Main Menu

Все причины ищи в себе — 18 золотых правил «Родины»

Когда-то тем, кто воевал в Афганистане, дали очень емкое определение: интернационалисты. Со временем, когда произошла переоценка участия  Советского  Союза в конфликте, чаще стали употреблять другое, скупое  и не несущее политической окраски — «афганцы». На самом деле эти парни раз и навсегда решили для себя: они остаются интернационалистами. Илья Тольский, Сергей Торопов и их единомышленники вдохнули в это понятие новый смысл — они объединяют мальчишек и девчонок независимо от национальности.
…Самое большое желание, с которым ухожу декабрьским вечером из четырехэтажного здания автомотоклуба в 12-м микрорайоне Бишкека, где занимаются ребята из военно-спортивного клуба «Родина»: дай Бог, чтобы их планы по возрождению  сети таких клубов, включая в первую очередь новостройки столицы, осуществились.

О Тольском, Торопове и их воспитанниках мы узнали благодаря одному энтузиасту, который регулярно устраивает благотворительные акции. 7 ноября он организовал  в Ореховой роще в 6-м микрорайоне бесплатное представление для местных жителей,  в первую очередь для бабушек и дедушек, а также детворы. О клубе Тольского он в свою очередь услышал от воина-интернационалиста — соседа по подъезду. Был промозглый день. Представление длилось три  часа. Стоявший рядом с нами малец  лет пяти явно замерз, но никуда не уходил: кто-то подшутил над ним, сказав, что в конце будут выступать клоуны. Показательные выступления курсантов «Родины» шли последними в программе. Ребята прыгали через горящие кольца, разбивали кирпичи, метали ножи, схлестывались в рукопашном бою… Так вот,  тот малец после  представления заявил с сияющими глазами, что тоже станет… «клоуном».
…ВСК «Родина» найти очень легко. Для этого нужно выйти в самом южном микрорайоне у большого придорожного баннера «Автомотоклуб» (мимо не проедешь), дальше, по лабиринту между многоэтажками, в сторону гор: ориентир — самолет на постаменте. Самолет настоящий, когда-то принадлежал аэроклубу ДОСААФ, созданному в 1936 г. и просуществовавшему до развала СССР. Внутри здания, где раньше находился аэроклуб, а сейчас  автомотоклуб ОСТО (Оборонно-спортивное техническое общество  КР — правопреемник ДОСААФ), можно увидеть части другого самолета, которые служат учебным материалом для курсантов. По словам Торопова, при желании и ту, и другую железные птицы вполне можно поставить на крыло. Вообще, в планах «Родины» — вместе с Федерацией  парашютного спорта и воздухоплавания, а также Национальной федерацией любителей авиации   возродить аэроклуб.

Побеждает не сила — побеждает терпение.
Все причины ищи в себе.
Никогда не затевай драку.
Из правил  военно-спортивного клуба «Родина»

Здесь нужно сделать уточнение:  «Родиной» называется не только военно-спортивный клуб, но и  городское военно-патриотическое объединение воинов-интернационалистов и воинов запаса. Илья  Тольский — председатель объединения,  Сергей Торопов — начальник   штаба. 25 декабря объединению исполняется 25 лет — ровно четверть века. История отчасти уже опалена горечью потерь, но приобретений  гораздо больше.
А все  началось  с того, что в ноябре 1987 г. ЦК ЛКСМ республики делегировал семерых человек в числе 44  посланцев Киргизии на I Всесоюзный съезд воинов запаса в Ашхабаде.  Среди них был и Торопов. Съезд поставил задачу: вести военно-патриотическую работу среди молодежи — растить  здоровой, умелой, любящей Родину и готовой защищать ее. Вернувшись, ребята вместе с другими комсомольцами-активистами образовали инициативную группу, созвали съезд воинов и на нем создали объединение «Родина». Сергей и Илья, который также стоял у самых истоков движения, вспоминают, что везде и всюду им шли навстречу: в школах, профтехучилищах, в войсковых частях, на предприятиях Фрунзе. Уже через год в военно-спортивных клубах города занимались до 3 000 ребят-призывников. А еще через год ЦК ЛКСМ наградил ГВПО «Родина» именным знаменем. Как говорит Сергей, это было одно из первых награждений подобного рода в СССР. В том же 1989-м воины исполнили  обязательство, которое взяли при  создании объединения: в память о товарищах, погибших в Афганистане, установили обелиск на Юго-Западном кладбище столицы. Еще через несколько лет они воздвигли посвященный им мемориал в парке Дружбы.
Вообще, историю объединения можно разделить на три этапа. На первом оно мощно пошло  в гору. На втором, с развалом СССР,  распалась и сеть военно-спортивных клубов. На третьем начиная с 2001 г. возобновилась  работа с подростками. Именно тогда на базе Детской инженерно-технической академии организовали ВСК «Родина». А два года назад штаб объединения и клуб переехали на свое нынешнее место дислокации — в 12-й микрорайон.

Здесь наш дом

100 лет в масштабах истории ничто, а 50 тем более. Столько понадобилось, чтобы в Кыргызстане стал происходить обратный миграционный процесс. В прошлом веке одни ехали  сюда за плодородным земельным наделом, другие — в поездах с эвакуированными, третьи — привлеченные обилием солнца,  фруктов и интересной работой в бурно  развивающихся науке и промышленности. Сейчас их внуки, увы,  едут в противоположном направлении.
Вопреки логике событий Илья Тольский и Сергей Торопов остаются, потому что  слово «Родина» понимают буквально — дом, где родился. Сейчас в этом доме так много дел: надо отстраивать его заново. А это работа для настоящих мужчин.

 

…Обычный декабрьский вечер. Мальчишки и девчонки подтягиваются на тренировки. Обязательный ритуал приветствия с командирами: рукопожатие и прикосновение плечом к плечу. Обращаю внимание, что взрослые мужчины поднимаются навстречу каждому подростку:  уважительное отношение друг к другу — одно из правил  клуба. У кого-то из ребят сегодня общефизическая подготовка, те, что постарше оттачивают технику  рукопашного боя — готовятся к показательным выступлениям в 59-й школе в Пишпеке, где планируется создать еще один военно-спортивный клуб. Ни  Сергей, ни Илья за свой труд не получают ни гроша, вообще вся работа в объединении, в котором состоят сегодня примерно 70 энтузиастов, и в ВСК  ведется на общественных началах. Сегодня с ребятами занимается Антон — он служил в Нацгвардии, работает в охранном агентстве, сюда приходит, чтобы не терять форму, заодно и пацанов  тренирует. Второй инструктор — Сергей. Три года назад 15-летним мальчишкой он потянулся вслед за другом в клуб, за это время научился многому, в том числе защищаться от любого способа нападения (ударом кулака, ноги, палки,  ножа, возможного выстрела из пистолета, автомата…).  После 9-го класса  поступил в ПТУ, выучился на  автослесаря, днем работает, вечерами приходит в клуб — свое мастерство оттачивает и мальчишек учит. «Умеешь — помоги научиться другому» — это второе правило  «Родины».
Список из 18 правил был в свое время  разработан основоположниками объединения и  вывешен на входе в клуб. Это свод  золотых истин, нацеленных на то, чтобы не только вылепить  ловкое и красивое  тело, но и сформировать чистую, благородную душу: «Нет слов «не могу», есть  «не хочу»… Будь готов ко всему… Голова и тело — единое  целое… Будь честен, не лги… Умей прощать… Не поднимай руку на слабого…» Истины осваиваются не в теории, а на практике. Например,  во время полевых  выходов. Скоро, в январе, предстоит традиционный так называемый большой выход в Аламединское ущелье на пять суток. Разобьют лагерь и пойдут покорять ближайшие вершины. Выдержал экзамен — получи значок «Снеговик». Круглый год независимо от погоды практикуются выходы на выживание: ночью, пешим ходом, без палаток и  спальников. Не менее трех ночных выходов дают право на звание «ночник». Кроме этого, ребята проходят полный курс огневой и воздушно-десантной подготовки. Боевое  оружие изучают и осваивают на базе Кой-Ташской мотострелковой бригады, а теорию и практику прыжков с парашютом — шаг за шагом в отдельном отряде спецназа «Пантера» и парашютно-десантной службе авиабазы ВВС республики. 15 курсантов  уже совершили прыжки с парашютами, более 50  имеют значки и удостоверения «Альпинист Кыргызстана». Одна из них  Полина — дочка Тольского. Девчонка с пяти лет занимается в клубе. В свои 16 она  умеет стрелять из пистолета, автомата, пулемета, совершила  два прыжка с парашютом, а в 12 лет  заслужила звание «Альпинист Кыргызстана».
Принимают  в клуб с десяти лет, верхняя планка возраста не ограничена. Сейчас в нем занимаются примерно 40 ребят, в основном, как мне рассказали, из неполных семей. Третья часть курсантов — девчонки. Такой же клуб действует в Маевке.
