Main Menu

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ УСЛУГИ ЦИРКА, ТЕАТРА, ОПЕРЫ И БАЛЕТА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ?

В Кыргызстане никак не придет к логическому завершению законопроект «О государственных и муниципальных услугах». В случае его принятия перечень услуг, оказываемых государством и муниципальными органами, существенно «похудеет» — из ныне действующих 21 500 останутся всего 385. Сразу возникают два главных вопроса — насколько новый закон упростит (или усложнит) жизнь гражданам? И как его введение отразится на содержимом наших кошельков?

Разработан этот 17-статейный документ в 2011 году по инициативе правительства, готовили его специалисты целого ряда министерств и ведомств, среди функций которых — оказание гражданам страны услуг всякого рода: от медицинских и образовательных до оформления бизнеса и многочисленных документов, сопровождающих жизнь каждого человека «от рождения до тризны».

Цель закона — установить, на каких принципах основано предоставление государственных и муниципальных услуг, как будут регулироваться права и обязанности исполнителей (тех самых министерств и ведомств) и нас с вами, уважаемые сограждане-налогоплательщики, оплачивающие, между прочим, содержание всего аппарата управления страной. Правительством установлены также единый перечень-реестр госуслуг и местные реестры на муниципальном уровне. Законом определены и стандарты услуг, что немаловажно для нас, потребителей, желающих в итоге получить качественный продукт.

В мае 2012 г. законопроект был направлен на рассмотрение в парламент, чтобы народные избранники, обсудив все спорные моменты, пришли к консенсусу. Уже в сентябре его обсудили чиновники, представители гражданского общества и независимые эксперты.

Как рассказал Ахмат Мадеюев, представитель НКО «Центр общественных технологий», способствующей продвижению инструментов публичной политики в практику управления, «вскоре депутатам нашего парламента предстоит обсудить проект закона «О государственных и муниципальных услугах», разработанный в рамках первого этапа реформы по оптимизации системы предоставления госуслуг». Не будет ли новый закон ущемлять интересы граждан? Не ущемляет, а, наоборот, расширяет их возможности в получении качественных услуг от госорганов и их структурных подразделений, уверяет эксперт Мадеюев: «До сего дня понятие госуслуга» в Кыргызстане не было внятно истолковано, никто не знал, что это такое. В результате услуг, вроде бы государственных, оказалось в нынешнем перечне свыше 21 500, причем большая часть — платные.

Чтобы навести порядок в этой сфере, понадобилась трехступенчатая оптимизация процесса. Во-первых, следовало определить, что является госуслугой, а что — нет. Во-вторых, разработать перечень госуслуг и договориться, что остальные, не входящие в него (за деньги или без них), таковыми не являются. В-третьих, разработали проект закона, регулирующего эту сферу. После того как он начнет действовать, параллельно будут разрабатываться технические и процедурные возможности оказания госуслуг в электронном формате, через Интернет. А заключительный этап — создание «единого окна», к примеру в мэрии, чтобы граждане не стирали каблуки в походах по многочисленным госорганизациям, а имели возможность получить все услуги в одном месте, независимо от социального, возрастного или иного статуса».

Кстати, следует подчеркнуть, говорит эксперт, что в проекте закона предусмотрен большой пакет норм, обеспечивающих доступность услуг для лиц с особыми нуждами — с ограниченными возможностями здоровья, пожилых, детей-сирот.

Сейчас в реестре 385 услуг, и по ним разрабатываются стандарты качества. Перечень сгруппирован по блокам — образовательные, административные, медицинские и другие. Среди последних — обеспечение питьевой, ирригационной водой, муниципальные услуги. Понятно, что улучшение их качества позволяет приблизить нашу жизнь к мировым стандартам.

Одним из наиболее болезненных вопросов для народа является, бесспорно, медицинское обслуживание. Если сейчас учреждения здравоохранения оказывают услуги по лечению, профилактике, диагностированию, консультированию, вакцинации и пр., то разработчики нового закона агрегировали весь спектр: какие услуги человек может получить в учреждениях первого уровня, какие — в структурах второго, третьего и т.д. К примеру, пациентка, обратившаяся в первичное учреждение — фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), должна знать, что она может там получить, и не ожидать более широкого спектра. Гражданин, приходящий в поликлинику, должен знать, какие услуги там ему могут оказать, если не могут, то осуществляется переход на другой уровень — в специализированные клиники. Эксперт А. Мадеюев уверен, что тем самым «усиливается ответственность госоргана, который не должен вводить граждан в заблуждение, а граждане приобретают ясное представление, что они получат в ответ на свой запрос». Кроме того, в медицине продолжают существовать программы сооплаты и госгарантий, предоставляющие льготы.

Что касается платности и бесплатности: 162 госуслуги (из 385) по новому закону будут бесплатными, остальные — платными. Причем цена определяется по жестким критериям: если услуга позволяет гражданину в дальнейшем заниматься коммерческой деятельностью, то она платная; если она в первый раз бесплатна — второй раз уже за деньги. Это касается, к примеру, восстановления документов после утери, услуг для автовладельцев и проч.

