Main Menu

Женщины укрепляют позиции

Им помогает в этом Пекинская платформа действий

К ней Кыргызстан присоединился еще в 1997 году. Наряду с этим документом  ратифицированы международные конвенции, включая  Конвенцию о ликвидации  всех форм дискриминации в отношении женщин. Таким образом, государство приняло на себя международные политические и юридические обязательства, включая периодическую отчетность республики перед договорными органами ООН о претворении их  условий в жизнь. Что сделано на практике,  обсудили  на конференции представители  министерств, ведомств и агентств ООН, аккредитованных в Кыргызстане.

Так, создана нормативная правовая база, приняты  основополагающие законы «О государственных гарантиях обеспечения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» и «О социально-правовой защите от насилия  в семье». Еще в октябре 2008 года Кыргызстан представил в Комитет ООН третий периодический доклад о выполнении Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.  Включены специальные меры в Кодекс о выборах КР (требование к чередованию женских и мужских фамилий в списках кандидатов от политических партий). Это привело к избранию на парламентских выборах 2007 г. 24 женщин (26,6%) депутатами ЖК,  отметили представители Министерства молодежи.
По их мнению, главным подтверждением приверженности страны решению гендерных проблем является принятие специализированных национальных программ. На первом этапе  в ходе реализации  программы «Аялзат», основанной на направлениях Пекинской платформы действий и сфокусированной на улучшении положения женщин, созданы основы институционализации гендерной политики. Расходы на ее реализацию  впервые включили в  госбюджет. Ответственность за  исполнение  возложена на министерства, ведомства, местные государственные администрации и органы самоуправления.
Вторым этапом  гендерной повестки страны стал Национальный план действий по достижению гендерного равенства. Далее возникла необходимость разработки Национальной стратегии по достижению гендерного равенства на 2012-2020 гг. Актуальность ее обусловлена тем, что, несмотря на определенные успехи, достигнутые в продвижении реформ по обеспечению гендерного равенства, ряд проблем остался нерешенным и требует приложения новых усилий от  всех заинтересованных лиц.
Сложная политическая и экономическая ситуация в стране определила новые задачи госорганов, законодательной и исполнительной ветвей власти со всеми структурами гражданского общества по недопущению дискриминации по признаку пола и защите прав человека   как высших человеческих ценностей.
Поэтому по итогам заседания Комитета по правам человека, равным возможностям и общественным объединениям Жогорку Кенеша КР 4 апреля 2011 г., посвященного изучению ситуации с исполнением Закона КР «О государственных гарантиях обеспечения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин»,  принято решение  разработать национальную  стратегию по достижению гендерного равенства до 2020 года. Распоряжением правительства для этих целей была образована межведомственная рабочая группа.
Необходимо отметить, что разработка новой  стратегии — одно из принципиальных условий успешной интеграции Кыргызстана  в мировое сообщество, так как страна приняла на себя ряд международных обязательств, ратифицировав Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о политических правах женщин, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, конвенции МОТ и Европейской социальной хартии, Пекинскую декларацию и Платформу действий.
Позже  утвердили методологию, проект структуры и календарный план работы, учредили координационную группу при Министерстве труда, занятости и миграции из числа ответственных работников аппарата правительства, ключевых министерств и ведомств, представителей международных агентств развития и неправительственного сектора, сообщили организаторы мероприятия.
Отметим, что главные цели стратегии — создание институциональной базы для обеспечения равных прав и возможностей граждан страны независимо от пола, возраста, социального статуса, возможностей здоровья, гендерной идентичности и других оснований дискриминации. Для полноценной реализации человеческого потенциала населения  определены и наиболее приоритетные направления: расширение экономических возможностей женщин, создание системы функционального образования, искоренение гендерной дискриминации и  доступ женщин к правосудию, продвижение гендерного паритета в принятии решений и развитие женского политического участия.

Анна САРАЖИТИНОВА.

 






Добавить комментарий