Main Menu

Состояться как крепкое государство

«Главным результатом пятилетней работы по реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики должно стать окрепшее демократическое светское государство с устойчивой политической системой, динамично развивающейся экономикой и стабильно растущими доходами населения» — так говорится в проекте документа, рассмотренном членами Национального совета по устойчивому развитию КР на втором заседании, состоявшемся в понедельник под председательством Президента Алмазбека Атамбаева, о чем мы вам сообщали в прошлом номере.

Глава государства открыл встречу, на государственном языке приветствовав всех собравшихся — членов органа и приглашенных, поздравил с Новым годом. Алмазбек Шаршенович напомнил кыргызскую пословицу о том, что не болит палец, если отрезать, посоветовавшись. Так и по поводу проекта стратегии пришлось «посоветоваться» с общественностью, и в течение месяца госорганы, гражданское общество, предприниматели, международные организации, простые кыргызстанцы высказывали мнения, давали предложения. Были и поддержка, и критика. За это председатель Нацсовета поблагодарил всех, в том числе  лидеров парламентских большинства и меньшинства Феликса Кулова и Мыктыбека Абдылдаева, премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева, отметил вклад ПРООН, коллектива Кыргызского экономического университета и других. И сообщил, что большинство суждений учтено при усовершенствовании проекта. Далее Президент продолжил на официальном языке:
— Уважаемые участники заседания!
Теперь мы можем сказать, что в стратегии  отражены все значимые идеи по развитию страны. Благодаря усилиям и активной гражданской позиции тысяч кыргызстанцев документ значительно доработан и улучшен.
По итогам обсуждения в Национальную стратегию устойчивого развития Кыргызской Республики включены новые главы, появились новые разделы. Четко сформулированы ожидаемые результаты и видение будущего страны.
К 2017 году Кыргызстан должен состояться как крепкое демократическое государство с устойчивой политической системой, динамично развивающейся экономикой, которая обеспечит достойный уровень жизни населения.
В течение ближайших пяти лет за счет расширения экспортного потенциала страна должна выйти на региональный и международный рынки.
В республике будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест. Кыргызстан обретет свое место в региональном разделении труда.
В стратегии определены источники и размеры финансирования национальных проектов, призванных стать «локомотивами развития» экономики Кыргызстана.
Уважаемые коллеги!
К 2017 году мы должны войти в тридцатку стран с    наилучшими показателями по международному рейтингу «Ведение бизнеса», стать лидером среди стран СНГ по рейтингу экономической свободы.
Системная борьба с коррупцией и легализация теневой экономики должны к 2017 году вывести нас в число пятидесяти стран в рейтинге восприятия коррупции.
У республики должно быть ясное видение своего  будущего. Наличие стратегии позволит не только эффективно реализовать среднесрочные программы развития, но и будет способствовать разработке долгосрочных целей развития. Эта стратегия должна стать основой устойчивого развития страны и в долгосрочной перспективе.
Уважаемые члены совета!
По предложению спикера парламента Жээнбекова Асылбека Шариповича изменены состав и название Национального совета. Теперь в Национальный совет по устойчивому развитию Кыргызской Республики включены вице-премьер-министры, секретарь Совета обороны, генеральный прокурор Кыргызской Республики,  представители гражданского сектора.
Также согласовано участие в его работе  в качестве наблюдателей и представителей международных организаций  постоянных представителей МВФ и ООН в Кыргызской Республике.
Обсуждение стратегии вызвало широкий общественный резонанс и показало важность вовлечения всех заинтересованных сторон в разработку и реализацию стратегических документов страны. Поэтому считаю необходимым поручить секретариату Национального совета продолжить собирать и анализировать все поступающие предложения по развитию страны.
Стратегия развития — это живой документ, и в будущем мы сможем корректировать и дополнять ее с учетом изменяющихся реалий.
Уважаемые участники заседания!