В отношении же экономических параметров выгоды/невыгоды для госучреждений от нового закона Минфин получил соответствующее поручение рассчитать, во что это обойдется бюджету. Предварительно эксперты уверяют, что поступления в бюджет снизятся только вначале из-за выпадения объемов средств со спецсчетов, заработанных госорганом и вернувшихся через Казначейство в госструктуру для приобретения мебели, техники, авто и повышения зарплаты. Сейчас, по новым законам, спецсчета должны постепенно закрываться и передаваться в бюджет.

Как же будет обеспечена доступность госуслуг для всех категорий населения? Это важный вопрос для людей с ограниченными возможностями здоровья. Разработчики законопроекта утверждают: человек — в центре закона, который предусматривает, что все
места оказания услуг должны быть оборудованы соответствующим образом — пандусами, дорожками в помещениях, на остановках. Планируется везде размещать информацию для населения с адресами и телефонами мест предоставления госуслуг, а в отдаленные селения приедут, по идее авторов законопроекта, мобильные группы по предоставлению услуг. Правда, скептики тут же возразили: а есть ли в бюджете деньги на устройство пандусов и соответствующих устройств, ведь это следует делать повсеместно? Да и мобильные группы тоже по закону должны будут появляться во всех горных аулах постоянно с периодичностью хотя бы раз в месяц, но есть ли у государства на это средства?

В ходе дискуссии выявились и другие слабые места нового законопроекта. Среди них — отсутствие четкого понимания, какие услуги должны быть платными, а какие — нет. По мнению многих независимых исследователей, проект сырой и стоило бы устроить общественное обсуждение, поскольку касаться он будет всех без исключения. Люди отмечали, что законов у нас в стране много, но на местах, вдали от центра, большинство из них не работает. Некоторые базовые услуги недоступны простым гражданам.

Среди основных вопросов: как можно было ухитриться сократить в 54 раза число госуслуг и утверждать при этом, что интересы граждан ущемляться не будут? Но, как утверждает Олег Тарбинский, ведающий ныне в правительстве государственным и муниципальным управлением, произошло не сокращение, а лишь укрупнение числа услуг. Сейчас стоило бы приостановиться в огульном реформировании всего и вся и подумать: а не ухудшит ли такая кампанейщина, причем спешная, и без того не слишком веселую (пока) жизнь большинства кыргызстанцев?

Независимый эксперт Нурит-дин Джаманкулов подчеркивает: «Надо в первую очередь определиться с термином «госуслуги», базируясь на рекомендациях Генерального соглашения по торговле и услугам, которое обязательно для Кыргызстана как члена ВТО. Согласно соглашению, обсуждаемый термин — это «услуга, поставляемая органом госвласти при исполнении своих функций не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками». В соответствии с правилами ВТО под госвластью в этих соглашениях понимается любая власть на любом уровне (центральная, исполнительная, законодательная, на местах) в рамках государства и территориального деления. К исключительно государственным (а значит, монопольным) услугам относятся консульские, связанные с госрегистрацией, услуги сертификации в сфере ветеринарного и фитосанитарного контроля, в сфере средств измерения и др.

Также эксперт подчеркивает разноплановость возникающих при изучении темы вопросов: относится ли та или иная услуга к государственным или нет? Существует еще один любопытный для членов ВТО документ — Руководство по статистике в международной торговле услугами, подготовленное совместно ООН, ВТО, МВФ, ОБСЕ, которое обязывает каждую страну вести статистику в соответствии с требованиями ВТО. В разделе «Госуслуги» как раз и рекомендуется считать таковыми услуги, подпадающие под определение Генсоглашения по торговле и услугам. Кроме того, следует определиться и с понятием «бюджетное учреждение» и его отличием от «госучреждения». К примеру, является ли Центр стандартизации и метрологии бюджетным учреждением?

Без сомнения, в рамках нового закона надо конкретизировать многие моменты. В частности, в реестре госуслуг полно неясности и некорректности: например, являются ли услуги цирка, театральные постановки, опера, балет государственными? Все перечисленные учреждения относятся к Минкультуры как к госоргану. Но в министерстве нет функций оказания таких услуг, удивлен рецензент.

Спорным является, на взгляд экспертов, и предлагаемое в новом законе отнесение услуг, оказываемых исследовательскими лабораториями, к категории государственных. Если это так, то следует объявить абсолютную монополию госвласти на все лабораторные услуги, экспертизы и никого к ним не подпускать — ни предпринимателей, ни инвесторов.

Резюмируя сказанное, можно подчеркнуть, что тема важная и касается всех. Было бы логично на сайтах Минэкономики и правительства объявить широкое обсуждение законопроекта в обществе, т. к. потом может быть поздно. Сейчас проект ни шатко ни валко (совсем не торопясь!) дорабатывают в Минэкономики, и в планах депутатского корпуса до каникул, которые не за горами (через каких-то четыре месяца), обсуждение нового законопроекта не фигурирует.


Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий