Main Menu

Как сохранить вековые ценности? Ответ искали ученые-эксперты

В Бишкеке обсудили влияние традиционных общественных институтов на политические процессы в Кыргызстане. Этому была посвящена международная конференция, состоявшаяся в Академии государственного управления при Президенте совместно с Кыргызской ассоциацией политических и экономических наук.

Впервые эту проблему подняли столь масштабно: на конференцию собрались те эксперты, кто действительно на протяжении долгих лет "копал" тему традиционных ценностей и институтов и их влияния на общественно-политическую ситуацию в Кыргызстане. Причем среди приглашенных — ученые Австралии, Казахстана. Были представлены и исследования различных авторов.
— Политические процессы, которые  происходят в последние 20 лет, показали, что большое влияние оказывают традиционные ценности и институты, — пояснила Бактыкан Торогельдиева, возглавляющая Департамент науки АГУПКР. — Это отражается на электоральном поведении граждан Кыргызстана и сказывается на работе системы госуправления в целом.
Наиболее острыми вопросами здесь являются принятие закона о курултае (не попавшие во власть персонажи пытаются поставить курултай над Президентом и Жогорку Кенешем, по сути, речь  о создании параллельной власти), а также то, что кадровая политика ведется по принципу родства, а не профессионализма. Хотя есть и хорошие стороны этого вопроса: создание общественных объединений по трайбалистскому принципу может рассматриваться положительно с точки зрения теории политолога и футуролога Ф.Фукуямы, считающего, что народы, сохранившие вековые ценности (вроде взаимоподдержки и взаимопомощи) и традиционную духовную культуру, склонны к самосохранению в условиях глобализации и отличаются наибольшей выживаемостью и социализацией. Таковым, в принципе, можно считать и кыргызский этнос.
Работа конференции прошла  в пяти секциях. Это роль традиционных общественных организаций и движений в политических процессах Кыргызстана, клановых и трайбалистских отношений, политическая культура Кыргызстана, проблемы становления новых демократических институтов и традиционные институты как основа корпоративной культуры.
В ней участвовали представители аппарата Президента, Государственной кадровой службы, Жогорку Кенеша, а также  научного и экспертного сообществ (в том числе из других стран).
Результаты обсуждения после  обобщения представят в аппарат Президента.
К примеру, д. ист. н., профессор КНУ им. Баласагына Тынчболот Джуманалиев, выступая на конференции, высказал  мнение, что государство должно взять на себя функции по изживанию родоплеменных отношений. "И Акаев, и Бакиев опирались именно на них. И сегодняшняя партийная система основана также на этом. В этом наша трагедия", — считает профессор.
По его словам, возврат к курултаям лоббируется теми, кто пытается взять реванш и вернуться во власть, хотя дважды в одну реку не войти. И потому муссируются разговоры о землячестве, клановости и прочем. Т. Джуманалиев объяснил живучесть феномена трайбализма тем, что родственные отношения законсервировались в самом обществе и  это присуще кочевникам и ведущим скотоводческое хозяйство народам (почему СССР его не смог искоренить). И пояснил, что даже желание захватить власть связано с вековыми привычками: кочевник не создавал прибавочного продукта, а лишь через власть и завоевания мог его приобрести. Возвращаясь к трайбализму, Джуманалиев отметил: "Великий ученый Абрамзон, вдоль и поперек изучивший кыргызов, сказал: "Где существуют роды и племена, там нет нации". Мне непонятно, почему через роды и племена наш народ должен объединиться? История такого не знает! Неизвестно какие результаты окажутся через пять лет и каким образом выльется трайбализм. Государство может существовать и развиваться благодаря государственной политике и государственному мышлению, а единство нации как государственная политика никем и никогда не ставилось во главу угла ни в советское время, ни после".

Соб. инф.






Добавить комментарий