Main Menu

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭТОМ ГОДУ

В Национальном банке Кыргызстана прошел очередной экспертный форум, цель которого — обсуждение денежно­кредитной политики (ДКП) на 2013 год и выработка предложений по ее улучше­нию.

В качестве экспертов на этот раз выступили представители экономического сообщества рес­публики — специалисты НБ, ис­следователи Центра экономичес­ких исследований НАН и Акаде­мии управления при Президенте, профессионалы офисов Всемир­ного банка и МВФ в Кыргызстане, Германского общества техничес­кого сотрудничества (GIZ).

Начальник экономического управления Нацбанка Сейилбек Урустемов в ходе презентации на тему «Отдельные вопросы де­нежно-кредитной политики» рас­сказал об итогах развития за пер­вые два месяца этого года и ус­тойчивых тенденциях в банков­ско-финансовой сфере.

Реальный сектор. После спа­да в 2012 г., вызванного в основ­ном сокращением производства на Кумторе в прошлом году, за январь-февраль 2013 г. рост ВВП составил 8 %, в его основе лежит рост объема производства на Кумторе за эти месяцы на 43%. Соответственно объем производства обрабатывающей промышленности республики за эти 60 дней также вырос на 33%. Но вот без учета Кумтора рост ВВП только на 0,5 % выше, чем в январе-феврале 2012 г. Если проанализировать динамику тем­пов роста ВВП за последние че­тыре года, очевидно, что после падения в 2010 г., вызванного влиянием политической ситуации и закрытием границ с соседними странами, произошло восстанов­ление роста основного показате­ля. Но опять же, если смотреть без Кумтора, темпы роста ВВП составляют не более 4 %. По оценкам НБ, по итогам 2013 г. рост ВВП ожидается на уровне 8% (в соответствии с прогнозом). Но надо подчеркнуть, что прогно­зы НБ и Минэкономики на этот год несколько отличаются.

Против обыкновения в этом году Нацбанк более оптимисти­чен, хотя ранее его всегда обви­няли в консерватизме и большей степени пессимизма. К примеру, вклад сельского хозяйства в ос­новной показатель развития, по прогнозу НБ, составит в 2013 г. 2,5 %, в 2014-м и 2015-м — 2 %, а по прогнозу Минэкономики — 1, за­тем 2 и 2,3 %. Доля промышлен­ности, по прогнозу центробанка, — 22,8, 5,6 и 9 %, а по прогнозу Минэкономики — 17,9, 11,2 и 10,3 %. В целом же ВВП в этом году, по расчетам Нацбанка, дости­гнет 8,3, а затем два года ожида­ется не выше 5 %, в то время как по цифрам МЭ он будет расти в диапазоне от 7 (2012) до 7,8 % (2014). Правда, есть и более оп­тимистичные данные: по уточ­ненному прогнозу, ВВП три года будет колебаться в диапазоне от 7,2 до 8,2 %, отмечают в Нацбанке.

«К сожалению, если говорить о структуре экономики, проблема ее слабой диверсификации со­храняется: мы по-прежнему зави­сим от результатов кумторского предприятия. Есть несколько ри­сков и вызовов», — напоминает С. Урустемов. Что касается про­гноза на 2014-2015 гг., то рост ВВП в эти годы будет находиться на уровне 5 % при условии отсут­ствия структурных перемен. Если же Стратегия устойчивого разви­тия начнет успешно воплощаться в жизнь и долгожданные струк­турные изменения наконец про­изойдут, отчего повысится отда­ча в экономику, ВВП тут же дол­жен начать расти.

Госбюджет. Одним из несо­мненных плюсов этого года явля­ется быстрое принятие бюджета —  уже в начале года. Пока он про­фицитный — за 2 месяца 2013 г. профицит составил 4,3 млрд. со­мов. Но за весь год, по прогнозу, дефицит бюджета ожидается около 17 млрд. сомов (4,8 % к ВВП). Этот показатель, хотя он ниже цифр 2012-2011 гг., говорит об отсутствии признаков бюджет­ной консолидации в финансовом секторе. Требует внимания и очень тревожит то, что бюджет по-прежнему финансируется в основном из внешних источни­ков, то есть существуют большие риски, основанные на вероятнос­ти непоступления внешней помо­щи. В случае проявления такого риска правительству придется либо секвестировать бюджет, ли­бо срочно искать иные источники финансирования, что очень сложно.

Кумтор, как уже говорилось выше, продолжает оставаться одним из основных источников налогов в госказну. В этом году оттуда должно поступить в бюд­жет около 5 млрд. сомов в виде налогов. Зависимость экономики страны от Кумтора проявляется с точки зрения не только ВВП, но и обеспечения ресурсной части бюджета. И если события начнут развиваться по негативному сце­нарию и производство на руднике в силу каких-то причин остано­вится, то выпадение по доходам выльется в существенную циф­ру.

Говоря об инфляции, надо учитывать, что 46 % стоимости нашей потребительской корзины-  это продукты. В стране высока зависимость индекса потреби­тельских цен (показателя инфля­ции) от уровня цен на продоволь­ствие. Цены же на непродоволь­ственные товары, алкоголь и ус­луги на протяжении нескольких лет устойчиво растут на уровне 10-11 %. В целом инфляционный фон в стране остается высоким. Причем уровень цен определяет именно группа продовольствен­ных товаров. Но если сравнить нашу динамику с индексом ФАО

—   индексом цен на физические продтовары, разработанным Всемирной продовольственной организацией ООН (ФАО), то видно, что рост мировых цен на продовольствие параллельно от­ражается на уровне наших внут­ренних цен на продукты и в це­лом на индексе потребительских цен. Если нынче в мире цены на продовольствие стабилизирова­лись и по некоторым показате­лям даже снизились (по зерну, сахару), то же можно видеть и в Кыргызстане. Правда, надо учи­тывать, что снижение цен на про­дукты задерживается ростом их на молочные изделия. Поэтому можно сказать, что риски роста цен на продовольствие, хотя и снизились, но остаются. Инфля­ция на 2012 г. в годовом исчисле­нии прогнозируется на уровне 7,6-7,8 %, а с начала года она со­ставила 1,1 %. Если не появятся внутренние либо внешние цено­вые шоки, Кыргызстан сможет удержать инфляцию на уровне до 8% за год.

Что касается внешнего секто­ра экономики, то за два месяца объемы экспорта пока не восста­новились в сравнении с январем-февралем 2012 г., они вдвое ни­же, чем в прошлом году, и это также связано со снижением экс­порта золота из-за прошлогодне­го спада производства на Кумто­ре. В части импорта можно отме­тить, что на 25 % вырос ввоз в страну нефтепродуктов. В про­шлом году он был связан в том числе и с контрабандным реэкс­портом ГСМ в Таджикистан. В этом году (поскольку Россия пе­рестала взимать экспортную пошлину на поставки ГСМ в Та­джикистан) эта проблема должна нивелироваться, надеются в Нацбанке.

Следует отметить и динамику денежных переводов через офи­циальные системы банковских переводов. Если за 2 мес. 2012 г. переведены в страну $191 млн., то в этом году — уже 230 млн. (с ростом на 21%). Для справки: в 2009 г. объем переводов соста­вил $893 млн., в 2010-м — 1,124 млрд., в 2011-м — 1,505, в 2012-м — 1,768 млрд. долл.

Денежно-кредитная политика в стране по-прежнему нацелена на ограничение монетарных со­ставляющих с учетом роста ин­декса цен на продовольствие и высокий дефицит бюджета. Но в I квартале того года проявилось несколько ее особенностей: НБ вообще не проводил валютных интервенций на межбанковской валютной бирже (в I кв. 2012 г. — $48 млн. для целей погашения спроса на валюту в связи с по­ставками в КР нефти и газа). Си­туация на валютном рынке до­вольно стабильна, нет резких ко­лебаний, потому НБ не выходит на него. Спрос и предложение на внутреннем рынке относительно сбалансированы.

Во-вторых, с декабря 2012 г. Нацбанк стал предлагать рынку механизм финансирования — кре­дитование на аукционной основе на срок до шести месяцев с мини­мальной ставкой, в марте состо­ялся аукцион в объеме 95 млн. сомов. Основная цель этого ин­струмента — позволить банкам иметь большую гибкость в управ­лении своей ликвидностью. НБ предполагает таким способом кредитовать комбанки в объеме до 300 млн. сомов в год.

Основные вызовы, которые Нацбанк намерен обсуждать с экспертами:

1.   Зависимость показателей ДКП от производства на Кумторе.

Сейчас правительство работает вместе с акционерами этого предприятия по пересмотру ус­ловий соглашения 2009 г., но по­ка трудно сказать, каков окажется результат, хотя очевидна связь этого процесса с наличием рис­ков. Нельзя исключать, что сто­роны могут и не прийти к консен­сусу, и тогда производство оста­новится, что будет иметь много­значительные последствия для Кыргызстана. Этот вариант НБ рассчитал детально — по влиянию на темпы роста и по ресурсному обеспечению бюджета.

2.  Вероятность приостановле­ния внешнего финансирования (задержка/непоступление средств МВФ или ВБ в объеме около $60 млн.). Сейчас в стране работает очередная миссия МВФ, с которой правительство обсуждает ряд сложных вопро­сов, и есть риски приостановле­ния программы, а значит, и пред­оставления средств из этого фонда, идущих на поддержку бюджета.

3.    Создание Государствен­ного банка развития (уставный капитал — 2 млрд. сомов ($42,5 млн.). Формально он учрежден в 2012 г., сейчас утверждается его устав, но в бюджет средства на уставный капитал не заложе­ны. Пока не ясно, будет ли акти­визироваться эта структура в те­кущем году и, если да, каковы источники капитализации. А ес­ли этот вопрос прояснится, сле­дует уже сейчас прорабатывать другой вопрос: куда, сколько и на какой срок эти средства на­правлять, поскольку вливание в экономику существенных объ­емов средств потребует коррек­тировки ДКП.

Дискуссия получилась долгой и полезной. Эксперты подняли главнейший вопрос: есть ли в стране ресурсы для финансиро­вания Стратегии устойчивого развития на пятилетку? Замести­тель председателя НБ Абдыба- лы тегин Суеркул подчеркнул, что для Национального банка большой проблемой является от­сутствие согласованной финан­совой составляющей Стратегии устойчивого развития страны, ко­торая широко обсуждается в пра­вительстве и парламенте. «На выполнение любой стратегии нужны деньги, но никто точно не знает, сколько потребуется ре­сурсов для нее и откуда они по­явятся, как их реализовывать и в какие сроки? Там перечислена куча проектов, но не указаны ис­точники их финансирования, как их выполнять и кто это будет кон­тролировать?» — недоумевает зампред центробанка.

Относительно же прогноза по Кумтору НБ ориентируется на данные, которые компания пуб­ликует для широкой обществен­ности. Было заявлено, что в 2013 г. добыча золота достигнет уров­ня 2011г. — 550-600 тысяч трой­ских унций. В 2012 г. объем упал до 315 тысяч унций. Поэтому по сравнению с прошлым годом ожидается рост не менее 55 %.

Затрагивая причины роста цен на непродовольственные то­вары, банкиры говорят о том, что нельзя исключать факторы роста доходов населения во многом за счет роста денежных переводов в страну. «В кафе, ресторанах ве­чером почти нет свободных мест, а в среднем на скромный ужин без спиртного требуется около 1  000 сомов. Значит, у людей до­статочно средств, чтобы потреб­лять такие услуги, на них есть спрос, а следовательно, поддер­живается уровень цен, — поясняет Абдыбалы тегин Суеркул. — У нас много факторов ценообразова­ния зависит от внешних шоков — цен на завозимую в 100-процент­ном объеме пшеницу, на 97 % нефтепродуктов и т. д. НБ провел интересное исследование по ин­фляционным ожиданиям населе­ния, оказалось, что они достига­ют 20 % фактической инфляции. Это высокий уровень. Что можно изменить? Какая-то часть инфля­ции объясняется ростом цен на товары, которые в стране не про­изводятся, а завозятся. В этих ус­ловиях ужесточение ДКП может привести к укреплению динамики роста цен (при условии сохране­ния объема переводов) и еще большему потреблению. Это продолжится, но недолго, а по­том обычно происходит обвал цен. Природа инфляции чаще всего кроется в недопроизвод­стве. Мнение, что проводимая в настоящее время ДКП стимули­рует потребление и импорт, мы не можем подтвердить, но источ­ник для размышлений имеется».

«О дефиците бюджета в стра­не говорят лет 20, не меньше. Но он почти все это время остается примерно на одном уровне, а кардинально проблема не реша­ется. Каким образом ее решить, можно ли в этих условиях ужес­точать ДКП и чем такое ужесто­чение закончится? Вспомните причины двух наших революций — высокий уровень инфляции, без­работица. На первом месте в ре­шении этой проблемы стоят структурные реформы», — под­черкнули эксперты.

Следующая проблема, под­нятая ими, — необходимость длинных денег для кредитования населения. Банки могли бы вос­полнить эту нишу, но очень не­охотно кредитуют на долгий срок. Эту миссию могли бы выполнять негосударственные пенсионные фонды, ипотечные компании, банк развития, о котором уже давно говорится в стране. Но все упирается в ряд преград. «Народ у нас бедный, а коррупция — высо­кая, деньги кем-то крадутся и пе­реводятся за границу. Интерес­но, где теневая экономика хранит свои деньги?» — интересовались участники.

Перейдут ли вызовы текуще­го года на следующий, зависит от того, насколько успешно их ре­шат в 2013 г.

 

Елена МЕШКОВА,






Добавить комментарий