Еще раз особо хочу отметить тот факт, что стратегия уже на стадии обсуждения сыграла свою позитивную роль в консолидации всех здоровых сил нашего общества вокруг идеи развития Кыргызстана.
Люди устали от неопределенности и смуты и возлагают большие надежды на то, что их жизнь в ближайшие годы изменится к лучшему.
Нам всем следует приложить максимум усилий, чтобы эти надежды оправдались.
* * *
Следом выступили торага Жогорку Кенеша Асылбек Жээнбеков и лидеры парламентских фракций.
Асылбек Шарипович выступил на кыргызском языке и озвучил три предложения. Во-первых, прямо в начале документа определить его правовой статус, например, что «в этой стратегии отражена согласованная позиция о будущем страны, выработанная всеми ветвями власти и гражданским обществом. На ее основе будет принята программа развития судебной системы. Для ее реализации правительство разработает и Жогорку Кенеш утвердит конкретную программу социально-экономического развития». Вторая рекомендация касалась объединения глав, посвященных экономике, в один раздел, а третья — проведения ежегодного мониторинга реализации. По словам спикера, нужно указать лицо, ответственное за мониторинг.
Чыныбай Турсунбеков, лидер фракции СДПК, отметил, что после доработки проект улучшился, например, в нем появились главы об экологии, о региональном развитии и легализации неформальной экономики. И заявил, что обрабатывающая промышленность должна занять место среди приоритетных отраслей Кыргызстана:

— Такое место также определяется задачей вступления в Таможенный союз, где без нее нам нечего делать.
— Без развития обрабатывающей промышленности, которая отвечает всем критериям для выбора экономических приоритетов, указанных в проекте стратегии устойчивого развития, а это  высокая добавленная стоимость, налоговая емкость, создание рабочих мест и сокращение безработицы, нам не стать развитой страной, — пояснил Чыныбай Акунович. — При этом  нам следует развивать направления промышленности, отвечающие реалиям сего дня, а не слепо копировать то, что было раньше. Это пищевая, легкая, строительная, переработка руд и другие.
По его словам, малый и средний бизнес и дальше должны быть локомотивом нашей экономики. Нужно создать фонды развития предпринимательства в регионах, институт гарантийных фондов и структуру по поддержке предпринимательства.
Необходимо проработать и включить раздел о трудовых мигрантах, предложил Чыныбай Турсунбеков. Нардеп обратил внимание на то, что в тексте идет смешение понятий государственно-частного партнерства с механизмом управления государственной собственностью. Необходимо конкретизировать понятие «кластер», отметил он. Но в целом проект одобрил и призвал  других участников заседания поддержать его.
Председатель парламентской коалиции большинства «Ырыс алды ынтымак» Феликс Кулов признал, что на членах совета теперь лежит большая ответственность за то, чтобы документ не превратился в очередной показной для международных финансовых институтов, а был воплощен. Он даже предложил неформальное название органа — президентский совет: для того чтобы не просто собираться обсуждать «космические» проблемы, а в свободной обстановке высказывать мнения по актуальным вопросам —  борьбе с коррупцией, обеспечению внутренней безопасности, защите инвесторов.
— Это была бы ваша поддержка прежде всего, — отметил Феликс Шаршенбаевич. — Сегодня говорят: «Может ли Президент выходить за рамки полномочий, прописанных в Конституции?». А почему глава государства должен сидеть и молчать, когда в стране такие вещи происходят, а правительство работает, как пожарная команда? Конечно, это должен делать Президент, и, я считаю, мы должны его усилия поддерживать.
Далее председатель правящей коалиции назвал правильным программно-проектный подход в достижении целей стратегии:
— Потому что, когда говорим, что надо в общем развивать все, ничего не развивается. И было бы хорошо, если бы мы, члены совета, взяли на себя помощь в разработке этих документов: правовой составляющей, экономического обоснования, не подменяя правительство. А оно непосредственно занималось бы практической реализацией.
