Main Menu

Переболеем, будем здоровы? — Выборы в горкенеши по-новому

25 ноября у нас в стране  впервые  в городские кенеши будут избирать от партий. Поразительно: революционное изменение практически не вызвало в обществе дискуссий. Это либо говорит  о том, что Кыргызстан твердо и безоговорочно взял курс на партийный состав местных органов самоуправления по аналогу Жогорку Кенеша, либо основному электорату это абсолютно безразлично, так как от него практически ничего не зависит и Кыргызстан продолжает оставаться строго централизованным государством как де-юре, так и де-факто. Отсюда следует, что местное самоуправление у нас — это как бы только игра,  желание показать внешним игрокам, какие мы продвинутые и креативные.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Алмазбек Акматалиев работал  завсектором аппарата Президента, акимом района, заместителем губернатора Нарынской области, председателем Нарынского областного кенеша, а  также  ректором Нарынского госуниверситета и Академии управления при Президенте КР.
Сегодня — координатор по инновационной деятельности  в Кыргызско-Турецком университете «Манас».
Профессор, кандидат философских наук.

 

Чем вообще руководствовались кыргызстанские законодатели, принимая решение о партийных выборах в местные кенеши?
Во-первых, партийный Жогорку Кенеш и партийное правительство становятся ближе к людям, к решению вопросов местного значения. Во-вторых, получает серьезный импульс сам процесс партийного строительства, ибо партии перестают быть только «бишкекскими» и начинают иметь свои «руки и ноги» в городах, по всей территории Кыргызстана. В-третьих, наносится серьезный удар по трайбализму и регионализму: население вынуждено избирать местных депутатов не по признакам родоплеменной ориентации или айыльно-земляческой принадлежности, а по партийной квоте.
Пожалуй, на этом и заканчивается все положительное. Далее можно смело переходить к целому ряду моментов, которые требуют критического отношения к новой системе.
Во-первых, практически все ведущие политические партии Кыргызстана имеют так называемое нефиксированное членство.  Иными  словами, открыты как для свободного входа, так и для выхода. Поэтому ни одна  не может указать  точное количество своих членов. Таким образом, во многом партии остаются «виртуальными», «гипотетическими» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Далее, если посмотреть правде в глаза, то выборы по партийным спискам в горкенеши — по сути фикция. Вряд ли простой гражданин при голосовании ориентируется на программные цели и идеологию той или иной политической партии. На практике как для кандидата в депутаты, так и для простого электората это простая формальность. Тем более  что избирательный округ поделен между конкретными кандидатами якобы от партии, и успех выборов, по существу, зависит не от партийной принадлежности и поддержки того или иного претендента, а от личных качеств, организаторских способностей, финансов и различных, не обязательно честных и законных, выборных технологий  кандидата. При этом абсолютно обыденным является тот факт, что каждый  может выдвигать программу и  давать обещания, которые не обязательно должны совпадать с идеологией и политическими ценностями  партии, под «крышей» которой он идет на выборы. Более того, я абсолютно  уверен, что большинство кандидатов  вообще не знакомы с документами этой партии.
Отсюда  следует, что избранный  депутат в принципе не несет никакой моральной или партийной ответственности перед партией. И на это у него есть вполне логичное объяснение: успех в конкретном избирательном округе — это  конкретно его заслуга, а не «крыши». Ибо были затрачены не партийные, а личные средства. И на самом деле этому депутату было все равно, от кого идти на выборы, ибо не партия поддерживала его, а он поддержал ее  как финансово, так и организационно. Поэтому не он обязан ей, а партия, членом которой в строгом смысле этого слова депутат не являлся и не собирался быть.
Практически все политические партии Кыргызстана независимо от названия носят персонифицированный характер, и их успех на региональных выборах зависит  от личности и общественного имиджа лидера. Хотя этого и не стоит переоценивать, но все же сей фактор несет огромные риски  в существующих реалиях.
Сама партия при подборе кандидатов  в принципе не исходит из партийной принадлежности кандидата. Для нее важно победить в «принципе», а потом уже постараться «заставить»  депутата считаться с партийными идеями, ценностями и, самое главное, с позицией лидера или фактически ее «хозяина».
Кроме всего этого, может случиться, что на региональных выборах  верх возьмет партия, не представленная в парламенте. И реальный результат такой победы будет ничтожным, ибо все финансовые, административные, организационные, политические, экономические решения принимаются в Жогорку Кенеше и  сформированном им правительстве. Ситуация усугубляется тем, что почти все города, где проходят выборы, являются дотационными и зависят от финансовых трансферов из центра.
Практически ни у одной партии — может быть, за исключением двух — нет четкой идеологической платформы и ясного плана на республиканском и тем более  региональном уровне. Программы практически всех абсолютно одинаковы, являются набором «благих пожеланий», не подкрепленных  социально-экономическими расчетами.