Илья Тольский и Сергей Торопов внешне совершенно непохожи. Но на самом деле у них много общего. Оба родились и выросли во Фрунзе. У Сергея дед по матери — таджик (отсюда явно восточный след в чертах внука), был красным командиром, чекистом,  работал в Ошском горисполкоме. Бабушка окончила  финансовый техникум в Тамбове, в 1930-е годы приехала  в Ош по распределению, полюбила       таджика и вышла за него замуж. У Ильи мама — блокадница, была  эвакуирована в Ташкент, там встретилась с будущим отцом Ильи, позже они переехали во Фрунзе.
И у Тольского, и у Торопова простые,  по-военному четкие вопросы на самые сложные вопросы. Видимо, потому, что они сами для себя давно ответили на них. Например, вот на такой: что думают они сейчас, спустя 33 года после ввода войск в Афганистан, о своем участии в той войне. «Мы давали присягу и должны были выполнять приказы. К местному населению не относились враждебно. Наоборот,   не только воевали, но и помогали: обеспечивали продуктами, строили школы, многие наши инженеры обслуживали гидроэлектростанции», — говорит Илья. Каким быть будущему Кыргызстана? И тут у них нет сомнений: только в консолидации с Россией. Надо вступать в Таможенный союз, возрождать былое единое пространство, но, разумеется, с поправками на действительность.
«Родина, — говорят Сергей и Илья, — это не название нашей организации. Это состояние души».  Именно поэтому они не ограничиваются тренировками и физической закалкой ребят. Организуют их встречи с ветеранами  Великой Отечественной, чтобы общались, знали, какой  ценой завоевана жизнь. Вывозят курсантов в войсковые части, расположенные на территории республики, и вместе отмечают праздники: Дни ВДВ,   защитника       Отечества, Вооруженных сил республики, авиации… Ребята  участвовали в играх ОДКБ  на Иссык-Куле —  «Союз-2007» и «Союз-2008» и в первых из них заняли второе место среди девяти команд стран-участниц договора. С готовностью откликаются на предложения выступить с показательными номерами в благотворительных акциях. Ухаживают за могилами воинов-интернационалистов.
В 1990-м, когда произошли первые межэтнические столкновения на юге, взрослый состав объединения вместе с милицией находился на казарменном положении, обеспечивая порядок в столице. После  Апрельской революции в рядах народных дружин патрулировал город, чтобы не допустить мародерства. В июне 2010-го в составе  роты добровольцев, сформированной из воинов запаса генералом Мирославом Ниязовым,  участвовал в миротворческой операции на юге.
Честно говоря,  когда отправлялась в клуб, ожидала сетований: мол, никто не поддерживает — ни государство, ни общество, выживаем как можем. Однако ни одной жалобы не услышала. Вместо этого четкий  перечень ведомств, которые помогают: Министерство обороны, Главный штаб Вооруженных сил,  Центральный совет ОСТО, Федерация парашютного спорта и воздухоплавания, Национальная федерация любителей авиации. И это тоже  показательно для Торопова, Тольского и  их единомышленников: они не жалуются, просто берутся за дело и делают его. В ближайший год рассчитывают возродить сеть военно-спортивных клубов в столице. 59-я  школа должна стать первой  в этом списке. Поэтому  курсанты и отправились туда с показательными выступлениями, чтобы зажечь и подтянуть тамошних мальчишек и девчонок.
…В коптерке «Родины», где хранится походное снаряжение курсантов,  растянуты полотнища трех знамен. Первое вручено за победу в играх ОДКБ «Союз-2007». Второе — реликвия: знамя ВДВ СССР (на фоне неба и травы — парашют, самолеты и звезда). А  третье — самое дорогое: атласное полотнище с надписью «Военно-патриотическое объединение «Родина». В самом центре его — герб СССР. Это то самое именное знамя, врученное ЦК ЛКСМ  в 1989 г. за успехи в  воспитании молодежи. «Не собираетесь сменить? Ведь герб сейчас другой» — о нелепости вопроса спохватываюсь, когда он уже сорвался с губ. «Знамя вручается один раз. Если теряется, командир идет под трибунал», — слышу четкое в ответ.

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото из альбома “Родины”.

 






Добавить комментарий