Main Menu

Духовные родники народа (К 135-летию переселения дунган)

Вот и ещё один юбилей празднуем сегодня. С чем мы пришли к нему? Чего достигли, живя столько лет на новом месте? Как изменились за это время? 135 лет проживают дунгане на территории Центральной Азии. В истории ее стран нет ни одного политического, экономического или культурного события, в котором не принимали бы участия дунгане.

Они сохранили себя как народность, несмотря на социальное и национальное угнетение, тесно сблизившись с другими народами в Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане… Здесь они пустили глубокие корни и здесь живёт сегодня уже не одно их поколение.
В книге М. Сушанло "Дунгане" читаем: "С переселением части дунганского населения из Цинской империи на территорию современных Киргизии и Казахстана меняется и характер литературы о нём. Много сведений о среднеазиатских дунганах содержится в ряде русских справочных изданий, опубликованных в ХIХ веке:  в 19-м томе полного географического описания России под редакцией П. Семёнова-Тян-Шанского, в календарях, справочных книжках по Туркестану и путеводителях по Средней Азии, в работах и статьях Д. Фёдорова, И. Селицкого, В. Васильева, И. Поддубного, П. Румянцева и других исследователей даются первые сведения о занятиях, быте, культуре и языке дунган…". Находясь в России, дунгане привлекли внимание передовых людей русского общества. Примером заботы о развитии дунганского просвещения является деятельность учителей русско-дунганской школы в селе Каракунуз (ныне село Масанчи в Казахстане) Василия Ивановича Цибузгина, Анатолия Николаевича Шмакова. Ими опубликован весьма интересный материал по отдельным группам и даже поселениям дунган.
Дунгане — единственная народность на востоке царской России, которая призывалась на военную службу наравне с русскими. Своим мужеством и стойкостью дунганский народ заслужил признание и доверие правительства.
В годы Гражданской войны по распоряжению В. Ленина был создан отдельный  дунганский  кавалерийский  полк  под  командованием  первого коммуниста-дунганина Магазы  Масанчи.  Когда в Москве проходил III Конгресс Коминтерна, его делегата Магазы Масанчи Михаил Васильевич Фрунзе представил В. Ленину. О храбрости и героизме Масанчи говорится и в книге Дмитрия Фурманова "Мятеж". Его имя упоминается и в статье Юсупа Абдрахманова "Верный сын народа".
Двадцатые годы стали переломными в формировании национальной культуры. Именно тогда  значительное развитие получили просвещение и культура дунганского населения.
Неоценимую помощь в развитии дунганского языка оказали русские учёные Александр Александрович Драгунов и Евгений Дмитриевич Поливанов. Они первыми занялись изучением его языкознания,  подготовкой научных кадров из числа дунган.
Киргизия стала для  этой народности научным центром: здесь была создана графическая письменность, издавалась учебная, политическая и художественная литература, стала публиковаться своя газета. Надо ли говорить о том, что печатное издание — важное и необходимое дело, оно призвано просвещать народ. Тогда же появилась и дунганская  интеллигенция.
Хочется добрым словом вспомнить тех, кто стоял у истоков развития, просвещения и культуры: Джума Абдуллин — создатель и первый редактор газеты "Дун Хуэщир" ("Искра Востока"), один из первых  дунган, получивших в 20-е годы высшее экономическое образование; Зулейха Шимова — первая женщина-дунганка, получившая  медицинское образование и  возглавившая ликбез среди женщин; Сунди Дагазиев — один из первых членов Коммунистического Интернационала молодёжи (КИМ),  он страстно мечтал видеть свой народ просвещённым и агитировал  дунганскую  молодёжь учиться в Москве и Ленинграде.
