Main Menu

Одной лишь думы власть — Роль российских ученых в становлении гуманитарных наук в Киргизии в конце ХIХ — начале ХХ века

Вклад российских ученых в становление и развитие науки в Киргизии неоценим. Во второй половине ХIХ века российские ученые-путешественники П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. А. Северцов, А. П. Федченко, И. В. Мушкетов, В. В. Радлов, Ч.Ч. Валиханов, Н. А. Аристов, В. В. Бартольд и многие другие заложили фундамент научного освоения основ кыргызской культуры. Ведь к тому времени на просторах кыргызских земель (мы имеем в виду не только территории,  присоединенные к России, но и пределы Кокандского ханства, в частности, Ферганскую долину, Горно-Бадахшанский край и районы, подконтрольные цинскому Китаю. — А.С.) не было ни одной школы, ни одного высшего учебного заведения, тем более научно- исследовательского учреждения.

Существующие тогда мактаби (в современном произношении мектеп) или медресе готовили мулл (то бишь грамотных  людей) на базе арабской графики. Они (муллы) не могли выполнять административные, военные или гражданские функции, например,  быть писарями, отслеживать хронологию событий, распоряжения своих беков и биев, сказания акынов, решения судей и т. д. Муллы служили при кокандском хане или крупных манапах, но писали на старом чагатайском или татарском языках. Их письма в основном относятся к эпистолярному жанру.
В конце ХIХ века с приходом русских и украинских переселенцев впервые появляются светские школы. Так, в 1874 г. была организована первая русская начальная школа в Караколе, в 1876-м — в Оше, в 1879-м  — в Пишпеке. Затем начали открываться русско-туземные школы, где могло получить знания, приобщиться к русской и мировой культуре местное население: киргизы, дунгане, уйгуры, узбеки, татары и др.
В первые годы советской власти была проделана огромная работа по ликвидации безграмотности. К 1923 году уже существовало 327 школ, из них киргизских — 251, где учились более 20 тысяч учеников. Это  стало прорывом в образовании: нужны были учителя нового типа и  научные разработки новых программ для школ. Не последнюю роль сыграла идеологическая пропаганда. Советская власть специальным декретом ввела обязательное бесплатное обучение письму и чтению всех граждан от 18 до 40 лет.
В 1925 году на базе образованного годом раньше Академического центра была создана Кара-Киргизская научная комиссия, многое сделавшая для разработки алфавита на базе арабской графики, развития литературных норм, составления терминологии по отраслям наук.
А в декабре 1926 года во  Фрунзе был создан Центральный музей. Он организовывал экспедиции для проведения комплексных исследований отдельных районов Киргизии, при этом особое внимание уделялось сбору историко-этнографического материала. В эти же годы начались запись эпоса «Манас», подготовка к переходу на латинскую графику, запись песен акынов, национальных наигрышей на комузе и т. д.
В 1928-м открывается первый научно-исследовательский институт краеведения, на базе которого в 1930 году основали Институт животноводства и Институт культурного строительства. Одним из основных направлений исследований Института культурного строительства была разработка основ терминологии, грамматики и орфографии литературного киргизского языка.
Республика нуждалась в высококвалифицированных специалистах как для народного хозяйства, так и для науки. И в 1932 году     Совнаркомом республики было принято решение открыть первое высшее учебное заведение  —  Киргизский государственный педагогический  институт.
В результате реорганизации Института культурного строительства в 1936 году создали Институт киргизского языка и письменности. Там наряду с видными русскими учеными Е. Д. Поливановым и И. А. Батмановым, сыгравшими активную роль в становлении киргизского языкознания, трудились молодые ученые К. Тыныстанов, К. Карасаев, Дж. Шукуров, К.  Юдахин и другие.
В годы Великой Отечественной войны в связи с увеличением числа эвакуированных научных учреждений из центральных областей Советского Союза,  их дислокацией во Фрунзе и ростом научных сил республики возникла необходимость создания центрального управления для координации деятельности научно-исследовательских учреждений. Таким образом, 13 августа 1943 года состоялось торжественное открытие Киргизского филиала Академии наук СССР, который был преобразован в 1954 году в Академию наук Киргизской ССР.