Гвоздь вопроса — деньги партий. Откуда они берутся?

 

Сложился парадокс:  партия на самом деле — всего лишь партийный список на выборный период. Хотя между ними не может быть никакого тождества. В этой связи характерна ситуация с фракциями в Жогорку Кенеше, где царствуют разброд и шатание. Тогда чего следует ожидать от якобы партийных фракций в каком-нибудь региональном городишке?
Самое опасное: каждый  кандидат  преследует не государственные и даже не партийные интересы, а  личные  или  своего «клана». В этой связи выборы в горкенеши только по форме являются выборами по партийным спискам и на пропорциональной основе. По сути это одномандатные выборы на мажоритарной основе.
И, наконец, зададимся вопросом: почему партии, а конкретно их лидеры, не выступают против такой выборной системы? Дело в том, что, кроме возможности развития  партийного строительства, эта система является на данном этапе идеальным способом «партийного бизнеса» в хорошем смысле этого слова. Не секрет, что  включение того или иного претендента в список обязательно сопровождается и обусловливается его спонсорским взносом в партийную кассу. Это как бы  своеобразная «плата за вход». И поверьте, что здесь суммы немалые и фактически их  хозяином и распорядителем  является лидер этой партии. При этом будешь ли ты депутатом от этой партии или нет, в принципе зависит не от нее, а от тебя лично, от твоих связей, финансовых ресурсов. Более того, спонсорский вклад в партийную казну является обязательным и предварительным условием, а дальше, как говорится, твои проблемы в твоем округе.
И все же, несмотря на все свои недостатки, партийная система выборов является большим и важным шагом вперед по сравнению с предыдущей, когда выбирали по одномандатным округам. В перспективе она создаст огромные стимулы для выращивания новых региональных  лидеров, четкой структуризации электората по  идеологическим, а не родоплеменным и региональным предпочтениям.
Партии будут вынуждены искать и находить реальных, неформальных лидеров в регионах, а также вырабатывать целевые  документы и программы социально-экономического развития конкретных городов.
На местах начнется реальное партстроительство, постепенно появится конкуренция идей, предложений,  позиций и  лидеров. Партии станут своеобразным катализатором здоровой политической конкуренции.
Практически все перечисленные минусы новой системы — это недостатки переходного периода, своеобразные болезни роста. Для шлифовки потребуются время и практика.
Выборы  по-новому — весьма эффективное оружие против чисто региональных или крайне националистических партий. Ибо городской электорат, как правило, смешанный, со своеобразным менталитетом и более высоким образовательным уровнем. Со временем в регионах, на мой  взгляд, также будут доминировать только общенациональные партии.
Однако нужно установить жесткий  государственный контроль над  финансами политических партий, особенно во время выборов. При парламентской форме правления, когда победившие партии формируют не только правительство, но и исполнительные органы регионального самоуправления,  деньги партии перестают быть чисто ее внутренним делом. Жогорку Кенешу потребуется принять соответствующий закон.

Алмазбек АКМАТАЛИЕВ.






Добавить комментарий