Лидер фракции «Ар-Намыс» поделился и предложениями о развитии проектного подхода и об управлении:
— Много говорится о том, что нужно привлекать кадры, которые работают за рубежом. Надо менять систему управления объектами, где есть государственная доля. Сейчас мы применяем конкурсы, включение в совет директоров, но молодежь не может пробиться. Необходимо, чтобы она могла прийти со своими программами, поднимать конретные объекты, отрасли, но при этом отвечала за свои начинания. На Западе разработана методика страхования ответственности, тогда не будет риска. Молодой человек пришел, представил программу, собрал команду, а ответственность была бы застрахована, мы бы не переживали, и это помогло бы нам избавиться от коррупции.
Что касается финансирования, то, по словам Феликса Кулова, в прошлом году возглавляемая им фракция сэкономила около полутора миллиона сомов, их можно направить на оплату услуг разработчиков программ. С миру по нитке…
Глава фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев поделился соображениями о статусе документа, «потому что звучат сомнения:  имеет ли Президент право вести такую работу, не выходит ли он за рамки своих полномочий?».
— Это не монополия Президента, а осуществленный по его инициативе и объединивший всех нас — лидеров фракций, общественных организаций, членов правительства — процесс выявления проблем, их систематизации и определения приоритетов решения, — считает Омурбек Чиркешович. — Это не юридический документ, а политический. Президенты приходят и уходят, правительства приходят и уходят, а проблемы остаются. Стратегию нужно воспринимать как одну из глав национальной идеологии. Национальная идеология — не закон, не постановление, а принятый народом концепт, собрание не только идей и принципов, а наших каждодневных целей, практических задач. Например, здесь содержатся конкретные предложения по укреплению политической, энергетической, коммуникационной независимости, демократии, прав человека и так далее. Обратил внимание присутствовавших политик и на проблему, не указанную в проекте:
— Кыргызстан — горная страна, и жизнь в ней малорентабельна и высокозатратна. Есть способы снизить затраты, «разровнять» горы: нужно перейти на цифровые технологии.
Они, по словам Омурбека Текебева, позволят в селах получать консультации врачей из Бишкека или уроки на айпады каждого ученика, обмениваться информацией, товарами и так далее:
— Пока это все разбросано по разным главам, а нужно рассматривать в комплексе, тогда наша жизнь радикально изменится. Указано, что до 2017 года в каждое село проведут Интернет, как будто это произойдет  самотеком.
Лидер фракции «Республика» Алтынбек Сулайманов затронул весьма обсуждаемый нынче вопрос — проблему границ, заявив, что необходимо указать ее решение как одну из задач стратегии. Алмазбек Атамбаев согласился, что завершение делимитации и демаркации рубежей важно и нужно упомянуть его в проекте, хотя можно себя «подставить», начнутся игры. И в самом деле: разве можно быть уверенным в решении вопроса, когда оно зависит не только от нас, но и от соседей? Алмазбек Шаршенович привел пример: США и Канада 200 лет не могли определить свои границы.
— Бывший министр говорит, что проблему Соха можно было решить в 2006 году. Мы знаем,  Омурбек Чиркешович знает, как она была бы решена: мы бы его совсем отдали. Нам такое решение не нужно. Так что иногда важно и потерпеть, — сказал глава государства.
Председатель парламентской коалиции меньшинства «Мыйзамдуулук жана адилеттуулук» Мыктыбек Абдылдаев попросил внести в проект больше конкретики. Республиканский бюджет на 2013-й парламент утвердил, а стратегия должна реализовываться с этого года. Какие средства пойдут, к примеру, на ежегодное введение в оборот по 10 тыс. га орошаемых сельскохозяйственных земель (п 10.1 «Агропромышленный сектор», стр. 99 проекта. — Прим. авт.)?
Мыктыбек Юсупович заявил, что правительству следовало представить парламенту план мероприятий с указанием требуемых сумм, «потому что Жанторо Сатыбалдиев год работал над этой стратегией» (прежде руководил Аппаратом Президента. — Прим. авт.).
— Когда будет этот план? Так и 2013 год пройдет.