Филологическая наука. Первые научные исследования эпоса «Манас» и киргизской этнолингвистики были проведены выдающимся русским ученым В. Радловым  и казахским ориенталистом, подданным и офицером Российской империи Ч. Валихановым.
Валиханов во время экспедиции в 1862 году записал эпизод «Поминки по Кекетею», перевел в  прозаической форме и в 1861-м опубликовал его в работе «Очерки Жунгарии».
Первые научные мысли были высказаны Ч. Валихановым: «Манас» есть энциклопедическое собрание всех кыргызских мифов, сказок, преданий, приведенное к одному времени и сгруппированное вокруг одного лица — богатыря Манаса. В этой безграничной объемной эпопее нашли место многовековая жизнь кыргызов, его традиции, география, религиозные обряды, медицинские познания, международные отношения».
Радлов — русский востоковед-тюрколог, этнограф, переводчик, один из основоположников сравнительно-исторического изучения тюркских языков — в составе экспедиции два раза посетил дикокаменных  кыргызов (1862 г. — Текес, 1869 г.- Чуйская долина). В общей сложности он собрал около 14 тысяч стихотворных строк, которые опубликовал на киргизском языке в русской транскрипции в 1855 г. в Санкт-Петербурге вместе с немецким переводом, впоследствии включенным в серию «Образцы народной литературы северных тюркских племен» под названием «Наречия  дикокаменных киргизов». До сих пор не потерял актуальности его фундаментальный труд  «Опыт словаря тюркских наречий».
Неоценимый вклад в подлинно научное изучение эпоса «Манас» наряду к киргизскими учеными внесли М. О. Ауэзов, С. М. Абрамзон, В. В. Бартольд, П. Н. Берков, А. Н. Бернштам, М. И. Богданова, Е. Д. Поливанов, Г. Н. Потанин, П. А. Фалеев, переводчики С. Липкин, А. Пеньковский и многие другие.
В становление кыргызской национальной письменности огромный вклад  внес К. Тыныстанов. Им были написаны «Букварь», «Родной язык», «Морфология кыргызского языка», «Синтаксис кыргызского языка» и другие научно-публицистические труды. Русские ученые И. А. Батманов («Грамматика киргизского языка»), К .К. Юдахин («Киргизско-русский словарь», выполненный в  соавторстве с Дж. Шукуровым), К. Карасаев («Русско-киргизский словарь»), П. И. Харакоз («Методика преподавания русского языка в начальной киргизской школе») тоже не остались в стороне.
Историческая наука. Начало изучению истории киргизского народа (за исключением арабо-персоязычных и западно-европейских авторов) положили труды русских ученых — путешественников и востоковедов П. И. Рычкова, И. Г. Андреева, Н. Я. Бичурина, Г. Н. Потанина, Н. А. Аристова и других,  где  фрагментарные   сведения  о киргизах  охватывают  территорию от Алтая до Памира  с севера на юг и от прикаспийских степей до Восточного Туркестана с запада на восток.
Наряду с археологическими исследованиями проводилось и этнографическое изучение Киргизии П. П. Семеновым-Тань-Шанским, Ч. Ч. Валихановым, М. И. Венюковым, Н. А. Северцовым, В. В. Радловым и другими, путешествовавшим по Северной Киргизии, и А. П. Федченко, И. В. Мушкетовым, Г. Е. Грумм-Гржимайло, А. П. Минаевым, В. Ф. Ошаниным, Б. В. Станкевичем и другими, побывавшими в Южной Киргизии и на Памире.
Значительный вклад в обследование и изучение памятников старины в бассейне реки Талас,  Чуйской долине, Иссык-Кульской котловине, а также в Чуйском архитектурном комплексе в эти годы внесли П. П. Иванов, Б. П. Денике, Б. Н. Засыпкин, М. Е. Массон и другие.
С 1933 года изучением памятников старины Киргизии начинает заниматься А. Н. Бернштам, который почти 20 лет возглавлял  археологические экспедиции и собрал огромный материал по созданию картины исторического развития Киргизии.
Значительный интерес представляет исторический очерк «Киргизы», написанный востоковедом В. В. Бартольдом.
Культура киргизского народа в историко-этнографическом аспекте впервые рассматривалась в монографии С. М. Абрамзона «Очерк культуры киргизского народа». Этнографическими исследованиями занимались также Ф. А. Фиельструп, П. Кушнер, Н. П. Дыренкова и другие.
Музыковедческая наука. До установления Советской власти у киргизов не было своей музыкальной теории, учения о национальном музыкально-поэтическом искусстве, музыкантов-ученых, кроме дошедших до нас старинных художественных традиций,  эпоса «Манас», дастанов, акынского искусства, обрядовых песен, игры на комузе прославленных мастеров народного творчества. ХХ век воистину стал Ренессансом кыргызской национальной культуры, в том числе музыкального творчества. В 20-30-е годы утвердились совершенно новые формы и жанры классического профессионального искусства.
В 1925 году в Пишпеке открылся педагогический техникум, при котором действовали различные кружки художественного творчества, где учились первые классики кыргызского искусства — композитор А. Малдыбаев, оперный режиссер А. Куттубаев, певец и актер А. Боталиев и др. В     1926-м  начала работать национальная драматическая музыкальная студия, в которой преподавали специалисты из других городов Советского Союза: вокалист Н. Еленин, композитор Д. Ковалев, хоровой дирижер Д. Мацуцин. В становлении новой национальной музыкальной культуры большую роль сыграл дирижер и композитор П. Ф. Шубин, создавший оркестр киргизских народных инструментов.
В 1928 году фольклорист А. В. Затаевич записал и опубликовал 250 киргизских напевов и инструментальных пьес. Значение его работ  трудно переоценить, им положено начало систематическому сбору, записи и изучению кыргызской народной музыки. Он первым зафиксировал этот обширный  фольклорный пласт, классифицировал жанры народной музыки, её выразительные средства, инструментарий.
Большой вклад в развитие киргизского музыковедения внес В. С. Виноградов, в трудах которого широко освещены вопросы теории и истории киргизского музыкального фольклора, определены основные направления дальнейшего развития музыковедения в республике. В  своей книге «Музыка Советской Киргизии» он рассказал  о творчестве прославленных народных певцов и музыкантов, стилистике фольклора,  народных инструментах.
Начиная с середины 30-х годов национальное музыкальное  творчество развивается все более успешно. В этом заслуга прибывших на  работу в Киргизию русских музыкантов: композиторов В. Власова, В. Фере, И. Копых, режиссера В. Васильева, дирижера В. Целиковского, художника Я. Штоффера, балетмейстера С. Холфина, хормейстеров П. Меркулова, А. Воронцова, педагогов-вокалистов Т. Романовой, З. Красновской и других.
В 1936 году после I  Всекиргизского музыкального фестиваля были образованы Киргизский государственный музыкально-драматический театр,  Киргосфилармония.
Изобразительное искусство. К сожалению, изобразительное искусство как таковое не существовало на территории Кыргызстана, разве что сохранившиеся наскальные рисунки, которые указывают на некогда процветавший характер данного вида искусства.
Профессиональное изобразительное искусство кыргызского народа появилось лишь при советской власти.
В 1926 году при Киргизском педагогическом техникуме во Фрунзе была создана студия изобразительного искусства.  В 1934 году основан Союз художников Киргизской АССР.
В становлении изобразительного искусства Киргизии большую роль сыграли русские художники В. В. Образцов  и С. А. Чуйков. По инициативе Образцова  были созданы изокружки, художественная мастерская, студия изобразительного искусства. Его полотна «Слушают радио», «После восстания», «Девочка», «У глобуса»  и другие стали основой развития киргизской живописи.
Чуйков был одним из инициаторов создания Союза художников Киргизской АССР. Его первые произведения «Мотив из прошлого», «От старого к новому», «Заключение социалистического договора»  послужили основой развития бытового жанра пейзажа и тематической картины киргизской живописи. За серию работ  «Киргизская колхозная сюита» ему была присуждена Госпремия СССР, а один из шедевров этой коллекции — картина  «Дочь Советской Киргизии» — украшает стены Третьяковской галереи.
Первыми произведениями киргизской графики стали газетные и журнальные иллюстрации. Появление станковой графики связано с приездом в Киргизию в конце 30-х годов художников Л. А. Ильиной, А. Н. Михалева, А. А. Сгибнева.
Т. Герцен как график успешно работал в линогравюре, рисунке, пастели и акварели. Одна из главных его работ — иллюстрации к эпосу «Манас» по варианту Сагынбая Орозбакова.
В рамках одной статьи невозможно рассказать обо всем. Это только попытка  показать истоки сегодняшних достижений гуманитарной науки и искусствоведения.  Расцвет кыргызской науки стал возможен благодаря поддержке и бескорыстной помощи российских ученых. Трудно переоценить их роль в создании научных  школ и воспитании целой плеяды талантливых ученых.

Анарбай СЫДЫКОВ.

Наша справка. Анарбай Намитаевич Сыдыков — кандидат филологических наук, доцент.  Работает  и. о. профессора, проректором по культуре и эстетическому воспитанию Бишкекского гуманитарного университета.

 






Добавить комментарий