Main Menu

Требуются яркие личности

Можно ли полюбить чиновника? Давайте зададим вопрос иначе: можно ли изменить отношение к государственным служащим, изрядно подмоченное крепкой советской бюрократией?
Статс-секретарь Министерства финансов Динара ШАЙДИЕВА уверена: работа ее коллег заслуживает уважения и внимания. Главное — сотрудники финансового ведомства готовы идти навстречу людям, доступно рассказать, как используются деньги налогоплательщиков, как верстается главный финансовый документ страны, как погашаются государственные займы. Впервые Министерство финансов разрабатывает совместно с национальным консультантом по бюджетной прозрачности Трастового фонда «Гражданский бюджет» — популярное описание бюджета страны, понятное простым гражданам. Еще немного, и кыргызстанцы станут общаться с чиновниками виртуально через е-mail, то есть можно будет пользоваться государственными услугами через Интернет, оперативно получая ответы.

Когда шла на интервью, думалось, забросает меня первый заместитель министра финансов цифрами, процентами, станет рассказывать про полученные страной новые льготные займы, реструктуризацию старых, стимулирующих и выравнивающих правительственных грантов. Ничего этого, к счастью, не было. Передо мной сидела красивая молодая женщина, небезразличная к судьбе парламентской республики, мыслящая по государственному, готовая поделиться проблемами и успехами статс-секретарской деятельности, рассказать о новом в управлении государственными финансами.
Институт статс-секретарей введен у нас шесть лет назад. Он призван обеспечивать бесперебойную работу министерств, какие бы политические катаклизмы не происходили в стране. Назначение свое оправдывает, достаточно привести в пример Министерство финансов — лидера в проведении административных реформ, с которого берут пример другие ведомства.
Мы пережили две революции, сказать по-другому — дестабилизацию, хаос, панику, люди бросались снимать свои кровные с банковских счетов. А в финансовом ведомстве страны сотрудники были заняты делом. В Центральное казначейство «бежали» платежи со всех окраин, выплачивались пенсии и пособия, а также зарплата бюджетным учреждениям. Жизнь шла своим чередом.
Помню, заступив на новый пост два года назад через строжайший конкурсный отбор, Динара Шайдиева была открыта прессе, рассказывала о своих новых служебных обязанностях, среди которых — забота о персонале, ветеранах и молодых, повышение их компетентности, чтобы Кыргызстан не отставал, а шагал в ногу с другими государствами. Что удалось за два года напряженной работы? Почему моя собеседница предпочла разбирать не финансовые сметы, а заговорила о самом актуальном — управленческой реформе, чиновниках, мыслящих нестандартно, креативно?
Вот уже второй десяток лет мы всеми силами пытаемся изменить государственное управление, сокращаем сотрудников министерств, оптимизируем их деятельность. Но воз и ныне там, более того, пропасть, разделяющая народ и чиновников, ради которого и корпит клерк в своем кабинете, углубляется.
А может, наш доморощенный чиновник и есть та движущая сила национальной истории, благодаря которой жизнь изменится к лучшему? Может, чтобы реформировать страну, ставку надо делать на государственных и муниципальных служащих? Достойно оплачивать их труд, предоставить гарантированный социальный пакет, как в развитых государствах, стимулировать и поощрять карьерный рост? Поменять ментальность мышления, изменить надоевший всем стереотип бездушного бюрократа-захребетника, направить его в атмосферу созидания?
Перед глазами встал образ нового госслужащего, не подверженного коррупции, умного, знающего стихию рыночных отношений, одним словом, менеджера государственного масштаба, который пришел попробовать свои силы в исполнительном органе власти, желает оставить после себя хоть какой-то позитивный след, кому не чужды патриотизм, чувство долга и ответственности.
Диалог со статс-секретарем Министерства финансов Динарой Шайдиевой начался с Концепции модернизации государственной службы, утвержденной Указом Президента в июне т.г. Процитирую: «… Модернизация предусматривает создание качественно новых подходов к построению государственной службы на основе внедрения передовых управленческих и информационных технологий повышения профессионализма и эффективности государственного аппарата, устранения бюрократических издержек и предоставления качественных услуг населению».
— Расскажите подробнее.
