Main Menu

Первый художник Тянь-Шаня

Первым русским художником, посетившим Тянь-Шань, был Павел Михайлович Кошаров (1824-1902).

Мальчик из семьи дворовых князя Голицына, рано проявивший способности к рисованию, после трехгодичного  обучения в Петербургской академии художеств был удостоен звания учителя рисования.
Свою педагогическую деятельность Кошаров начал в мужской гимназии Томска. Тепло вспоминали о нем его бывшие ученики: "Он никогда не выходил из себя, никогда не преследовал и на самые неистовые выходки отвечал с мягкою улыбкою и лёгким укором: "Ах, господа, господа!". Тем не менее Кошаров  развил во многих страсть к рисованию,  был сам старательным художником. Доброта подобных людей покоряла нас скорее и лучше всяких экзекуций, пинков и крика "На колени!". Кажется, природная мягкость, терпение и нежность сердца должны быть непременно принадлежностью педагога, дети инстинктивно отличают добрую натуру от злой".
Всё свободное время Кошаров использовал для занятий живописью, в том числе во время путешествий, в которых он и создал огромное количество рисунков и живописных видов различных уголков Сибири и Тянь-Шаня. Уже летом 1856 года  художник  в качестве рисовальщика был прикомандирован к горной экспедиции по Алтаю, откуда привез живописные пейзажи и большую папку рисунков, позже оформленных им в виде этнографического альбома.
В начале 1857 года Кошаров получает приглашение путешественника и географа П. П. Семёнова принять участие в осуществлении дерзновенного плана — проникнуть в глубь неисследованной горной системы Тянь-Шаня.
Путешествие длилось чуть более трех месяцев. С первых же дней Кошаров включился в работу экспедиции, делая живописные зарисовки местности,  портреты местных жителей, рисунки исторических памятников, предметов их быта и одежды. Семенов называет его не иначе как "мой верный спутник, почтенный художник". "Многое, что не передается словами, а только рисунком, было бы для меня утрачено без сопутствия Кошарова", — пишет он.
Свои наблюдения два талантливых человека дополняют индивидуальной художественной выразительностью. Один в своих записях прекрасным русским языком красочно и образно воспроизводит неповторимые черты местности, другой не менее талантливо изображает их в рисунках и акварелях.
На протяжении всей экспедиции по Тянь-Шаню Кошаров был рядом с Семеновым и разделял, как писал позднее знаменитый путешественник,  "с редким самоотвержением все трудности, лишения и опасности пути… В снятии видов он был неутомим, тем более что дикая, величественная, чаще всего наводящая ужас природа этого центра Азии не могла не пробудить полной энергии в душе всякого, кто только способен сочувствовать красотам природы". Во время экспедиции по Тянь-Шаню художником была создана, по выражению Семенова, "отборная коллекция самых замечательных ландшафтов", а также целая серия рисунков домашней утвари и одежды киргизов,  сюжетов из их жизни и быта того далекого времени.
В 1860 году художник организовал в  Томске небольшую выставку своих картин, и, как считают искусствоведы, это была первая художественная выставка в Сибири.
Сегодня работы из тянь-шаньской серии Кошарова имеются в музеях Томска, много рисунков  в архиве Русского географического общества. В коллекциях Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук в Санкт-Петербурге есть "Этнографический альбом дикокаменных кыргызов племени богинцев с картою, рисованной с натуры художником Кошаровым во время ученой экспедиции Семенова в 1857 году". В разделах альбома представлены этнографические зарисовки, одежда, утварь, оружие, виды местностей. Превосходные пейзажи Центрального Тянь-Шаня снабжены небольшими авторскими заметками, помещенными под рисунками.
Рисунки Павла Михайловича на киргизскую тематику воспроизводились в гравюрах журналов и книг о Средней Азии. Они широко использовались при иллюстрации книг Семенова-Тян-Шанского. "И так же, как русская наука обязана Семенову-Тян-Шанскому первым географическим описанием неведомого до тех пор Тянь-Шаня, — справедливо отмечает С. М. Абрамзон, — она должна быть обязана и Кошарову первым обстоятельным этнографическим альбомом, запечатлевшим памятники киргизской культуры и быта"… Умер художник в Томске 26 сентября 1902 года. В некрологе, помещённом в газете "Сибирская жизнь", о нем писали: "Это был симпатичнейший представитель доброго старого времени, художник и человек, какие в наши дни становятся редкостью".

Владимир ПЕТРОВ,
краевед.






Добавить комментарий