Поинтересовался он и ответственностью: она ляжет на всех, а исполнителем является правительство. Оно будет два года искать кадры, тогда как  кабмин возьмет на себя ответственность? —  скептически вопрошал глава системной оппозиции.
Реальные секторы даны пакетами, продолжал ворчать он. Сколько времени  будем искать финансирование на них? Если предполагается брать средства из республиканского бюджета, то нужно определить, сколько каждый год  на такие цели закладывать. Интересовало Мыктыбека Юсуповича и то, кто станет контролировать реализацию, предложив разделить эту функцию между Президентом и парламентом и определить степень ответственности.
В ответ на это Алмазбек Атамбаев заверил, что финансирование найдется:
— Я поговорил с руководством Китая, оно готово предоставить деньги. Но если не поставим  задачи, то и не выполним их. Документ можем потом ежеквартально пересматривать, снижать прогнозные показатели или повышать. Что касается ответственности, нельзя возлагать ее только на правительство, и я перед историей и народом отвечу. Все ветви власти, госорганы должны отвечать. Стратегия — это направление,  арык, от которого разойдутся  канавки — программы каждого ведомства.
В целом документ реален, считает глава государства, главное — мир в стране.
Разъяснения дал и Жанторо Сатыбалдиев. Он заверил, что правительство постаралось включить в «дорожную карту» только те проекты, на которые предусмотрено финансирование.
Стоит пояснить, что в документе перечислены 24 инвестиционных проекта в агропромышленном комплексе на $141, 35 млн., 16 в энергетике на $7 231,875 млн., 15 в сфере транспорта и коммуникаций на $2 108,575 млн., 4 производственно-логистических проекта на $382,4 млн., а также 16 в горнодобывающем секторе на $3 130 млн.
По словам премьера, есть возможность эффективного использования средств. Так, в рамках бюджета на 2013 год в сравнении с прошлым кварталом можно увеличить капвложения на 800 млн. сомов. К примеру, в 2012 году на строительство 165 объектов заложили 2 млрд. сомов капвложений, незавершенных объектов осталось на 13 млрд. Но нужно браться только за те объекты, что возведены на 80%, тогда «незавершенок» останется на 7 млрд. сомов. Потом, есть в бюджете статья «прочее» — необходимая, но нужно рассмотреть эффективность использования средств.
Так, среди проектов в агропромышленном комплексе пять из намеченных на 2013 год полностью финансово подкреплены. К примеру, завершение строительства ирригационного сооружения и введение новых земель в массиве Бургонду в Кадамджайском районе Баткенской области произойдут за счет турецкого кредита. Остальные четыре канала (возможно, имеются в виду Сарымсак в Кара-Бууринском, Ак-Сай в Ак-Талинском, Каракыштак-Боз в Кадамджайском районах. — Прим. авт.) намечено реконструировать за счет республиканского бюджета, сказал Жанторо Жолдошевич. Таким образом, в этом году удастся ввести в оборот 6-7 тыс. га орошаемых земель (почти 3,5 тыс. га в массиве Бургонду, 1 000 га в Кара-Бууринском, 500 га в Ак-Талинском и 270 га в Кадамджайском районах).
Кроме того, по его словам, есть 110 тыс. га орошаемых земель, большинство в Чуйской области, которые нужно расчистить.
Что касается энергетики, то и здесь почти все проекты имеют источники финансирования. А средства на строительство ГЭС «Камбар-Ата-1» будут искать после завершения ТЭО.
Также в сфере транспорта проекты подкреплены финансовой составляющей, а деньги на строительство железнодорожных магистралей Китай — Кыргызстан — Узбекистан и соединяющей север и юг страны, а также альтернативной автодороги между севером и югом начнут изыскивать после разработки ТЭО.
Наконец, что касается горнодобывающего сектора, то вложения в проекты — это на  100% прямые инвестиции. Так, в Кумтор инвесторы намерены ежегодно вкладывать $60-70 млн. капвложений. По Джерую подготовлены все документы. На месторождениях Талдыбулак  Левобережный, Бозумчак в 2014 году, возможно, выйдут на «металл», а по Иштамберды  решено  продумать эффективное налогообложение, как и по всем предприятиям, добывающим рассыпное золото.
Премьер-министр сказал, что на основе этой «дорожной карты» будет разработана среднесрочная программа правительства (прежнюю кабмин отозвал из парламента).
инистр экономики Темир Сариев, упомянув, что представляемое им ведомство совместно с секретариатом совета дорабатывало проект, заговорил о вообще существующей в стране проблеме стратегического планирования. И если раньше звучали призывы к росту ради роста, то, по его словам, в центре этого проекта стратегии — человек.
Необходима, по его словам, система стратегического планирования устойчивого развития. Есть Нацсовет, нормативно-правовая база (нуждающаяся в инвентаризации на предмет соответствия стратегии) и институты или центры. Темир Аргембаевич даже предложил создать на базе Минэкономики государственный институт устойчивого развития или стратегического планирования: опыт есть, работа ведется, даже открыто специальное подразделение. Но главное — министр пообещал затеять инвентаризацию и экспертизу региональных и секторальных стратегий. Теперь надо «подогнать» их все под большую, национальную. Посокрушался Темир Аргембаевич и по поводу кадров, правда, сообщив, что Минэкономики с привлечением ресурсов Всемирного банка запустило образовательный процесс по вопросам стратегического планирования, да и вообще всячески наращивает потенциалов кадров министерства. Отметил, что мы должны располагать такими кадрами, которые будут воспринимать госслужбу как служение народу.
Интересным и важным было и выступление председателя общественной ассоциации «Устойчивое природопользование» Елены Родиной, сообщившей, что кыргызстанцы потребляют энергии в 20 раз больше, чем такое же количество жителей в Европе, а потенциал сокращения потерь энергии в здании равен потенциалу выработки — 11 млрд. киловатт-часов в год.
— Все механизмы устойчивого развития обязательно должны обеспечивать рост экономики, социальное развитие и снижение воздействия на окружающую среду. Единственным таким механизмом, принятым в мировом масштабе и 100-процентно отвечающим целям стратегии, являются энергосбережение и энергоэффективность. Они нашли отражение в новом варианте. Если даже мы уйдем от газовой, угольной зависимости от других стран, нет гарантии, что риски разрушения оборудования станций будут снизим. Потому что население, не считаясь ни с чем, потребляет энергию, и все летит: подстанции, сети, провода.
Президент ОО «Коалиция за демократию и гражданское общество» Динара Ошурахунова предложила более подробно расписать задачи по обеспечению безопасности. А генпрокурор Аида Салянова — уделить внимание вопросу правовой пропаганды и воспитания. По ее словам, чуть ли не с дошкольного возраста нужно в каждом гражданине страны воспитывать нетерпимое отношение к любым правонарушениям, учить уважать права другого человека. Любые демократические преобразования не будут надежны, если не  основываются на порядке и законности.
Также глава надзорного органа отметила, что необходимо положения стратегии — этакий «экстракт» ее — довести до всех на понятном, доступном языке.
Завершилось заседание, как мы уже сообщали, одобрением проекта и рекомендацией утвердить ее указом главы государства.
В заключение отметим, что, как говорится в проекте, в результате реализации экономической политики, очерченной в «дорожной карте», при темпах роста ВВП не менее 7% в среднем за год к 2017 году его размер увеличится в два раза и составит в номинальном выражении около 630 млрд. сомов, или более 2 500 долларов в год на душу населения. Инфляция будет в пределах 9%, а с 2015 года — в диапазоне 5-7%. Государственный внешний долг предположительно составит 60% ВВП.
Планируется создать за пять лет более 350 тысяч рабочих мест, при этом средняя заработная плата возрастет к 2017 году до 26 тыс. сомов. Уровень бедности снизится с нынешних 37% до 12%.

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий