Main Menu

Бюджет для граждан

Все мы — налогоплательщики, на наши  деньги страна содержит чиновников, правительство,  медицинские и образовательные учреждения,  а также пограничников и милицию, которая следит за общественным порядком.  Мы регулярно отчисляем в бюджет свои денежки и вправе знать, эффективно ли они расходуются, на финансирование каких  целей и реформ  направляются. Понимание  того, сколько, куда и на какие нужды уходят государственные средства, превращает гражданское общество по сути в контролера казны. Люди хотят разговаривать  с финансистами на равных.

Кроме того, получение бюджетной информации  гарантировано нам Конституцией, а также законами, согласно которым  государственные службы обязаны  предоставлять  запрашиваемые сведения  своим гражданам. Возможно ли это? В международной практике  широко используется специальный гражданский бюджет, смету которого  на простом, доступном  языке расписывают сотрудники Минфина. Наша страна несколько лет шла к этому. Первым  в 2011 году наладить контакты с финансистами попытался альянс «За прозрачный бюджет», затем к нему присоединились эксперты  Института политики развития, ряд других НПО. Немало копьев было сломано, прежде чем пришли к общему знаменателю.
По словам председателя правления Института политики  развития Надежды Добрецовой, финансистам-профессионалам  пришлось нелегко:  не каждый  сумеет  изложить главную экономическую смету страны просто и ясно. С лета прошлого года  для широкой публики Минфин  выставлял  на своих сайтах ежемесячные сводки, из которых  было  видно куда, на какие цели  расходуются казенные деньги в разрезе  областей, районов и даже айыл окмоту.
Но голые цифры  не дают нужных сведений:  живет ли страна по средствам, бедная она или богатая, какими  располагает резервами и т.д.  Для гражданского общества нужны такие показатели, которые можно сравнить, к примеру, с прошлогодними,  провести анализ. Из международного опыта известно:  лучше всего решению этой задачи отвечают цифры, показывающие суммы, выделяемые бюджетом на душу населения.
В нашей республике подобные сведения оказалось трудно собрать, так как они  были разбросаны по разным министерствам и ведомствам. Однако работу эту удалось начать. Надежда  Добрецова поблагодарила сотрудников Минфина за труд, понимание, готовность пойти навстречу гражданскому обществу. Обладая сведениями о том, какие суммы приходятся на душу населения, общество может судить, хорошо или плохо работает то или иное бюджетное учреждение.
В прошлом году удалось договориться с главным финансовым ведомством страны по основным вопросам,  предложенный первый вариант  гражданского бюджета успешно  прошел экспертизу в Минфине. А в нынешнем году, по словам Н. Добрецовой, произошел наконец прорыв, гражданское общество  получило долгожданный документ,  готово его обсуждать и вносить  свои предложения.

РЕГИОНЫ  «ЗА»
Прежде чем опубликовать, проект гражданского бюджета  представили жителям Оша, Джалал-Абада, Таласа, Нарына, Каракола. Учли их предложения, внесли необходимые изменения.
Наконец  общими усилиями родился гражданский бюджет, презентация которого прошла в Минфине. К присутствующим с речью обратился начальник главного бюджетного управления этого ведомства Канат Асангулов.
Он  подтвердил, что тема  распределения доходов интересна всем без исключения, в  международной практике  составление гражданского бюджета, написанного простым, понятным языком, — обычная практика. Кыргызстанцы должны знать,  сколько государство аккумулирует денег в казне,  как и куда распределяет общественные ресурсы.
— Работа над гражданским бюджетом началась  в 2011 году, — рассказывает К. Асангулов,- приказом министра финансов создали рабочую группу, в нее вошли представители НПО, в частности, альянс «За прозрачный  бюджет». Большую помощь оказали  сотрудники Института политики развития, фонд «Сорос-Кыргызстан» и трастовый фонд по бюджету.
Сотрудник Минфина напомнил, что в его ведомстве  начата реформа  по управлению государственными финансами в целях эффективного использования государственных средств, а также борьба с коррупцией. Поэтому финансисты заинтересованы в открытом диалоге с гражданским обществом, поддерживают  открытость и доступность бюджета людям.
Результат коллективной работы налицо — красочная брошюра, плакат с макроэкономическими показателями,  доходами и расходами, а также местными бюджетами.  Информация представлена  на кыргызском и русском языках,  иллюстрации помогают  наглядно представить всю казну в виде весов, отдельно — денежные средства, переданные Минздраву, ЖКХ, Министерству образования, социальной службе, деньги на охрану окружающей среды, а также суммы на содержание  чиновников.
Канат  Асангулов  предостерег от неправильного  понимания некоторых цифр. Так, многие СМИ  решили, что на заработные платы госслужащих  ежегодно уходят баснословные деньги (при нашем-то дефиците бюджета!), — 15  млрд. сомов. Однако если взять расшифровку бюджета госслужащих, то окажется, что в  этой цифре  «сидят»  капитальные вложения на  ремонт зданий, приобретение  мебели, канцелярских товаров, здесь и транспортные расходы на служебные командировки. При грамотном подходе к расходам бюджета  нетрудно подсчитать, что на весь госаппарат в нашей стране тратится 3 млрд. 200 млн. сомов. А тиражирование неправильных выводов  и огласка  огромных сумм, якобы направленных на содержание чиновников, ведут к социальному напряжению. Оно нам нужно?
Подобное недоверие вызывают расходы на судейский корпус. Каждый кыргызстанец  отныне сможет зайти на сайт Минфина и в разделе «Гражданский бюджет» подробно ознакомиться с финансированием  судей. В документе представлен и функциональный анализ, главное, чтобы  суммы расшифровывались. Мы понимаем, что бездефицитного бюджета в мире,  скорее всего,  не существует. Потребности людей всегда превышают их материальные возможности, но стремиться к балансу  «хочу — могу» все же необходимо.
На плакате обозначены  бюджетные  отчисления на соцзащиту, пенсионное обеспечение, пособия многодетным семьям. Тут же  средства на  оборону и  охрану  общественного порядка. Есть данные о количестве государственных служащих  и сведения об их средней заработной плате, о суммах, перечисленных на отдых и культуру. Причем на плакате  не голые безликие цифры, их сопровождают «говорящие рисунки». К примеру, синий автобус  означает транспортные расходы,  колоски пшеницы  —  кредиты в сельскохозяйственный сектор, юрта — местные бюджеты. Плакат оформлен  национальным орнаментом, его можно повесить в кабинете или дома.
А контролировать  бюджетные расходы население может теперь через Казначейство.

Галина ЛУНЕВА.

 






Добавить комментарий