Main Menu

«Слабый» пол… Но сколько силы!

Казахи рассказывают много легенд о  героизме  сакской царицы Томирис. В соседней республике  она почитается как национальная героиня  и имя ее популярно.

И это дает основание исследователям искать и находить что-то  общее в биографиях Томирис и нашей Курманджан датки. В этом уверена автор мини-исследования «Курманджан датка и Томирис. Разные эпохи, но схожие  личности» студентка Международного университета в Центральной  Азии Дарья Резаева. А  помог ей учебный курс по истории Кыргызстана, который читает доктор исторических наук, доцент  АУЦА Чолпон  Турдалиева.
Итак, в чём сходство и различие этих двух великих женщин? Была ли одна правительница лучше другой? И можно ли сравнивать Курманджан датку и Томирис?
Томирис воспитывалась в строгости и сильном надзоре. «Сколько раз ей приходилось спасаться от погони на бешено скачущем коне, прижимаясь хрупким тельцем к отцу и слушая гулкие удары его сердца! Пятилетней девочкой она влезала на самого необъезженного коня и, вцепившись, как клещ, в гриву, мчалась на нем по степи. В шесть лет взяла в руки тяжелый акинак (короткий меч саков, персов). Отец, шутя, схватился с ней на клинках, но тут же, отбросив меч, с хохотом повалился на кошму. Слишком комично выглядело на крохотном личике свирепое выражение — нахмуренные бровки и сверкающие яростью глазенки. Он изнемогал, а Томирис стояла в растерянности, гнев сменился обидой, из глаз потекли слезы». Этот маленький отрывок может сказать о том, что Томирис уже с детства была воспитана быть мужественной и храброй.
Она воспитывалась только  отцом, ведь настоящая  мать царицы умерла, когда она была совсем младенцем. Но, несмотря на это, Томирис воспитывалась в любви и понимании, заботе и некоторой жестокости, которая в дальнейшем сыграла огромную роль в жизни царицы.
В отличие от Томирис, Курманджан датка воспитывалась матерью и отцом. Она также получала много любви и ласки, но это не помешало ей стать сильной и умеющей постоять за себя, как и Томирис, которая знала, что такое защитить себя и своих близких.
Курманджан датка никогда не плакала, а если и позволяла себе, то делала это далеко-далеко, чтоб никто не видел, как плачет та, что «идёт по жизни смеясь».
Конкретных источников о воспитании Курманджан датки не имеется, но можно сделать вывод, что она была воспитана достойно, так как в дальнейшем показала себя исключительно сильной и на всё способной ради своего народа и Родины.
Сравнивая этих двух женщин, можно сказать одно: они действительно любили и были любимы, хотя в одном случае пришлось сбежать ради любви, а в другом даже убить любимого человека за предательство.  Но каждая из них жертвовала собой во имя того, чтоб быть счастливей всех. Им пришлось нелегко в получении того, что называют любовью, но вопреки всему они  смогли это сделать. Курманджан датка, несмотря на своё воспитание, которое вызывало у всех уважение, смогла ради того, чтобы не жить  с нелюбимым человеком, вернуться домой к родителям, что было категорически запрещено и считалось позором в кыргызских семьях. Она совершила этот поступок, не пожалев ни на секунду о том, что всё могло обернуться иначе. Спустя некоторое время Курманджан датка нашла свою поистине настоящую любовь. Это был Алымбек датка — правитель Алая, с которым она прожила в браке 29 лет и подарила ему пятерых детей. Помимо этого, Курманджан была неизменной помощницей, советчицей и просто надежным другом своему мужу. Не доказывает ли всё это, что любовь датки была искренней и не нуждающейся в сомнениях? И не случайно престол после смерти Алымбека был оставлен именно его любимой женщине, а не кому-либо ещё…
Вот и история любви Томирис интересна. Первым мужем Томирис был Рустам,  «…огромный, на вид медлительный и даже неповоротливый, он преображался в состязаниях. Шутя бросал на лопатки сильнейших массагетских богатырей». Томирис долго сопротивлялась браку с этим человеком. Ее покорили его невероятная сила, исполинский рост, но словно вырубленное из камня лицо с упрямыми скулами, резкая и глубокая черта меж густых бровей, диковатый взгляд жгуче-черных глаз отпугивали…  Но однажды она увидела, как Рустам улыбается — по-детски и открыто… И Томирис решилась отдать ему своё сердце.
После свадьбы отец не выдержал её брака и «угас». Он был ей и другом, и матерью,  и просто человеком, который понимал её во всём и всегда. Но после смерти отца она окончательно поняла, что Рустам не тот человек, который ей нужен. В отличие от Курманджан, Томирис некуда и не к кому было возвращаться. Как и Курманджан, она снова смогла полюбить. Его звали Бахтияр. «Между ними разгорелась любовь такая, на какую способна лишь женщина сильная, страстная, пылкая, не боявшаяся почти ничего на свете». К сожалению, Бахтияр её предал, но Томирис не сломалась, а, наоборот, смотрела вдаль — туда, где есть тот человек, с которым быть ей суждено рано или поздно…
В чём можно сравнить политику, которую вели Курманджан датка и Томирис по отношению к своему народу и Родине? Будучи крупным родоправителем, Курманджан была феодалом со всеми вытекающими отсюда последствиями, но нельзя не признать, что Алайская царица оставалась умной и дальновидной представительницей своего народа. Она пережила многое и потеряла самое ценное, что есть у человека, —  близких. Сначала муж,  потом сыновья. Один сослан в Сибирь на каторжные работы,  другой публично казнен. Курманджан датка присутствовала при казни, ободряла сына. Не стала мстить за него, сохраняя таким образом хрупкий мир, так необходимый ее народу… И всё это было связано с политикой, которую она вела. Она не могла поступить иначе по отношению к своему сыну, хотя и попыталась что-то изменить… Чтобы хоть как-то освободиться от боли, которая была в её сердце, она заплакала далеко-далеко, там, где её не было слышно.
Вот и Томирис была гибким стратегом, пользовалась большим авторитетом среди населения, о чем можно судить по тому, что после ее смерти сакское государство управлялось не одним, а тремя ханами. Как и Курманджан датка, Томирис потеряла своего сына, который был убит Киром, но в отличие от Алайской царицы  Томирис отомстила Киру за всё, в том числе и за смерть сына. И, подняв высоко голову Кира, Томирис  опустила ее в бурдюк с кровью. Только отомстив, она почувствовала, что свободна, хотя неимоверная боль была в ёё груди. Политика Томирис и Курманджан  была схожа в самом главном — в их воле к победе.
И Томирис, и Курманджан датка являются личностями, которые сделали всё зависящее от них для своего народа и Родины. Они безумно любили землю своих отцов. Сходство Курманджан и Томирис в самом главном — это женщины, умеющие проявить себя и доказать, что и представительницы «слабого» пола могут быть сильными.

Дарья РЕЗАЕВА,
студентка Международного университета в Центральной Азии.
Токмок.






Добавить комментарий