Main Menu

Посольство с видом на Днепр — Кыргызстан — Украина — 20 лет сотрудничества

После обретения суверенитета в 1991 году  Кыргызстан стал первой из постсоветских республик, направившей своего полномочного представителя в ранге министра в Украину и положившей  тем  самым начало двусторонним  отношениям между двумя  независимыми государствами.  Первым главой дипломатической миссии КР в стольном граде Киеве был известный государственный  деятель Улукбек ЧИНАЛИЕВ. Древние говорят, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Но мой собеседник, похоже, может опровергнуть этот мудрый постулат, вернувшись в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла на землю великого кобзаря Тараса Шевченко.
Мы давно знаем друг  друга, и, встретившись с  ним на недавнем  Ялтинском саммите глав  правительств государств-участников СНГ, на котором Улукбек  Кожомжарович  входил в состав кыргызской  делегации, я не мог не расспросить его о нынешнем состоянии  кыргызско-украинских отношений.

— Улукбек Кожомжарович, какие изменения произошли в  политической  и социально-экономической жизни наших братьев-украинцев за время вашего отсутствия?
— Первые шаги моей  деятельности в Киеве в начале    90-х годов осуществлялись  в  тесном сотрудничестве с  украинскими коллегами. Наше представительство размещалось тогда в Институте национальных отношений и политологии Академии наук  Украины, в ту пору он назывался  именно так. Сегодня  вновь и вновь вспоминаю добрым словом  тех, кто оказывал  нашей дипломатической  миссии помощь. Об этом и многом другом  я поведал в своем докладе  на ученом совете Института политических и этнонациональных исследований им.  И. Кураса АН Украины в сентябре этого года, который заседал  по случаю 20-летия установления дипломатических отношений между Кыргызстаном  и Украиной. Кстати, в этом  институте я приобщился  к политологии благодаря  профессору Феликсу Михайловичу Рудичу. Под его руководством  взглянул на дипломатическую работу через призму науки, проанализировал  общее и особенное в  политической системе нашей страны и Украины, защитил при этом кандидатскую, а  впоследствии,  в мае 2004 года, в Ташкенте — докторскую диссертацию.
Вернувшись в Украину в качестве руководителя  посольства, увидел здесь немало   позитивных изменений. Совершенствуется политическая система, более четко структурируются партии, особенно это проявляется в нынешней ситуации — в политической борьбе в рамках Конституции Украины за право быть избранным в Верховную Раду (парламент). Углубляются демократические процессы, активизировалась экономическая сфера. Поражает обилие товаров продовольственного и промышленного ассортимента, произведенных в Украине. Выпускаемая продукция отвечает требованиям потребителей.
Вижу много изменений, которые произошли в Киеве:  транспортные развязки, внедрение европейских стандартов в работу светофоров. Растущее население, плотность застройки, социальные и транспортные проблемы требуют постоянного совершенствования управления городом. И  оно происходит на основе внедрения передовых компьютерных технологий. Открывая Интернет,  обнаруживаю многочисленные структуры, которые озабочены современными технологиями управления, проводят семинары, тренинги. Это говорит об обществе, которое активно использует в своей работе современные методы.

— В каких условиях работают наши трудовые мигранты, каковы сферы их деятельности и  создана  ли там кыргызская диаспора?
— В Украине, по неофициальным данным, насчитывается около 6 тысяч граждан Кыргызстана, однако на учете в посольстве стоят лишь 300. Малое количество зарегистрированных соотечественников объясняется тем, что граждане Кыргызстана обращаются к нам по мере необходимости, например, для оформления проездных документов или для  получения различных справок.
Трудовые мигранты из Кыргызстана, в основном представленные лицами узбекской национальности, уроженцами Ошской и Джалал-Абадской областей, работают на рынках, в точках общепита и строительстве. Немало наших граждан заняты в швейном и скорняжном деле.
Кыргызская диаспора в Украине есть. В 2005 году по инициативе небольшого числа наших граждан было организовано Международное общество кыргызстанцев. Возглавляемое молодыми предпринимателями из КР, оно весьма активно ведет свою деятельность. Совместно с посольством в Киеве отмечаются кыргызские национальные праздники, проводятся другие культурные и спортивные мероприятия.
Следует отметить, что представители общества во главе с его председателем Таалайбеком Сариевым приняли активное участие в первом форуме соотечественников  «Мекендештер» 2-3 августа 2012 года, который  организовали международный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» и правительство Кыргызской Республики, а также заняли первое место в парусной регате на северном побережье Иссык-Куля, опередив команды соотечественников из США, России и Казахстана.