В 30-е годы появились  первые публикации начинающих поэтов Ясыра Шивазы, Хусе Макэ, Юсупа Цунвазы, Юсупа Яншансина, Карима Маева и других, положивших начало дунганской письменной литературе. В эти же годы Юсуп Янхаевич Яншансин и Евгений Дмитриевич Поливанов (ученый с мировым именем), изучавшие дунганское языкознание,  создали первые учебные пособия по дунганскому языку. По ним до сих пор успешно учатся дети в школах.
Неоценимый вклад в дело образования и воспитания новых поколений внёс один из первых учителей и директоров школ в Каракунузе и селе Ирдык Шихаб Шарифович Ибрагимов.
Появились первые преподаватели на дунганском отделении Фрунзенского педагогического училища: Рамазан Магиев, Газиз Камалов, Салир Абдуллин и др.
Лоджер Шинло — первая дунганка-учёный. Её уникальной работой "Альбом дунганских вышивок" заинтересовались востоковеды Запада и Востока.
Первый учёный-дунганин в области медицины — Юсуф Шарифович Ибрагимов. Окончив аспирантуру в Самаркандском тропическом институте, вместе со своим другом Исой Ахунбаевым вернулся во Фрунзе, где работал до конца своей жизни.
 Дунгане всегда жили в мире с соседями. Да и вся история этого народа показывает его преимущественно открытый характер, восприимчивость к другой культуре и отсутствие национальной спеси. Дунганская интеллигенция всегда направляла  силы и помыслы на укрепление сплочённости своего народа,  его процветание, хотела видеть новое поколение не только образованным, культурным и интеллигентным, но и приумножающим свою историю открытиями в области образования, науки и техники.
В 50-х — 60-х годах произошел бурный расцвет дунганской культуры. Всего себя отдаёт    языкознанию учёный-дунгановед Абдрахман Калимов. Владея несколькими языками,  работает  над  трактатами по сопоставительной   грамматике русского и кыргызского  языков Хусейн Бугазов.  За  годы своей деятельности он издал немало пособий по изучению русского языка национальной аудиторией.
Представителям науки есть что вспомнить в эти юбилейные дни. Мухамед Ясызович Сушанло, который прочно связал свою жизнь с наукой и отдал ей более 50 лет, отличался огромным размахом научных интересов. Каждый его труд — это ещё одна страница в истории дунганского народа. Каждая монография — научно обоснованное исследование, результат долгих и кропотливых поисков материала и творческой переработки.
Учёный-зоотехник, кандидат исторических наук Абдрахман Дагазиев был высокообразованным человеком, в совершенстве владел русским, кыргызским, китайским языками. А в знании родного мог посостязаться с любым лингвистом-дунгановедом. Искусный оратор, он до конца своей жизни был предан партийной работе. В свое время Председатель Совета Министров СССР А. Косыгин в разговоре с ним был поражён эрудицией, самостоятельностью суждений и смелостью высказываний Дагазиева.
Затрагивая вопрос культуры дунган, нельзя не вспомнить их лучших сынов и дочерей, внесших  вклад в развитие и становление нации. Народный поэт Киргизии Ясыр Шиваза, поэт-просветитель Хусе Макэ, писатель Арли Арбуду, Герой Советского Союза Мансуза Вонахун, дважды Герой Социалистического Труда Хайтахун Таширов, народный артист СССР, кавалер ордена Дружбы народов Хусейн Мухтаров, заслуженный пилот СССР Салих Шимов, заслуженный учитель Кыргызской Республики Хамид Калимов, доктора медицины Хаким Бебезов, Исхар Фунлуэр, Кашаф Абдуллин, военный врач полковник Анвар Ибрагимов, доктор исторических наук Ильяс Юсупов, член-корреспондент Национальной академии наук, доктор филологии Мухамед Имазов, поэтесса Айша Мансурова, композитор, всемирно известный наставник школы кун-фу, депутат Жогорку Кенеша Есен Исмаилов, композитор, профессор консерватории Бакир Баяхунов,  общественный деятель Шарип Машухэй.
 Все задачи подъёма, становления, развития культуры населения и ликвидации неграмотности решались с помощью газеты и других изданий на родном языке. Первый номер "Дун Хуэшир" вышел в  1932 году, выходила она один раз в пять дней. 