— Модернизация государственной службы — это то, что в конечном итоге получат простые граждане, — достойный и качественный уровень жизни. В нашем случае это предсказуемый и реалистичный бюджет, прозрачность его исполнения и доступность к финансовой отчетности. В этих целях мы системно и планомерно проводим реформирование управления государственными финансами. Поясню по компоненту модернизации Казначейства. Как вы помните, в мае 2003 года между правительством Кыргызстана и Всемирным банком было подписано соглашение о кредите технической помощи в государственном управлении на $7,77 млн. Средства пошли на разработку и внедрение информационной системы и системы управления человеческими ресурсами.
В настоящее время реализация проекта продолжается, он должен завершиться в декабре будущего года.
— Что это даст?
— Мы сможем вести качественный и полный учет всех операций государственного бюджета, предоставлять правительству расширенную информацию о ходе исполнения государственного бюджета, а также областям, районам, городам и айыльным поселкам сведения о кассовых операциях в процессе исполнения соответствующего местного бюджета.
Реформируется Центральное казначейство, здесь совершенствуются казначейские операции, бизнес-процессы, планируется подключение Казначейства к системе пакетного клиринга, возможность прямого доступа к SWIFT — Национальному банку. Это позволит напрямую обрабатывать платежные заказы бюджетных учреждений, используя единый казначейский счет и кредитуя банковские счета поставщиков в режиме реального времени. В настоящее время Центральным казначейством совместно в Нацбанком утверждается план мероприятий по переходу системы казначейства на единый казначейский счет.
Совершенствуем и свой внутренний аудит, чтобы знать, в верном ли направлении движемся. Проводится реформа в рамках многостороннего Трастового фонда. Донорами выступили правительства Великобритании, Швеции и Швейцарии, а также Европейский союз. Реализовывать проект будем до июня 2013 года. Через совершенствование бюджетного процесса, развитие внутреннего аудита и контролирующих функций, институциональных и человеческих возможностей Минфина и линейных министерств усилим ответственность управления государственными финансами.
Во главу угла ставим обеспечение прозрачности и доступности бюджета, которое рассчитываем добиться через более тесное взаимодействие между государством и гражданами. Так, чтобы повысить осведомленность кыргызстанцев о тратах госказны, на ведомственном сайте ежедневно размещаются информация по исполнению бюджета, финансовый план на текущий месяц, расходы всех бюджетных ведомств за месяц и все сведения по государственному бюджету.
— Основной потребитель бюджета — народ. Не ведая о специфике вашей работы, население ждет быстрых результатов, а их нет и нет…
— Последовательность процедур реформирования управления государственными средствами изложена в программе, утвержденной правительством, и мы обязаны их соблюдать, но при этом мы стараемся, чтобы гражданское общество уже сейчас почувствовало первые результаты реформ. Как было сказано выше, это разработка и распространение гражданского бюджета. Проект впервые будем размещать до передачи в Жогорку Кенеш на следующий год с целью дать возможность гражданскому обществу внести свои предложения в бюджет 2012 года, подготовили бюджетный циркуляр и уже выпущено 1 000 экземпляров Закона КР «О республиканском бюджете на 2011 г. и прогнозе на 2012-2013 гг.».
— Знаю много молодых людей, окончивших Академию управления при Президенте, обучающихся за границей в престижных вузах, владеть несколькими иностранными языками для них не проблема. Они видели страны развитой демократии, почувствовали на себе прелесть капиталистического строя. Где эти ребята? Почему население не ведает, в каких учреждениях они работают, какую пользу молодые специалисты приносят родине?
— Минфин — большая, хорошая школа для молодых специалистов. Мы привлекаем международных экспертов, а это новые знания, опыт и передовые подходы. Многие молодые сотрудники работают в нашем ведомстве, несмотря на невысокую зарплату.
В нашем министерстве, считаю, существует опыт передачи знаний от старшего молодому поколению. Финансовое ведомство, не скрою, довольно консервативно в хорошем смысле слова. Преемственность обеспечиваем не традиционным наставничеством, вернее, не только им, а более надежной институциональной системой, памятью, отходим от фрагментальности, разрабатываем методику, взяв которую в руки, молодой специалист сразу уяснит свои функции.