— Как сейчас развивается сотрудничество наших стран? Назовите, пожалуйста, его приоритетные направления?
—  Как я ранее упомянул, в сентябре исполнилось 20 лет со дня установления дипломатических связей между Кыргызстаном и Украиной. Весь этот период наши отношения развивались поступательно. К активу двусторонних отношений можно отнести рост товарооборота. Если в 2000 году он составлял 8 млн. долларов США, то по итогам 2011-го — уже 129 млн. По данным Нацстаткома КР, Украина относится к числу основных стран-импортеров нашей республики. Она экспортирует оборудование, технику, удобрение, фармацевтические препараты, пищевую продукцию. Кыргызстан — готовые текстильные изделия, электрические машины, авторадиаторы, кожсырье и хлопок.
Говоря о потенциале сотрудничества в энергетике, необходимо отметить, что гидротурбины Таш-Кумырской и Курпсайской ГЭС изготовлены на предприятиях Харьковского гидромашиностроительного комплекса «Турбоатом». Планы краткосрочной стратегии и развития энергетической отрасли на 2009-2012 годы, разработанной Министерством энергетики и промышленности Кыргызстана, предусматривают капитальный ремонт вышеназванных гидростанций. Сегодня стоит задача капитально отремонтировать и переоснастить  Токтогульскую, что предусматривает участие ведущего предприятия Украины — ОАО «Запорожтрансформатор».
Азиатский банк развития окажет нам содействие в улучшении энергоснабжения с помощью гранта в размере 40 млн. долларов США и кредита на 15 млн. Проект предусматривает модернизацию Токтогульской ГЭС на 1 200 мегаватт.  Намечено  его завершить в 2017 году.
В настоящее время осуществляется  работа по изготовлению и поставке запасных частей к автотрансформатору АТ-2 и блочному трансформатору Т-4 с указанного предприятия для Курпсайской ГЭС, а предприятие ОО «Трансформатор-сервис» (г. Хмельницкий) принимает участие в тендере на установку и поставку в Кыргызстан трансформаторов и по условиям торгов лидирует. Это далеко не полный перечень наших интересов в области энергетики и промышленности.

— В качестве посла что вам уже удалось сделать для развития взаимовыгодных отношений между нашими странами?  Интересно бы узнать и о планах на будущее…
— Мое пребывание в Украине исчисляется чуть более двумя месяцами, но уже  состоялись переговоры и встречи с руководством министерств иностранных дел, регионального развития, строительства и ЖКХ, администрации Киева, президентом Академии педагогических наук, директором Института политических и этнонациональных исследований им. И. Кураса НАН Украины, ректорами Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, университетами Ивано-Франковской области. Намечается в ближайшее время встретиться с председателем Союза писателей Украины и главой Государственной службы по геологии и недрам.
В ближайших планах — командировки в Запорожскую и Хмельницкую области. У посольства график работы достаточно напряженный, все встречи и беседы должны носить конструктивный,  результативный характер и приносить  пользу своей стране. К примеру, благодаря руководству Киева мне удалось подробно ознакомиться с работой главного информационно-вычислительного центра обслуживания и оплаты населением города жилищно-коммунальных услуг. С первым секретарем посольства Эрмеком Кыштобаевым мы  ознакомились с технологическим процессом цифровой обработки материалов. Для нашей страны крайне важен вопрос решения проблем энергосбережения, транспорта, охраны окружающей среды, земельных ресурсов. Руководство столицы Украины открыто к диалогу по этим и другим вопросам.
После встречи с президентом Академии педагогических наук Украины академиком Василием Кремнем на наше рассмотрение представлен проект соглашения между Министерством образования Кыргызстана и академией. Во второй декаде октября состоится подписание договора между Кыргызско-Российским Славянским университетом им. Б. Ельцина и Институтом им. И. Кураса, а также с Киевским национальным университетом им.
Т. Шевченко.
В наших планах добиться проведения очередного заседания Межправкомиссии по сотрудничеству в Киеве, которое не проводилось уже более пяти лет. Это  позволит более предметно рассматривать весь спектр наших равноправных и взаимовыгодных отношений в торгово-экономической, образовательной, культурной и межрегиональной сферах.
Именно налаживанию межрегиональных связей были посвящены моя командировка в Ивано-Франковскую и Закарпатскую области, встреча с их губернаторами, подписание документов о сотрудничестве между посольством и областями. В ходе визита мы посетили фирму «Тысменица», выпускающую высококачественную меховую продукцию, обговорили возможное создание совместного предприятия в одной из свободных экономических зон Кыргызстана, сейчас этот проект находится на стадии обсуждения. При встрече с коллективом Ивано-Франковского музыкально-драматического театра им. Ивана Франко обсудили вопрос возобновления спектакля «Плаха» по произведению Чингиза Айтматова. В 1989 году состоялась его премьера на сцене этого театра, на которой присутствовал Чингиз Айтматов.
В беседе с губернаторами: Ивано-Франковской области — Михаилом Вышиванюком и Закарпатской — Александром Ледидой достигнута договоренность об установлении долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений с регионами нашей республики.

