Main Menu

ЦАРИ И ВОТЧИНА

По данным международных институтов, к 2010 году Кыргызская Республика по уровню коррупции твердо занимала «передовые» места. Об этом знало высшее руководство страны, и благодаря СМИ в достаточной степени было информировано общество. Как и в 2005 году, одними из основных причин массового протеста населения стали процветание коррупции и развитие «теневой» экономики.

 

Прекрасно зная о существовании этих негативных явлений, второй в истории страны президент с первых же дней официального вступления в должность пламенно изобличал их с различных трибун и обещал искоренить. Однако все его слова оказались пустым звуком. Не имея твердой политической воли и решимости, К. Бакиев не предпринял кардинальных шагов для искоренения зла. Наоборот, вместе с семьей и приближенными развернул и поставил на конвейер масштабную схему коррупции. Особенной хваткой в этом отличался один из его сыновей — Максим, подтянувший сотоварищей из ближнего и дальнего зарубежья. В мафиозной связке участвовали отдельные руководители и сотрудники органов государственного управления, законодательной власти, финансово-кредитных учреждений.
Ярким образчиком при-карманивания денег стала цепочка ЦАРИИ — Фонд развития Кыргызской Республики — банки. Вся схема была продумана, обеспечена законодательной базой и последовательно осуществлена. Рассмотрим детально.
Сначала, 6 августа 2007 года, был принят Закон «О Фонде развития Кыргызской Республики». Потом появились злополучное ЦАРИИ -Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, которое возглавил сынок Максим, и Фонд развития. Генеральным директором фонда назначили одноклассника и друга Максима -Алексея Елисеева, финансовым консультантом стала MGN Capital («дочка» компании MGN Group, принадлежащей гражданину США Евгению Гуревичу), управляющей компанией — MGN Asset Management (еще одна «дочка» MGN Group), юридическим консультантом — ЗАО «Джон Тайнер и партнеры», оценочной компанией — ОсОО «Арсенал-Консалтинг». Фондом управляло ЦАРИИ, которое выполняло функции агента государства по управлению его акциями и являлось их держателем (акционером). В необходимых документах было подчеркнуто, что фонд может преимущественно финансировать только национальные проекты, отвечающие требованиям, установленным его акционером. Одновременно оговорено, что проекты наделяются статусом «национальных» по решению Президента КР, уставный капитал фонда формируется за счет денежных средств, поступивших от продажи акций компаний и средств внебюджетных фондов, передаваемых акционером. Механизмы и условия утверждения бюджета и отчетности были определены на уровне Жогорку Кенеша и Президента страны.
Следует подчеркнуть, что в свое время сумму инвестиционных проектов заложили на территории Латвии и стран СНГ. В июне 2006 г. в Латвии зарегистрировали фирму Maval Aktivi (Maksim + Valery), поровну принадлежавшую латвийскому бизнесмену Валерию Белоконю и Максиму Бакиеву. Она курировала деятельность в области геологии, спорта и недвижимости в различных регионах мира. Крупнейший акционер Baltik International Bank и совладелец футбольного клуба Blackpool В. Белоконь, друг и деловой партнер М. Бакиева, кстати, включен в список богатейших бизнесменов Великобритании.
В феврале 2009 г. было подписано соглашение между правительствами Российской Федерации и Кыргызстана о предоставлении льготного кредита на $300 млн. на 40 лет с отсрочкой на 7 лет. Председатель совета директоров ЗАО «Фонд развития КР» Максим Бакиев с целью извлечения собственной выгоды разместил $35 млн. из российского кредита на депозитах в коммерческих банках, принадлежавших ему и его приближенным: ЗАО «Манас Банк», ОАО «Азия-УниверсалБанк», ОАО «КыргызКредитБанк» и ЗАО «Бакай Банк», а также ОАО
«Кыргызский инвестиционный кредитный банк». Оставшиеся $226 млн. гендиректор фонда А. Елисеев передал MGN Asset Management, которая занималась инвестированием на рынках ценных бумаг.
К 1 апреля 2010 г. активы «АзияУниверсалБанка» превысили 20 млрд. сомов. Однако к 9 апреля осталось чуть более 10 млрд. Команда Бакиевых с помощью местных банковских учреждений,
а также бывшего председателя Нацбанка успела перевести значительную часть этих средств в зарубежные компании.