Люди, воспитанные Минфином, всегда и везде востребованы. Они работают во всех сферах государственной службы.
Вообще-то, подниматься по карьерной лестнице у нас сложновато. Хромает законодательная база, нужно пересмотреть Закон «О государственных служащих», необходимо существующие нормативно-правовые документы привести в соответствие с новой Конституцией, моделью парламентской республики. Переориентировать государственных служащих на служение обществу, а не вышестоящему начальству. Надо менять имидж чиновника, сложившийся негативный стереотип. Если мы этого не сделаем, то кто сделает?
Теперь о молодых кадрах. Нигде в инструкциях не прописано, как должен себя вести чиновник с населением, гражданским обществом, его нужно обучать общению. Со своими коллегами он говорит на одном языке, специалисты его понимают, а вот диалог с народом зачастую не получается. Но чем больше будут знать кыргызстанцы о нашем министерстве, тем лучше будут к нам относиться. В концепции модернизации госслужбы есть элементы психотехники, они придутся кстати при работе с гражданским обществом.
(Окончание.
Начало на стр. 10)
К сожалению, в нашей республике у чиновников отсутствует мотивация работать лучше и лучше. На фоне повышенных в разы зарплат медикам, педагогам, социальным работникам, солидных зарплат работников других финансовых систем доходы сотрудников Минфина выглядят более чем скромно. Нельзя забывать и о моральном поощрении, общественное признание никто не отменял, и добросовестные работники ох как нуждаются в нем! Если, к примеру, госслужащему «светит» получение квартиры, он никогда не покинет госучреждение, это сильнейший стимул к эффективной работе. Почему бы государству не начать строить жилые дома для госслужащих? А депутатам Жогорку Кенеша не написать благодарственное письмо в адрес успешных правительственных клерков?
Не разработаны и критерии оценки качества работы госслужащих, надо бы подключить мнения кыргызстанцев, тех, ради которых чиновник и трудится.
— Где вы видели, чтобы чиновники сами себя реформировали?
— Госслужащие так же, как и все жители республики, заинтересованы в стабильности. Указом Президента Розы Отунбаевой при всех министерствах и ведомствах созданы наблюдательные советы. К их рекомендациям прислушиваются, более того, именно они натолкнули на мысль создать гражданский бюджет, наладить эффективную обратную связь с налогоплательщиками. Положительный опыт стран Восточной Европы говорит о том, что реформы следует проводить не наскоком, а поступательно, шаг за шагом.
— У нас парламентская республика, к рулю правления приходит та или иная политическая партия, которая и сажает в должностные кресла своих представителей. Политические фигуры будут постоянно меняться. Зачем в таком случае институт статс-секретарей? Состоялся ли он в Минфине, что удалось сделать за два последних года?
— Как раз парламентской форме правления и требуются статс-секретари, которые отвечают за грамотную кадровую политику, персонал. Мы реализуем политику, которую определяет правительство, статс-секретарь определяет стратегию внутри министерства.
— Были ли сокращения, если были, то насколько?
— Суть не в том, насколько мы сократили людей, а в том, чтобы определить самую оптимальную структуру министерства, сохранить профессиональный костяк, чтобы финансисты нормально выполняли свои должностные обязанности. Но прежде необходим функциональный анализ, который надо вести систематически. В настоящее время проходит плановая аттестация государственных служащих.
— Как вы чувствовали себя после народной революции 2011 года, когда управление Минфином переходило из рук в руки?
— Наше ведомство консервативно, оно вне политики. Следует знать и придерживаться классической формы управления государственными финансами. Реформы должны протекать последовательно. Нельзя забывать о периферии. В глубинке отсутствуют современные информационно-коммуникационные средства. Там сначала надо создать необходимую материальную базу, обеспечить специалистов компьютерной техникой, только потом можно будет громко заявить: реформа пошла! В регионах сегодня реализуются два проекта с помощью Трастового фонда, модернизируются казначейства.
Для реформы государственного управления сегодня требуются нестандартные творческие, харизматичные личности, яркие, талантливые, умеющие убеждать депутатов Жогорку Кенеша, соответствующие парламентские комитеты. Клерки — серые мышки — должны уйти навсегда.

Вела интервью
Галина ЛУНЕВА.
Снимки предоставила пресс-служба Минфина.






Добавить комментарий