СКУЛЬПТОРОМ БЫЛА ОТ БОГА
Исполняется 120 лет народному художнику Ольге Максимилиановне Мануиловой — выдающемуся скульптору Кыргызстана
Яркая дата привела в небольшой домик- музей по ул. Тыныстанова в Бишкеке, где с 1948 года жила и работала необыкновенная женщина- созидатель.
Родом из детства
В музее ряды фотографий
— словно оттаявшие оконца в таинственный мир прошлого. Смешной карапузик, бесстрашно глядящий вдаль. Это Оленька Тихомирова, родившаяся 30 октября 1893 года в Нижнем Новгороде в семье, где царил дух высоких нравственных и культурных традиций.
Корни матери Варвары Александровны Тихомировой (Цявловской) — в русской интеллигенции. Прадеды — дворяне, служили царю; отцы — разночинцы, а младшее поколение ушло в революцию. Отец Максимилиан Петрович Тихомиров — сын священника, военный врач, доктор медицины. За научные и служебные заслуги получил личное дворянство.
Варшава, счастливое детство Оленьки. Как игра — занятия с родителями по школьной программе, беседы на французском и немецком. На уроках лепки и рисования
— простор фантазии, когда самое соблазнительное — увидеть окружающее сверху, устроившись между ветвями деревьев.
Неожиданно, как подножка, столкновение с противоречиями жизни: революционные события 1905-го. В Твери застрелен царский сановник, а бесшабашный мститель — брат матери. Высылка семьи из Варшавы на окраину империи.
Древний Самарканд. Едва разместились в доме — землетрясение. Успели выскочить из-под обрушившейся кровли. Ночь в солдатской палатке. Но у Тихомировых прежний настрой — увидеть Регистан, дворцы, Шах-и- Зинда, Гур-Эмир и другие памятники. Радость, когда увидели, что творения великих зодчих выстояли перед грозной стихией.
Втянулись в повседневность. У главы семьи работа в госпитале, у жены — заботы о детях и доме. Ольга пропадает в гимназии. Но в свободное время — радостное объединение, походы в горы, посещение гостеприимных кишлаков, пыльных археологических раскопок…
Не глохнет родничок творчества Ольги. Преподнесла дружку узбеку его пластилиновое изображение. Тот с гордостью показал бюст своему отцу. Но религиозный старик отругал сына, смял и выбросил подарок. То было первое столкновение с вековым суеверием, запрещающим воссоздавать человека. Вот такое начало скульптора-новатора в Туркестане.
Становление мастера
Окончена с золотой медалью гимназия. Девушка перед выбором пути в раскинувшемся веере жизни.
В швейцарских Альпах родственник с экзотической профессией этнографа и ботаника часто пишет письма, которые читают всей семьей. Навеял мечту о труде в чистоте гор среди моря чудодейственных растений. Ольга по зову скрытой дымкой юности путеводной звезды едет на учебу в Германию.
1912 год. Фотография молоденькой путешественницы в огромной и круглой по тогдашней моде шляпе — как нимб над милой головкой. Штутгардт, Ботаническое училище. Как пощечина, отказ в шовинистическом угаре принять в свои стены русскую.
Неунывающая иностранка в Мюнхене. Магнитом тянет в знаменитую Пинакотеку — собрание мировых шедевров искусства. Она оказалась страной, куда всегда стремилась. Словно солнечный луч брызнул в глаза, открыв таившееся призвание.
Окрыленная, разыскала в городе скульптурную студию. Несколько поражающих быстротой лепок подтвердили способности. Вспыхнуло желание достичь мастерства.
1913 год. Пьянящий весенний ветер Парижа. Как посвящение в Великий Орден — знакомство с Лувром, другими музеями и архитектурой столицы Франции. Осень того же года. Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда с добрым напутствием скульптора С. Коненкова поступила Оля Тихомирова. Будоражит юных предчувствие социальных потрясений и их буревестник в творчестве — футуризм. Но ей по душе реализм, где основа красоты — правда, подчеркнутая фантазией.
Мировая война. Москву переполняют беженцы и раненые. Вместе с друзьями неутомимая девушка дежурит на вокзалах, в Лефортовском военном госпитале. Несправедливость окружает раненых. И она борется с ней, стремится встретиться с царем. Участвует в налаживании бесплатного питания для детей бедняков в голодающем Подмосковье.
1917 год. Ольга, уже Мануилова, оканчивает училище. Революционные потрясения на глазах меняют общество. Правительство призывает молодых скульпторов вынести искусство, зовущее к обновлению, на улицы и площади. Ольга создает бюст замечательного гражданина и поэта К. Рылеева, который устанавливают в Москве. Это ее первая профессиональная работа.
1920 год. Гражданская война. Тяжелая, с неожиданными бедами 5-месячная поездка Мануиловых с ребенком из Москвы в Ташкент к родителям. В крае огромные перемены. Москвичка участвует в создании художественного училища и трудовой школы. Учит местную молодежь грамоте, знакомит с искусством знаменитых земляков. Наперекор религиозным догмам преподает рисование и лепку.
1925 год. Ольга в Крыму и не расстается с творчеством. Создает несколько бюстов современных писателей. Готовит для Московского антропологического института коллекцию скульптур с морфологическими особенностями различных наций, ставшую практическим пособием.
1928 год. Ленинград, Военно-морской музей. Через моделирование — познание красоты и мощи боевых кораблей. Но влекут молодого скульптора море и люди, несущие в голубых просторах нелегкую службу. Участие в корабельных маневрах и дружба с военморами, осветившие прошлое и настоящее флота. Создание панорам о броненосце «Потемкин» и ледоколе «Ермак», композиций «Моряк Гражданской войны на лошади», «Яблочко», «Минеры» и других пленяющих искренностью скульптур.
1932 год. Ясная Поляна. В музее-усадьбе Л. Н. Толстого реконструкция. В ней как скульптор участвует Ма- нуилова. Природа, обстановка дома — все напоминает о великом писателе, но время расширяет кругозор. С «толстовством» Ольге не по пути. Пишет в личном дневнике: «Никаких ложных сделок с совестью. Зачем мне ломать себя и целовать смиренно гноящиеся раны? Уничтожить эти раны, не допустить их существования — вот что нужно». Гражданская позиция проявляется в деле.
В размахе индустриализации меняется жизнь, рождаются новые герои. С ними скульптор встречается в творческих командировках по стране. На старом фото женщина с волевым, сосредоточенным лицом. Короткие волосы под беретом, военного образца рубашка с распахнутым воротом. Склонилась над бюстом шахтера Кораблина. Вдохновенные пальцы создают черты солдата Первой мировой и Гражданской, гордого и сильного человека в красоте трудового порыва.
Первый скульптор Киргизии
1939 год. В Киргизии бурно развиваются экономика и культура. В Москве Декада национального искусства. Мануилова слушает оперу «Ай-Чурек». Чудесные музыка и голоса предвещают крутые перемены в судьбе.
Республика готовится к 75-летию Токтогула Сатылганова. Воссоздать образ ушедшего из жизни любимца народа берется с детства знающая Азию одаренный скульптор Мануилова.
Еще в Москве обращается к эпосу «Манас», чьи строки вдохновляли акына. В Киргизии — поездка на родину Токтогула. Встречи, впечатления и раздумья в путевых районы республики, где за ушедших на фронт мужчин трудятся женщины. Среди них много ударниц и стахановок — гордые названия передовиков труда. Сельчанки в лучших одеждах позируют Мануиловой, получая в подарок портреты. Это вносит в нелегкую колхозную жизнь праздничный, как вручение наград, настрой, подчеркивает весомость вклада тружениц в разгром врага.
1945 год. Столичный театр готовит оперу «Манас», воссоздающую героическое прошлое народа, созвучное с недавней Победой над фашизмом. Мастерство артистов подчеркнул сюрприз в оформлении сцены: выполненная скульптором в полный рост группа «Чоро на конях». Зрители встретили оперу с восторгом, она блестяще прошла в Москве, надолго осталась в репертуаре театра.
Начало 50-х. Блестящий фейерверк творчества Мануиловой при строительстве нового театра оперы и балета во Фрунзе. По ее эскизам созданы многие живописные и лепные украшения внутри здания. Она автор поднявшихся на его фронтоне монументально-декоративных групп, символизирующих расцвет национальной культуры.
…Невозможно в рамках газетного материала продолжать хронологическое путешествие по жизни скульптора. Каждый год — масса событий и новых, созвучных времени художественных произведений.
За творческие достижения О. М. Мануилова награждена орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», удостоена высоких званий заслуженного деятеля культуры и народного художника республики.
Скончалась Ольга Максимилиановна в 91 год и похоронена во Фрунзе. Имя ее запечатлено и на небе: в 1987-м по ходатайству Крымской обсерватории в честь нашего скульптора Ольгой названа малая планета.
Скульптуры О. М. Мануиловой хранятся не только в Национальном музее изобразительных искусств в Бишкеке, но и в Третьяковской галерее и в Государственном музее искусств народов Востока в Москве, в Морском музее в Петербурге, в музее Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Переплелись ветви кыргызского и русского художественного творчества!
Часть работ, а также некоторые вещи и документы — почти 1,5 тысячи единиц хранения — в доме-музее, где О. М. Мануилова жила и работала 36 лет. Они доносят до современников особую духовность таланта скульптора, редкие бескорыстие и способность трудиться в любых условиях. Яркий пример — процесс художественного оформления уже упоминавшейся оперы «Манас».
Первая послевоенная зима. Мануилова не имеет своей мастерской и жилья, работает на лестничной клетке черного хода театра. Восемь в полный рост конных воинов, передающих дух эпохи, должны предстать из 3 тонн глины. Она на топоре скульптора, сколачивающего
каркас. Ватные штаны залеплены и не гнутся. Руки изранены гвоздями и осколками стекла. Редкий отдых: чашка кофе и остывшее варево, постель на верстаке. Но дело спорится в порыве вдохновения и завершается в рекордно короткий срок — полтора месяца. На премьеру оперы скульптор не пришла — свалила болезнь после нервной и физической перегрузки.
Бытовые невзгоды высвечивают прекрасные человеческие качества Ольги Максимилиановны. Она вспоминала:
«К концу войны мое жилище пришло в плачевное состояние: ледяные пласты и потемневший снег держались по углам. Ни дров, ни угля не было. Электричество по вечерам часто выключали. Закутанные в лохмотья, приплясывая от холода, мы продолжали работать. В такую-то минуту ко мне заглянули два киргизских мальчугана. Через недельку один из них заявил, что никуда отсюда не уйдет».
Четыре года провел Аскарбек Исаев у Ольги Максимилиановны, делившейся с ним пайком и профессиональными знаниями. Он окончил Московский архитектурный институт и, идя по стопам наставницы, получил признание. Многим творческим работникам дала путевку в жизнь щедрый на добро мастер.
В 1948 году по распоряжению правительства Ольге Максимилиановне построили дом-мастерскую. Но рядом люди, которым необходима помощь. У скульптора постоянно кто-то живет. Знакомым, попавшим в трудные обстоятельства, не приходится просить в долг. Внимательная хозяйка сама предлагает взять дома в определенном месте необходимую сумму.
* * *
.120-летие О. М. Мануиловой — большое событие в культурной жизни республики. Как перед праздником, добавилось хлопот у заведующей домом-музеем энергич-
ной Асель Джумалиевой. Начат внешний и внутренний ремонт здания, обновляются с придачей большей выразительности экспозиции. Активизируется пропаганда творчества юбиляра, особенно среди молодежи, с использованием современных информационных систем.
Дом Ольги Максимилиановны хранит присущий ей дух гостеприимства и стремление осветить жизнь людей высоким искусством.
Related News
Страна ждёт свершений от юного поколения
Президент Садыр Жапаров принял участие в традиционном новогоднем представлении для детей, состоявшемся в Кыргызской национальнойRead More
Зачётная десоветизация страны
В минувший понедельник мы отметили, на мой взгляд, скорбную дату. Двадцать пятого декабря 1991 годаRead More