В тот же период Министерство госимущества реализовало госпакет акций (80,5%) ОАО «Северэлектро» акционерному обществу «Чакан ГЭС», оценив его в $3 млн. Хотя, по оценке холдинговой компании «Славянский Восток», его стоимость составляла $123,7 млн. Таким образом, государству был нанесен ущерб на $120,7 млн. Руководители инвестиционных фондов развития Е. Гуревич, Р. Генкин, Б. Сатыбеков, Ж. Усе-нов и другие стали владельцами акций таких стратегических объектов, как аэропорт «Манас», «Кыргызтелеком», «Кыргызгаз», «Электрические станции», «Северэлектро», «Востокэлектро», «Ошэлектро», ГП «Машзавод».
Международная неправительственная организация Global Witness, борющаяся с нарушениями, допускаемыми странами, экспортирующими природные ресурсы, опубликовала в июне прошлого года свое расследование «Совершенно секретно», в котором представила доказательства того, что многие британские компании были причастны к крупному скандалу, связанному с отмыванием средств «АзияУниверсалБанком». В материале описывается, каким образом компании, зарегистрированные в Великобритании, Новой Зеландии и Болгарии, принимали участие в подозрительных многомиллиардных операциях банка, который до 2010 г. являлся крупнейшим в Кыргызстане. «Зарегистрировать непрозрачную и только номинально функционирующую компанию в Великобритании и иных государствах настолько просто, что преступники, террористы и коррумпированные политики могут с легкостью и вполне безнаказанно перемещать деньги по всему миру», — заявил тогда Том Мэйн, представитель организации Global Witness. Являясь совершенно законным, существование подобных структур значительно усложняет борьбу с нищетой в менее развитых государствах, граждане которых обречены не только на бедность, но и на зависимость от внешней экономической помощи, добавил он.
В расследовании указывается, что через банковские счета трех британских компаний прошли $1,2 миллиарда, при том, что эти компании не занимались никакой реальной деятельностью. Подозрительные операции осуществлялись многочисленными международными банками, самые значительные суммы перегонялись через Citibank в Нью-Йорке, Standard Chartered в Великобритании и Raiffeisen Zentralbank в Австрии. Все они продолжали участвовать в таких операциях, несмотря на то, что один из банков, швейцарский UBS, решил прекратить отношения с «АзияУниверсалБанком» в 2006 г. Показательно, что для регистрации одной из британских компаний были использованы личные данные покойного гражданина России. Несмотря на то что умер за три года до того, как зарегистрировали компанию, он не только упоминался в качестве собственника, но даже «присутствовал» на заседании в Лондоне.
Международная репутация «АзияУниверсалБанка», отмечается в расследовании, опиралась на присутствие в его совете директоров трех американских бывших сенаторов, включая бывшего кандидата на пост президента США Боба Доула.
Понять, кто на самом деле был истинным собственником-бенефициаром компаний, утверждает Global Witness, невозможно, так как существуют совершенно законные пути, благодаря которым коррумпированные политики, лица, уклоняющиеся от уплаты налогов, и террористы могут оставаться незамеченными. Одним из таких путей является регистрация компании в крупном финансовом центре, таком, как Великобритания, при этом ее акционерами могут быть другие компании, зарегистрированные в юрисдик-циях, где информация о собственниках не разглашается. Еще один способ — подкуп с целью использования личных данных третьих лиц в качестве собственников, упоминаемых в официальных документах компании.
Global Witness считает, что информация об истинных собственниках компаний должна быть доступна общественности. Она призвала Европейский союз положить конец лазейкам, способствующим финансовым махинациям. «Если ЕС не примет меры, то европейские государства продолжат участвовать в хищении миллиардов долларов, которые на самом деле являются собственностью граждан развивающихся стран и налогоплательщиков развитых государств», — подытожил Том Мэйн.
Общая сумма коррупционных действий, совершенных в Кыргызстане вторым убежавшим президентом и его семьей, оценивается в 70 млрд. сомов. Это больше бюджета нашей страны в 2010 году в 1,2 раза.
Омурбек КАРАТАЛОВ, профессор КРСУ, доктор экономических наук.





Добавить комментарий