— В каких условиях работает сегодня в Киеве посольство Кыргызской Республики?
— Условия  работы  весьма скромные, штат состоит из двух дипломатов, посла и 1-го секретаря, технического сотрудника, занимающегося вопросами бухгалтерии и хозяйства. Размещаемся мы в арендуемом помещении не в центральной части города, весьма стеснены в материально-техническом и финансовом обеспечении.
Вопрос, связанный с офисным помещением для посольства, я бы назвал весьма болезненным для нас. С момента своего открытия  в 1993 году посольство арендует помещения, а сотрудники дипломатической миссии проживают на съемных квартирах, на что ежегодно уходит немало денег. Для сведения хотел бы сообщить, что другие государства СНГ, за исключением Армении и Таджикистана, за эти годы различными путями (обменом или покупкой) приобрели в собственность соответствующие помещения под дипмиссии. Наше посольство принимало меры по оформлению земельного участка под строительство офисного помещения. Так, администрация Киева в 1993 году выделила 10 соток в западной зоне Подола. На строительство необходимо было  200 тысяч долларов США. К сожалению, тогда  политическое руководство нашей страны не поддержало это предложение, и в 1996 году киевские городские власти изъяли участок. Добавлю, что Кыргызстан в  странах СНГ не имеет собственного здания под посольство  только в Киеве.
Любопытный факт:  если в середине 90-х годов офисное помещение площадью 500 кв. метров стоило в среднем 100 тысяч долларов США, то к 2007-му его цена выросла до 2 миллионов, т.е. в 20 раз. Таким образом мы не воспользовались хорошей возможностью построить посольское здание. В нашем случае как раз и получилось, что скупой платит дважды. Поэтому, учитывая, что арендная плата за помещение ежегодно будет расти, Министерству иностранных дел КР целесообразно будет возродить прежнюю практику: каждый год за счет спецсредств приобретать здания под одно из наших загранучреждений.
Все же мы продолжаем поиски решения этой проблемы. Недавно узнали, что посольство Эстонии в Украине приобрело в собственность здание и планирует в ближайшее время переехать в новый офис. В то же время покидаемое эстонцами помещение находится  в их собственности. Это великолепное историческое здание, известное как «профессорский дом»,  было построено в начале XX столетия для преподавателей университета и располагается в самом центре Киева. Облик его  эклектический, в нем просторные многокомнатные квартиры, прекрасные лифтовые холлы и лестницы.  Почему бы  нам не приобрести его?

— Действительно ли в Украине остро стоит проблема русского языка?
— Да, главными составляющими языковой проблемы Украины являются вопросы, связанные с функционированием здесь украинского и русского языков. Проблемы этих двух наиболее распространённых языков непосредственно касаются подавляющего большинства народа Украины и потому оказывают наиболее сильное влияние на общую ситуацию в стране. Как показывают социологические исследования, принадлежность к одной из двух языковых групп (или к обеим одновременно) тесно коррелирует с другими атрибутами личности и составляющими гражданской позиции: конфессиональной принадлежностью, исторической памятью, идеологическими предпочтениями, электоральным поведением и т. п.
Политическая и идеологическая элиты Украины так и не пришли к консенсусу относительно основных принципов языковой политики. В обществе сформировался  раскол между «политическими украинофонами» и «политическими русофонами». И хотя в каждом из лагерей активную позицию занимают немногие, идеологическую близость с теми или другими ощущает почти каждый гражданин страны. Причём чаще всего предметом конфронтации становится политика по отношению именно к русскому языку. Поэтому,  говоря о языковой проблеме в Украине, примерно в 80% случаев имеют в виду проблему русского языка. Наглядным свидетельством  актуальности является систематическое оживление вокруг неё в программах и агитационных материалах партий накануне выборов.
Проблема русского языка в Украине сильно политизирована и идеологизирована. Наибольшую активность в её обсуждении проявляют политики и идеологи, занимающие крайние позиции и не склонные к диалогу и компромиссам. В их выступлениях и в СМИ языковой  вопрос трактуется чаще всего в привязке к определённой политической и исторической концепции: то ли «одна нация — один язык», то ли «триединый русский народ» (состоящий из великороссов, малороссов и белорусов). При этом и те, и другие политики и идеологи, «защищая» интересы «своего» языка, в лучшем случае «забывают» о «чужом», а в худшем — заявляют о необходимости для него ограничений. Проблема интересов и прав отдельного человека, как правило, выпадает из рассмотрения. В результате отношение к русскому языку приобретает роль маркера в противостоянии «свой — чужой», невольно способствуя региональному разделению.
Подобная политизация препятствует поискам цивилизованного и приемлемого для всех компромиссного решения языковых проблем в Украине.

— Много ли  нашей молодежи  обучается в высших учебных заведениях Украины, на каких условиях они учатся?
— Между Кыргызстаном и Украиной до 2010 года действовало межведомственное соглашение о сотрудничестве в области образования, в соответствии с которым обе стороны на взаимной основе предоставляли квотные места в вузах. Статья 8 упомянутого соглашения предусматривала ежегодное выделение  до 30 мест. С 2002-го по 2010 год украинская сторона выделила  около 149 мест для граждан Кыргызстана. В 2011-м  по истечении срока действия соглашение утратило свою силу. Но на прошлой неделе мы получили  проект нового соглашения между образовательными ведомствами Кыргызстана и Украины, подготовленный Министерством образования и науки КР. Он  передан на рассмотрение украинской стороне, мы надеемся подписать его весной следующего года.
В настоящее время на бюджетной основе в вузах Украины обучается не более 10 студентов из Кыргызстана: в Академии таможенной службы Украины (Днепропетровск), Житомирском  государственном университете им. И. Франко, Харьковском национальном университете и др.

— На последнем заседании Совета глав правительств государств СНГ были обозначены основные направления интеграционного процесса стран Содружества. Что это дает нашей стране в перспективе?
—  В Ялте на очередном заседании Совета глав правительств государств-участников СНГ утвердили Комплекс мероприятий на 2012-2014 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств СНГ  до 2020 года. Утверждены также Стратегия сотрудничества государств СНГ в построении и развитии информационного общества и План действий по ее реализации до 2015 года.
Было принято Заявление глав правительств в связи со вступлением в силу Договора о зоне свободной торговли. Главы кабминов отметили, что это документ, в котором удалось объединить как интересы государств, уже являющихся членами ВТО, так и стран, для которых вопрос присоединения к указанной организации стоит  на повестке дня. В Ялте отмечено, что эффективно функционирующая зона свободной торговли является на сегодня оптимальной моделью взаимодействия государств-участников СНГ и станет отправной точкой для формирования торгово-экономических отношений между государствами Содружества на качественно новом уровне и новой правовой основе.
Что это дает Кыргызстану? Двусторонние соглашения между странами СНГ заменены одним многосторонним — о зоне свободной торговли. Ранее действовало порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ, что создавало неудобства и в результате приводило к различным дискриминационным последствиям в торговле.
Пользуясь случаем, хочу через вашу газету поздравить своих коллег на каких бы континентах они ни находились, с наступающим Днем работника дипслужбы КР,  пожелать им здоровья и успехов  во благо своей страны.

Сергей СИДОРОВ.

 






Добавить комментарий