Main Menu

СКУЛЬПТОРОМ БЫЛА ОТ БОГА

Исполняется 120 лет народному художнику Ольге Максимилиановне Мануиловой — выдающемуся скульптору Кыргызстана

Яркая дата привела в небольшой домик- музей по ул. Тыныстанова в Бишкеке, где с 1948 года жила и работала необыкновенная женщина- созидатель.

Родом из детства

В музее ряды фотографий

   словно оттаявшие оконца в таинственный мир прошлого. Смешной карапузик, бес­страшно глядящий вдаль. Это Оленька Тихомирова, родив­шаяся 30 октября 1893 года в Нижнем Новгороде в семье, где царил дух высоких нрав­ственных и культурных тра­диций.

Корни матери Варвары Александровны Тихомировой (Цявловской) — в русской ин­теллигенции. Прадеды — дво­ряне, служили царю; отцы — разночинцы, а младшее поко­ление ушло в революцию. Отец Максимилиан Петрович Тихомиров — сын священни­ка, военный врач, доктор ме­дицины. За научные и слу­жебные заслуги получил лич­ное дворянство.

Варшава, счастливое дет­ство Оленьки. Как игра — за­нятия с родителями по школьной программе, беседы на французском и немецком. На уроках лепки и рисования

  простор фантазии, когда са­мое соблазнительное — уви­деть окружающее сверху, ус­троившись между ветвями деревьев.

Неожиданно, как поднож­ка, столкновение с противо­речиями жизни: революцион­ные события 1905-го. В Твери застрелен царский сановник, а бесшабашный мститель — брат матери. Высылка семьи из Варшавы на окраину им­перии.

Древний Самарканд. Ед­ва разместились в доме — зем­летрясение. Успели выско­чить из-под обрушившейся кровли. Ночь в солдатской палатке. Но у Тихомировых прежний настрой — увидеть Регистан, дворцы, Шах-и- Зинда, Гур-Эмир и другие па­мятники. Радость, когда уви­дели, что творения великих зодчих выстояли перед гроз­ной стихией.

Втянулись в повседнев­ность. У главы семьи работа в госпитале, у жены — заботы о детях и доме. Ольга пропада­ет в гимназии. Но в свободное время — радостное объединение, походы в горы, посеще­ние гостеприимных кишла­ков, пыльных археологичес­ких раскопок…

Не глохнет родничок твор­чества Ольги. Преподнесла дружку узбеку его пластили­новое изображение. Тот с гор­достью показал бюст своему отцу. Но религиозный старик отругал сына, смял и выбро­сил подарок. То было первое столкновение с вековым суе­верием, запрещающим воссо­здавать человека. Вот такое начало скульптора-новатора в Туркестане.

Становление мастера

Окончена с золотой меда­лью гимназия. Девушка пе­ред выбором пути в раски­нувшемся веере жизни.

В швейцарских Альпах родственник с экзотической профессией этнографа и бо­таника часто пишет письма, которые читают всей семьей. Навеял мечту о труде в чистоте гор среди моря чудодей­ственных растений. Ольга по зову скрытой дымкой юнос­ти путеводной звезды едет на учебу в Германию.

1912  год. Фотография мо­лоденькой путешественницы в огромной и круглой по то­гдашней моде шляпе — как нимб над милой головкой. Штутгардт, Ботаническое училище. Как пощечина, от­каз в шовинистическом уга­ре принять в свои стены рус­скую.

Неунывающая иностран­ка в Мюнхене. Магнитом тя­нет в знаменитую Пинакоте­ку — собрание мировых шеде­вров искусства. Она оказа­лась страной, куда всегда стремилась. Словно солнеч­ный луч брызнул в глаза, от­крыв таившееся призвание.

Окрыленная, разыскала в городе скульптурную сту­дию. Несколько поражаю­щих быстротой лепок под­твердили способности. Вспыхнуло желание достичь мастерства.

1913   год. Пьянящий ве­сенний ветер Парижа. Как посвящение в Великий Ор­ден — знакомство с Лувром, другими музеями и архитек­турой столицы Франции. Осень того же года. Москов­ское училище живописи, ва­яния и зодчества, куда с до­брым напутствием скульпто­ра С. Коненкова поступила Оля Тихомирова. Будоражит юных предчувствие социаль­ных потрясений и их буреве­стник в творчестве — футу­ризм. Но ей по душе реа­лизм, где основа красоты — правда, подчеркнутая фанта­зией.

Мировая война. Москву переполняют беженцы и ра­неные. Вместе с друзьями неутомимая девушка дежу­рит на вокзалах, в Лефор­товском военном госпитале. Несправедливость окружает раненых. И она борется с ней, стремится встретиться с царем. Участвует в налажи­вании бесплатного питания для детей бедняков в голода­ющем Подмосковье.

1917 год. Ольга, уже Мануилова, оканчивает учили­ще. Революционные потря­сения на глазах меняют об­щество. Правительство при­зывает молодых скульпторов вынести искусство, зовущее к обновлению, на улицы и площади. Ольга создает бюст замечательного гражданина и поэта К. Рылеева, который устанавливают в Москве. Это ее первая профессио­нальная работа.

1920 год. Гражданская война. Тяжелая, с неожиданными бедами 5-месячная поездка Мануиловых с ре­бенком из Москвы в Таш­кент к родителям. В крае ог­ромные перемены. Москвич­ка участвует в создании ху­дожественного училища и трудовой школы. Учит мест­ную молодежь грамоте, зна­комит с искусством знамени­тых земляков. Наперекор религиозным догмам препо­дает рисование и лепку.

1925 год. Ольга в Крыму и не расстается с творчест­вом. Создает несколько бюс­тов современных писателей. Готовит для Московского ан­тропологического института коллекцию скульптур с мор­фологическими особенностя­ми различных наций, став­шую практическим пособи­ем.

1928 год. Ленинград, Во­енно-морской музей. Через моделирование — познание красоты и мощи боевых ко­раблей. Но влекут молодого скульптора море и люди, не­сущие в голубых просторах нелегкую службу. Участие в корабельных маневрах и дружба с военморами, осве­тившие прошлое и настоя­щее флота. Создание пано­рам о броненосце «Потем­кин» и ледоколе «Ермак», композиций «Моряк Граж­данской войны на лошади», «Яблочко», «Минеры» и дру­гих пленяющих искреннос­тью скульптур.

1932 год. Ясная Поляна. В музее-усадьбе Л. Н. Тол­стого реконструкция. В ней как скульптор участвует Ма- нуилова. Природа, обстанов­ка дома — все напоминает о великом писателе, но время расширяет кругозор. С «тол­стовством» Ольге не по пути. Пишет в личном дневнике: «Никаких ложных сделок с совестью. Зачем мне ломать себя и целовать смиренно гноящиеся раны? Уничто­жить эти раны, не допустить их существования — вот что нужно». Гражданская пози­ция проявляется в деле.

В размахе индустриализа­ции меняется жизнь, рожда­ются новые герои. С ними скульптор встречается в творческих командировках по стране. На старом фото женщина с волевым, сосре­доточенным лицом. Корот­кие волосы под беретом, во­енного образца рубашка с распахнутым воротом. Скло­нилась над бюстом шахтера Кораблина. Вдохновенные пальцы создают черты сол­дата Первой мировой и Гражданской, гордого и сильного человека в красоте трудового порыва.

Первый скульптор Киргизии

1939 год. В Киргизии бур­но развиваются экономика и культура. В Москве Декада национального искусства. Мануилова слушает оперу «Ай-Чурек». Чудесные музы­ка и голоса предвещают кру­тые перемены в судьбе.

Республика готовится к 75-летию Токтогула Сатылганова. Воссоздать образ ушед­шего из жизни любимца на­рода берется с детства знаю­щая Азию одаренный скульптор Мануилова.

Еще в Москве обращается к эпосу «Манас», чьи строки вдохновляли акына. В Кир­гизии — поездка на родину Токтогула. Встречи, впечат­ления и раздумья в путевых районы республики, где за ушедших на фронт мужчин трудятся женщины. Среди них много ударниц и стаха­новок — гордые названия пе­редовиков труда. Сельчанки в лучших одеждах позируют Мануиловой, получая в пода­рок портреты. Это вносит в нелегкую колхозную жизнь праздничный, как вручение наград, настрой, подчеркива­ет весомость вклада труже­ниц в разгром врага.

1945 год. Столичный те­атр готовит оперу «Манас», воссоздающую героическое прошлое народа, созвучное с недавней Победой над фа­шизмом. Мастерство артис­тов подчеркнул сюрприз в оформлении сцены: выпол­ненная скульптором в пол­ный рост группа «Чоро на ко­нях». Зрители встретили оперу с восторгом, она блестяще прошла в Москве, надолго ос­талась в репертуаре театра.

Начало 50-х. Блестящий фейерверк творчества Мануи­ловой при строительстве но­вого театра оперы и балета во Фрунзе. По ее эскизам созда­ны многие живописные и лепные украшения внутри здания. Она автор подняв­шихся на его фронтоне мону­ментально-декоративных групп, символизирующих расцвет национальной куль­туры.

…Невозможно в рамках газетного материала продол­жать хронологическое путе­шествие по жизни скульпто­ра. Каждый год — масса собы­тий и новых, созвучных вре­мени художественных произ­ведений.

За творческие достижения О. М. Мануилова награждена орденами Трудового Красно­го Знамени и «Знак Почета», удостоена высоких званий за­служенного деятеля культу­ры и народного художника республики.

Скончалась Ольга Макси­милиановна в 91 год и похо­ронена во Фрунзе. Имя ее за­печатлено и на небе: в 1987-м по ходатайству Крым­ской обсерватории в честь на­шего скульптора Ольгой на­звана малая планета.

Скульптуры О. М. Мануи­ловой хранятся не только в Национальном музее изобра­зительных искусств в Биш­кеке, но и в Третьяковской галерее и в Государственном музее искусств народов Вос­тока в Москве, в Морском музее в Петербурге, в музее Л. Н. Толстого в Ясной По­ляне. Переплелись ветви кыргызского и русского ху­дожественного творчества!

Часть работ, а также не­которые вещи и документы — почти 1,5 тысячи единиц хранения — в доме-музее, где О. М. Мануилова жила и ра­ботала 36 лет. Они доносят до современников особую ду­ховность таланта скульпто­ра, редкие бескорыстие и способность трудиться в лю­бых условиях. Яркий при­мер — процесс художественного оформления уже упоми­навшейся оперы «Манас».

Первая послевоенная зи­ма. Мануилова не имеет сво­ей мастерской и жилья, работает на лестничной клет­ке черного хода театра. Во­семь в полный рост конных воинов, передающих дух эпохи, должны предстать из 3 тонн глины. Она на топоре скульптора, сколачивающего

каркас. Ватные штаны за­леплены и не гнутся. Руки изранены гвоздями и оскол­ками стекла. Редкий отдых: чашка кофе и остывшее ва­рево, постель на верстаке. Но дело спорится в порыве вдохновения и завершается в рекордно короткий срок — полтора месяца. На премье­ру оперы скульптор не при­шла — свалила болезнь после нервной и физической пере­грузки.

Бытовые невзгоды высве­чивают прекрасные челове­ческие качества Ольги Мак­симилиановны. Она вспоми­нала:

«К концу войны мое жи­лище пришло в плачевное состояние: ледяные пласты и потемневший снег держа­лись по углам. Ни дров, ни угля не было. Электричество по вечерам часто выключа­ли. Закутанные в лохмотья, приплясывая от холода, мы продолжали работать. В та­кую-то минуту ко мне заглянули два киргизских маль­чугана. Через недельку один из них заявил, что никуда отсюда не уйдет».

Четыре года провел Аскарбек Исаев у Ольги Макси­милиановны, делившейся с ним пайком и профессио­нальными знаниями. Он окончил Московский архи­тектурный институт и, идя по стопам наставницы, полу­чил признание. Многим творческим работникам дала путевку в жизнь щедрый на добро мастер.

В 1948 году по распоря­жению правительства Ольге Максимилиановне построили дом-мастерскую. Но рядом люди, которым необходима помощь. У скульптора посто­янно кто-то живет. Знако­мым, попавшим в трудные обстоятельства, не приходит­ся просить в долг. Внима­тельная хозяйка сама пред­лагает взять дома в опреде­ленном месте необходимую сумму.

* * *

.120-летие О. М. Мануи­ловой — большое событие в культурной жизни республи­ки. Как перед праздником, добавилось хлопот у заведу­ющей домом-музеем энергич-

ной Асель Джумалиевой. На­чат внешний и внутренний ремонт здания, обновляются с придачей большей вы­разительности экспозиции. Активизируется пропаганда творчества юбиляра, особен­но среди молодежи, с ис­пользованием современных информационных систем.

Дом Ольги Максимилиа­новны хранит присущий ей дух гостеприимства и стрем­ление осветить жизнь людей высоким искусством.

Юрий ЗАЙЦЕВ.






Добавить комментарий