивная сущность при определенных политических режимах. Это заметно на примере отечественных органов национальной безопасности. В октябре 1918 года в республике были созданы областные и уездные чрезвычайные следственные комиссии (ЧСК) из двух секций: одна следственная, вторая по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и мародерством. В этом же году по решению Пишпекского уездного совета народных депутатов в Пишпеке учреждена уездная ЧСК. Комиссии предоставлялись большие полномочия и права: аресты, обыски, выемки всевозможных документов, конфискация имущества до суда, а также проведение агентурной работы. Массовые репрессии в 30-40-х годах прошлого столетия характеризовали органы безопасности СССР как мощную карательную машину по выявлению и уничтожению врагов народа, точнее, существующего политического строя и его идеологического курса. Таким образом, органы нацбезопасности играли главенствующую роль среди основных институтов власти советского государства.

-Как говорится, какие времена, такие и нравы. Но уже в наше время и за все годы суверенитета спецслужбы Кыргызстана тоже неоднократно реформировались и большей частью по прихоти двух правящих семейноклановых режимов, что в результате повлияло на ослабление национальной безопасности страны…

— Вы правы. Особенно при Бакиеве органы национальной безопасности по сути превратились в структуру, занимавшуюся больше преследованием его политических оппонентов, нежели деятельностью по своему прямому предназначению. Вот только несколько примеров.

В то время «серым кардиналом» отечественных спецслужб считался родной брат Президента Жаныш Бакиев, председатель службы Госохраны — организатор убийства экс-руководителя администрации президента М. Садыркулова в марте 2009 г., а также отдавший приказ открыть огонь на поражение, в результате чего погибли 86 митингующих на площади перед «Белым домом» 7 апреля 2010 года. Советником председателя ГКНБ тогда работал сын президента Марат Бакиев, решавший многие ключевые вопросы в ведомстве. В 2012 г. в соседнем Казахстане осудили на длительный срок лишения свободы бывшего начальника отдела ГКНБ Кыргызстана А. Исманкулова, по политическому заказу в Апматы в 2009 г. зверски расправившегося с кыргызстанским журналистом Г. Павлюком, который сотрудничал с представителями оппозиции. Практически до апрельских событий 2010 года основное внимание органов ГКНБ было сконцентрировано на выявлении неугодных власти и обеспечение безопасности личных интересов правящей семьи. При этом не решались задачи, присущие спецслужбам, по добыванию и обеспечению политического руководства страны оперативной упреждающей информацией о негативных процессах, в том числе в области межнациональных отношений. Более того, второстепенными, да и почти ненужными стали основные составляющие деятельности спецслужб -разведка и контрразведка.

— Ветераны органов национальной безопасности рассказывали, что в годы бакиевщины происходил практически кадровый беспредел, людям даже не объясняли причины их увольнения со службы.

— В период с 2007-го по 2010 год из органов национальной безопасности уволили 300 профессиональных и патриотически настроенных сотрудников среднего звена. Оперативные и следственные работники были в основном представлены молодежью, не обладавшей необходимыми знаниями и опытом. Например, к июню 2010 года личный состав ГКНБ в основном состоял из сотрудников со стажем работы менее пяти лет, что негативно отражалось на качестве оперативно-разыскной и следственной работы.

Анализ кадровой ситуации в органах нацбезопасности накануне апрельских событий показывает, что разрыв между степенью ответственности личного состава, его профессиональной нагрузкой и уровнем их материальной обеспеченности, социальной защищенности весьма ощутимо размыл кадровое ядро сотрудников спецслужб, заметно снизил их престиж и привел к оттоку наиболее квалифицированных, что в целом отрицательно сказалось на служебнобоевой деятельности.

— Перемены, произошедшие в стране после 7 апреля 2010 года, коснулись всех сфер жизни, в том числе органов национальной безопасности. Как юрист и глава Общественного наблюдательного совета при ГКНБ, можете обозначить наиболее разительные, на ваш взгляд, позитивные изменения в деятельности спецслужбы за последние два года?

— Уже на второй день революции личный состав органов национальной безопасности мобилизовали на решение прямых своих обязанностей по защите конституционного строя, сохранению суверенитета и целостности страны. Надо отдать должное чекистам: деморализованные, потерявшие ориентацию, они сумели самоорганизоваться и достойно пресекали попытки внутренних и внешних угроз для национальной безопасности государства. В частности, в результате принятых организационно-управленческих решений оптимизировали штатную структуру ГКНБ в целях совершенствования деятельности разведывательных и контрразведывательных подразделений, а также подчинения проводимых оперативных мероприятий единым замыслам.

Одним из первых шагов Президента Апмазбека Атамбаева после вступления в должность стапа его инициатива образования в системе Государственного комитета национальной безопасности Антикоррупционной службы, что, на мой взгляд, придало новый импульс реализации антикоррупционной политики страны. Вспомните, за все годы независимости Кыргызстана его высшее руководство не раз объявляло войну коррупции, сводившуюся через непродолжительное время к банальной показушной кампании. Уверен, если бы тогда осуществлялись последовательные и целенаправленные меры по минимизации уровня коррупции, то мы могли бы избежать социальных потрясений в 2005-м и 2010 годах, окончившихся падением политических режимов, погрязших в клановости, воровстве и коррупции.

Сегодня очевидно, что горькие уроки истории не прошли даром. Выступая в январе 2012 года на заседании Совета обороны, глава государства акцентировал: «Необходимо победить коррупцию, которая мешает развитию страны, сводит на нет все усилия государства и граждан. Ждать, что все как-нибудь само собой решится, мы не имеем права. Если решительно не противодействовать этому злу, то Кыргызстан надолго останется на задворках мирового развития, бедность и нищета немалой части населения станут постоянными спутниками нашей жизни. В чем призвание власти? В том, чтобы решать насущные проблемы общества, защищать своих граждан от преступных посягательств и произвола, а не бездумно командовать, допуская при этом еще и коррупционный беспредел, доводящий до отчаяния граждан страны. Вот на этот вопрос должен дать ответ каждый из нас прежде всего себе, а потом уже решить, на какой стороне ему быть — на стороне народа или против него. Вопрос стоит только так. Если кто-то думает иначе, тому с нами не по пути, потому что мы объявляем войну коррупции и пойдем в этом до конца. Уверен, народ поддержит нас».

Для скептиков и пессимистов Президент подчеркнул: «У руководства Кыргызстана есть политическая воля искоренить коррупцию. Хочу твердо предупредить всех руководителей, всех членов правительства, депутатов, судей, прокуроров и других государственных служащих, — заявил он, — что коррупционерам не будет пощады. Вор должен сидеть в тюрьме!». Глава государства потребовал от Генеральной прокуратуры, правоохранительных и судебных органов, чтобы каждое уголовное дело против коррупционеров доводилось до логического конца, виновные несли ответственность в соответствии с законом.

Образование специализированной структуры, призванной бороться с самыми одиозными проявлениями коррупции, утверждение Антикоррупционной стратегии, соответствующих программ и плана мероприятий правительства, принятие пакета законов, усиливающих существующие механизмы борьбы с коррупцией, включая обновленный Закон «О противодействии коррупции», а также громкие задержания крупных чиновников из высшей политической элиты в течение 2012 г. придают уверенность, что в республике заложены основы новой антикоррупционной политики. Насколько успешна она будет, покажет время. Однако уже сегодня можно сказать, что создание в структуре ГКНБ органа по борьбе с одной из серьезных внутренних угроз безопасности — коррупцией — придало существенный авторитет ГКНБ в целом и подняло уровень доверия к нему общества.

— Разумеется, время требует настоятельного реформирования спецслужб страны. Что, по-вашему, нужно сделать в первую очередь в этом направлении, есть ли какие-то конкретные мысли и предложения?

— Во-первых, прежде всего надо определиться с оптимальной моделью государственных органов безопасности. Я бы выделил две тесно взаимосвязанных модели их деятельности. Первая будет заключаться исключительно в роли специальной службы, собирающей и анализирующей оперативную информацию с последующим представлением ее правительственным, правоохранительным и иным официальным органам, а также связанную с осуществлением негласного контроля за разведывательно-подрывными и иными враждебными инфраструктурами и проведением против них специальных операций оперативными средствами или подготовленными для этих целей сотрудниками.

Вторая модель складывалась еще в советский период. Она являла собой симбиоз спецслужбы с органом государственного управления. Характерной его чертой было не только включение органов госбезопасности в систему государственного управления, но также признание их головным органом в обеспечении безопасности страны. Отсюда — наделение этих органов межведомственными функциями, правом обязательных рекомендаций другим министерствам и ведомствам. Сегодня подобная универсальная функция им не свойственна. Поэтому было бы крайне ошибочно полагать, что решение вопросов обеспечения национальной безопасности возложено или координируется в масштабах государства только спецслужбами. Эту обязанность несут сообщество органов управления и власти страны всех уровней.

При реализации оптимальной модели нельзя забывать трагические уроки истории спецслужбы, в отдельные периоды функционировавшей вне правового поля, что привело к массовым репрессиям, или к использованию ее в качестве карающего меча. Органы национальной безопасности должны служить интересам народа в целом, а не отдельным политическим кланам.

Сейчас и на Западе, и на Востоке сохраняется устойчивая тенденция к укреплению спецслужб как за счет увеличения финансирования, так и за счет совершенствования организационной структуры для повышения эффективности на приоритетных направлениях их деятельности. Учитывая непростую, конфликтогенную ситуацию в Центральной Азии, которая вполне может усугубиться после вывода контингента НАТО из Афганистана в 2014 г., нерешенные пограничные проблемы, угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма и ряд других вызовов диктуют Кыргызстану необходимость наращивать потенциал органов национальной безопасности, увеличивать количество сотрудников и соответствующее финансирование. Этого настоятельно требуют национальные интересы Кыргызстана.

Кроме того, явно недостаточным выглядит мотивационный пакет, относящийся к службе в органах национальной безопасности. Что он из себя представляет? Более 20 позиций (от обучения, поступления на службу до пенсии и погребения), описанных в Законе КР «Об органах национальной безопасности», принятом в 1994 году. Множество его норм заимствовано еще из советского периода без учета изменившейся общественно-политической и экономической системы страны. Любой мотивационный пакет в том числе должен опираться на финансовую составляющую. В условиях хронического недофинансирования он является пустым, нереализуемым. Сегодня средняя заработная плата не позволяет сотрудникам ГКНБ на достойном уровне содержать свои семьи, большинство из которых живут на съемных квартирах. Существует очередь даже в хозрасчетные детские сады и ясли, а санаторно-курортным лечением не охвачена даже треть нуждающихся. При этом встречающиеся в деятельности сотрудников ГКНБ факты злоупотребления должностным положением и другие незаконные действия подрывают авторитет ведомства в целом. Система мотивации должна быть построена так, чтобы поглощать негативные интересы, нивелировать их, делать невыгодными. Словом, работать по Дзержинскому: «иметь холодный разум, горячее сердце и чистые руки».

— И последний вопрос, Кайрат Медербекович. Вы являетесь руководителем общественного наблюдательного совета при ГКНБ. Как можете оценить эффективность его деятельности?

— Было бы нескромным давать какую-либо оценку его работе. Скажу только, что нам удалось достигнуть полного взаимопонимания с руководством ГКНБ в стремлении поднять имидж его сотрудников и активно участвовать во всех начинаниях по повышению их профессионального уровня. Хочу отметить, что впервые за всю историю отечественных спецслужб постсоветского периода, сегодня ими руководит профессионал, взращенный самой системой обеспечения национальной безопасности. Тесно сотрудничает ОНС с Антикоррупционной службой ГКНБ. Подробно обо всех аспектах нашей совместной с Госкомитетом деятельности по понятным причинам распространяться не могу.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий