Main Menu

ЗАПЛЫВ В ОДИНОЧКУ

Наш собеседник — член-корреспондент Национальной академии наук, профессор Ч. И. Арабаев.

— Чолпонкул Исаевич, бытует расхожее мнение, что наши вузы за последние десятилетия больше всего наплодили юристов и экономистов. А вот интересно, переросло ли количество в качество? Я имею в виду состояние юридической науки.

— А я бы начал с другой бесспорной истины: невозможно проводить сегодня разумную государственную политику без науки. Невольно вспоминается былая модель научно-технического лидерства СССР, обеспечившая ему в свое время статус одного из четырех центров мировой науки наряду с США, Западной Европой и Японией. В тот период в нашей республике проводился широкий спектр исследований (в технических науках, сельском хозяйстве, медицине, геологии, отечественной истории, филологии, других отраслях) и удавалось добиваться международного признания. Высокая квалификация ученых-юристов Кыргызстана также позволила достичь определенных успехов. Можно с гордостью перечислить имена докторов юридических наук, профессоров К. Н. Нурбекова, Р. Т. Тургунбекова., К. Ш. Курманова, Л. И. Левитина, Н. Т. Михайленко, кандидатов юридических наук, доцентов К. А. Альчиева, А. Ж. Ахметова, Ф. А. Зайкова, С. Е. Машанского, И. М. Момунбаева и многих других. Они были не только замечательными педагогами, воспитавшими несколько поколений работников сферы права, но и своими научными трудами оказали определенное влияние на развитие отечественной юридической науки.

Образование и наука — клад, а ключ к нему — труд. К большому сожалению, с распадом СССР, несмотря на важную роль, которую выполняет юридическая наука, она оказалась в критическом положении, так как не могла обеспечить свое существование в условиях дефицита ресурсов и на нее распространялся остаточный принцип финансирования, согласно которому из государственного бюджета выделялась мизерная сумма. Благо Кыргызстан — уникальная страна в Центральной Азии — сумел сохранить научно-интеллектуальный потенциал, наработанный старшими поколениями. Многие ученые-юристы, ведя педагогическую деятельность, продолжают активно заниматься наукой.

— Какие направления исследований в юридической науке, на ваш взгляд, сегодня наиболее актуальны?

— Для социально-экономического развития нашего государства необходимо создать полноценную теоретическую базу, а затем принять законы, отвечающие насущным потребностям общества. Здесь вопросы образования, здравоохранения, науки, техники, бизнеса, неприкосновенности права собственности, защиты прав и свобод граждан, а также эффективного и бережного использования природных ресурсов. Об этом сегодня говорят Президент, депутаты Жогорку Кенеша, ведется речь на заседаниях правительства.

— Приведите, пожалуйста, конкретные точки приложения сил.

— Например, из года в год растет количество кыргызстанцев, выбывающих в Россию. В частности, в 2010 году их выехало на 11 % больше, чем в предыдущем. Сегодня там официально трудятся 590 тысяч мигрантов, при этом 270 тысяч уже приняли российское подданство (около 46%). Это огромный пласт наших граждан, проблемы которых нужно решать на государственном уровне. Например, они уже не могут обладать правами на земли сельхозназначения. А ведь практически все эти соотечественники — из сельской местности, значит, они имели земельные доли, которые будут вынуждены продавать или переписывать на родственников. Дети мигрантов, получивших иное гражданство, уже не будут обладать бесплатным правом на образование в Кыргызстане.

Или вот такая проблема: рост количества больных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. В 2012 году по сравнению с предыдущим их число повысилось с 5 до 6 процентов.

Есть вопросы социальноэкономического развития, требующие безотлагательного решения путем проведения научных исследований в целом и, в частности, при помощи правовой науки. Например, продовольственные и промышленные товары отечественного производства сегодня не имеют выхода на международные рынки сбыта из-за отсутствия в стране международных правовых норм сертификации, стандартизации или использования исламских принципов «халал». Действующий запрет на ввоз мясо-молочной продукции в Казахстан — результат отсутствия требований к клеймению домашних животных, которое уже применяется во всех развитых странах.

Все эти и другие проблемы нужно решать в первую очередь через выработку соответствующей научно-правовой базы, и в дальнейшем следует использовать законодательные положения на практике.

— В советское время ученых растили со студенческой скамьи: наиболее грамотных и способных ребят привлекали в научные кружки, поручали им готовить доклады. Сохранилась ли эта традиция в современных вузах, где подготавливают юристов?

— Да, в традиционной советской высшей школе исследовательская деятельность была неотъемлемой частью. Сегодня тоже имеются достаточные условия для исследований, организации крупных научно-практических конференций, есть дух творческого поиска, рождаются смелые, оригинальные предложения. Но, на мой взгляд, для еще большей активизации научной работы нужно привлекать в вузы высококвалифицированных специалистов с безупречной репутацией, трудолюбивых и усидчивых, умеющих сочетать педагогическую работу с исследовательской.

— Насколько мне известно, раньше защитить кандидатскую или докторскую диссертацию наши ученые-юристы могли только за рубежом…

— Сейчас ситуация уже не та. Благодаря поддержке Министерства образования и науки, Высшей аттестационной комиссии открыты и эффективно функционируют 3 диссертационных совета по защите диссертаций на соискание ученых степеней докторов и кандидатов юридических наук. Действительно, прежде соискатели были вынуждены с большими трудностями искать возможности в России, Казахстане, Узбекистане и других государствах СНГ.
Мы выражаем огромную благодарность ученым этих стран за доброжелательность и квалифицированную помощь. Они и сейчас продолжают поддерживать наших диссертантов.

Как председателю диссертационного совета при КНУ хотелось бы особо отметить, что мы готовы и впредь оказывать содействие государственным и частным структурам в проведении научных и правовых исследований.

Должен сказать, что в развитии юридической науки важную роль играет Высшая аттестационная комиссия. Она пытается совершенствовать критерии оценки науки Кыргызстана в целом и юридической науки в частности путем введения новых методов, систем и разработок, в том числе программ » Антиплагиат», «Наукометрия», индекса цитируемости научных трудов и т.д. По ее инициативе усилены требования к диссертационным советам и соискателям, ученые степени и звания присуждаются коллегиально и гласно.

— Итак, потенциал есть, исследования проводятся, но насколько востребованы их результаты?

— А вот тут мы, пожалуй, подходим к главному. К сожалению, теоретические разработки ученых-юристов крайне редко воплощаются в жизнь и не реализуются через законы, другие нормативно-правовые акты. Это следствие того, что исследования проводятся разрозненными силами, сказывается также недостаточность кадрового потенциала. С другой стороны, при разработке как их-либо законодательных актов у нас в стране не проводится глубокая научная экспертиза. В итоге — полное отсутствие консолидации в разрезе отраслей законодательства, наличие как устаревших, так и дублирующих норм, пробелы в регулировании внутренних противоречий в действующем праве, неоправданное количество отсылочных норм.

Безусловно, все это не способствует полноценному обеспечению прав и свобод граждан, стабильной политической ситуации и развитию различных сфер экономики, создается обстановка, когда не реализуются инвестиционные возможности страны.

— Вы знаете, как изменить положение дел?

— Мне думается, в первую очередь нужно разработать научно обоснованную концепцию правовой политики Кыргызстана до 2020 года. Цель: модернизировать научные исследования и обновить основные отрасли законодательства. На ее основе будут составляться перспективные и ежегодные планы законодательной деятельности правительства, включая проекты нормативноправовых актов для реального сектора экономики. С другой стороны, придется уделять особое внимание прогнозу и анализу, основанным на постоянном мониторинге тенденций развития отраслей права и правовых систем, практики применения нормативноправовых актов и отдельных норм.

В то же время следует всесторонне исследовать проблему неисполняемости законов, выявить причины, субъективные и объективные обстоятельства, в силу которых должностные лица и граждане игнорируют предписания. Кроме того, усилиями научной общественности глубоко проанализировать эффективность правового воздействия закона на соответствующие общественные отношения. Именно для этого необходимо создать совет по кодификации законодательства при Жогорку Кенеше.

— Какие еще проблемы в юриспруденции требуют безотлагательного решения?

— Очень серьезным остается вопрос исследования отечественной истории государства и права, не говоря о других отраслях юридической науки. У нас до сих пор нет кандидатов юридических наук по экологическому, водному, природно-ресурсному, земельному, лесному праву и ряду других специальностей. Вызывает, мягко говоря, негодование отсутствие полномасштабной подготовки учебников и учебных пособий не только на государственном, но и на официальном языке для профильных вузов.
Необходимо также активизировать роль ученых-юристов в правовой пропаганде. Примером служат юридические клиники, созданные при юридических факультетах: они бесплатно дают населению консультации, выступают с разъяснениями в СМИ, дошкольных учреждениях, школах.

Стоит также отметить, что в составе Национальной академии наук, к сожалению, долгие годы не было ни одного ученого-юриста. Между тем именно академия совместно с профильными вузами должна создавать тот идейный фундамент, на котором государство строит свою правовую политику, обеспечивая права и свободы граждан, межнациональную и межконфессиональную терпимость, единство и целостность, без которых невозможно наше общее будущее.

Нуржамал АЙТКУЛОВА.






Добавить комментарий