В газете работали  люди, которые творили невозможное,  стояли у истоков зарождения грамотности, культуры, способствовали сохранению самобытности дунган. Это Харки Ланимамов, Абдулла Мацунов, Исмар Шамуза. Активно сотрудничали в издании  братья Вындизы и Исмар Масляновы, Кинванлун  Иблазы, Джамиля Калимова, Карим Маев, Сализы Мамезов и другие.  Не было пишущих машинок. Учащиеся дунганского отделения при педагогическом училище аккуратно переписывали необходимый материал. Постоянными авторами публикаций были Ясыр Шиваза, Хусеин Макеев (Хусе Макэ), Карим Маев.
Многие трудности перенесла газета. В 1938 году начались репрессии. Джуму Абдуллина арестовали, впоследствии расстреляли. Газету закрыли. Лишь спустя 20 лет вышла преемница "Искры Востока" "Сулян хуэйзу бо", а редактором вновь открывшейся газеты стал Ясыр Шиваза. Музы не должны молчать, потому что газета была  культурным центром дунган. И снова в выпуске первого номера приняли участие Хусе Макэ, Джамиля Калимова, Арли Арбуду, Айша Мансурова…
Позже газета стала называться: "Шыйуэди чи" ("Знамя Октября"),  теперь она — "Хуэймин бо" ("Дунганская газета"). Сейчас здесь работает молодая журналистская гвардия, получившая университетское   образование.  Но у  истоков  стояли…   избранные судьбой.
Сегодня со страниц "Хуэймин бо", возглавляемой членом Союза писателей, женщиной-учёным Фатимой Машынхаевой,  выходящей на русском и дунганском языках, мы узнаем об успехах  нашего народа,  о реформах в образовании, об инновациях в медицине, о трудовых буднях сельчан и горожан.                          
При Кыргызском государственном комитете радиовещания и телевидения  создана  редакция радиопередач на дунганском языке. Введены в его штат должности диктора и редактора. Немало сил и энергии затратили для  улучшения содержания радиопередач, внесли творческий элемент в их создание Айша Мансурова, Азиз Хавазов, Арли Булазов, Юсур Лома, Бехаза Дуваза.
На радио зазвучали голоса Хусейна Мухтарова, братьев Абдуллаевых, Есена Исмаилова,  Юбура Дываева, Сулеймана Люшсана, зазвучала   музыка Бакира  Баяхунова и Панва Шамрова.
Появляются новые имена молодых лидеров дунганской диаспоры. Международный молодёжный альянс возглавил Камиль Макеев, в команде  которого работают талантливые,  энергичные, креативно мыслящие ребята, не только интересующиеся делами молодёжи, но и занимающиеся поиском материалов, свидетельств о жизни прежних поколений, они записывают воспоминания стариков.
Хотелось бы отметить среди молодых учёных, продолжающих дело своих отцов,  Анвара Бугазова, доктора философии, Бахрома Бебезова, доктора медицины. Своими научными исследованиями известны за пределами республики  доктор философии Камиль Султанов и доктор филологии Исхар Шысыр.
Живёт во мне чувство благодарности первой нашей интеллигенции, проложившей следующим поколениям дорогу к образованию, науке. И оно  не покидает всю жизнь. У меня всегда было желание поведать молодым, тем, кто будет жить после нас, как мы учились, работали, жили, постоянно преодолевая препятствия, — не изо дня в день, а в постоянном стремлении к цели, в борьбе и горении.
Я напоминаю об этом не случайно: только память делает нас сильными, закалёнными, мужественными, радеющими за свой народ, переживающими за него, помнящими свою историю. Останавливаться на достигнутом нельзя. Уже много создано, достигнуто, но ещё предстоит немало сделать. Ещё хватает нерешённых проблем. Надо стремиться к достижению новых вершин, чтобы нашим потомкам было чем гордиться. Это предстоит сделать молодому поколению. Я верю, что потомки внесут  свою лепту в развитие культуры дунган и оставят  заметный след в истории родного народа. Глубоко убеждена, что молодёжь будет достойна предшественников, беззаветно любивших свой народ и бескорыстно служивших ему.

Фатима МАКЕЕВА.






Добавить комментарий