Main Menu

«Как разбогатеть Кыргызстану»

Ежегодно 22 марта международное сообщество отмечает Всемирный день воды, который напоминает нам о вопросах обеспечения пресной питьевой водой жителей Земли и решения водных проблем в сельском хозяйстве и других секторах экономики.

Вода необходима для жизни. Она используется в качестве основного компонента при выращивании продовольственных сельскохозяйственных культур, выработке энергии, производстве многих видов промышленной продукции и других товаров и услуг, а также при обеспечении целостности экосистем.

Обострение конкуренции за получение доступа к ресурсам пресной воды в контексте её использования в сельскохозяйственных и промышленных целях, а также для удовлетворения потребностей городского хозяйства, в том числе в связи с увеличением численности населения, ведёт к беспрецедентной нагрузке на водные ресурсы, а также к возникновению во многих странах дефицита водных ресурсов и препятствий на пути экономического развития этих стран. Кроме того, качество воды продолжает ухудшаться, ещё больше ограничивая возможности доступа к ресурсам пресной воды. Проблемы обеспечения питьевой водой и доступа к её потреблению признаются одними из важнейших целей Тысячелетия в области развития, сформулированных в Декларации Тысячелетия ООН. По своей ценности водные ресурсы — вторые по значимости после нефтегазовых. Вода обеспечивает урожаи, здоровье и процветание народов, а её отсутствие или нерациональное использование водных ресурсов ведут к нищете, болезням, почвенной эрозии, заболачиванию, деградации окружающей среды и конфликтам между людьми.

Последний серьёзный конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном в районе пункта по распределению воды «Головной» в селе Кок-Таш Баткенского района показал, что водные конфликты в мире станут только нарастать. Рост населения планеты, увеличение потребления ресурсов Земли, рост температуры воздуха и сокращение природных экосистем приводят к тому, что питьевая и орошаемая вода, вода для технического назначения становится одним из существенных видов ресурсов, необходимых не только для экономического роста, но даже для простого выживания людей. Более 1,1 млрд. человек лишены доступа к нужному для жизни количеству чистой воды, а более 2,6 млрд. человек не имеют доступа к санитарии.

По мере роста численности населения и роста дохода спрос на воду начнёт возрастать. Сейчас на планете Земля проживает около 8 миллиардов людей, к 2050 году ожидается рост ещё на 2 миллиарда, тем самым население составит порядка 10 миллиардов. Сможет ли планета удовлетворять весь спрос населения на воду?

Растущие доходы населения также усугубляют водную проблему, так как благодаря этому люди чаще употребляют продукты, выращивание которых требует большого количества воды. Если сегодня на каждого жителя Земли приходится в среднем 750 куб. м в год пресной воды, то к 2050 году это количество уменьшится до 450 куб. м. До 80% стран мира окажутся в зоне, которая по классификации ООН относится к категории ниже черты дефицита водных ресурсов. Исключение — Канада, США, Бразилия, Россия, Индонезия, Кыргызстан и некоторые другие страны Европы и мира, а также тропические районы Африки, Южной Америки и Южной Азии. В современном мире трансграничное, а затем и общемировое водопользование рассматривается не только как проблема экологии и социально-экономического развития, но и обеспечения безопасности. Как отмечают эксперты Всемирного водного совета, «времена свободного доступа к воде остались позади». Поэтому с ростом дефицита решения по распределению и использованию водных ресурсов начнут приобретать всё более политический характер. По словам генерального директора Международного института менеджмента воды, «вода — это больше не тема инженеров и учёных. Она стала более глубокой социальной и экономической проблемой».

Глобальное регулирование водных ресурсов

Возрастающий дефицит питьевой воды в мире связан как с результатами изменения климата, так и с деятельностью общества, ведущей к сокращению имеющихся водных ресурсов.

Последствия глобального потепления приводят к увеличению числа и масштабов опасных явлений, связанных с водными объектами, — паводков, засух и маловодий. Таяние ледников может сделать непригодными для жизни обширные территории, включая крупные города, расположенные на равнинах и получающие основную массу потребляемых водных ресурсов, включая питьевую воду, с гор. Изменение климата приводит к тому, что самые горячие места на Земле становятся ещё более жаркими. В то же время облака передвигаются от экватора к полюсам из-за изменения климата, что лишает экваториальные регионы Африки к югу от Сахары, Ближнего Востока и Центральной Америки живительной дождевой воды.

Один из сценариев — ситуация, когда через 20-30 лет питьевая вода естественного происхождения в большинстве регионов мира превратится в дефицитный продукт, а снабжение придётся обеспечивать за счёт её ввоза с Арктики и Антарктиды и дорогостоящих технологий опреснения и очистки. Ещё более сложное положение может сложиться с водой, предназначенной для целей орошения, многие сельскохозяйственные культуры окажутся под угрозой вымирания, а цены на основные продукты питания вынуждено повысятся.
Около 30% запаса всей пресной воды находится под землёй. Каждый день из недр земли вода добывается для фермерских, питьевых и промышленных нужд — часто с опасными неустойчивыми условиями. Такое нерациональное использование подземных вод можно увидеть на примере Индии, где половина всех подземных колодцев опустошена: это означает, что вода используется быстрее, чем успевает наполняться колодец.

Некоторые страны — Молдавия, Румыния, Венгрия, Туркмения более 75% своих водных ресурсов получают из внешних источников, а Азербайджан, Латвия, Словакия, Узбекистан и Украина — из-за границы 50% необходимой воды. Согласно докладу ЮНЕСКО «Вода в изменяющемся мире», примерно 1,0 млрд. человек в 43 странах располагают водными ресурсами в объёме ниже минимальной потребности человека. К 2030 году эта цифра может возрасти в три раза, поскольку потребность в воде станет нарастать в Китае, Индии, странах Африки к югу от Сахары и других странах. Многие люди в Северном Китае уже сегодня живут в условиях недостатка воды. Человеку в сутки требуется минимум 20 литров воды.

В Китае дефицит качественной воды ощущается почти повсеместно, 70% её нельзя использовать даже в технических целях. Загрязнение рек самыми опасными отходами стало обычным явлением, а очистные сооружения на предприятиях практически отсутствовали долгое время. В реки Китая попадают сотни миллионов тонн нечистот, и две трети городов этой страны испытывают нехватку доброкачественной питьевой воды.

В Бишкеке норма суточного потребления воды для жителя, проживающего в многоэтажном жилом доме с водопроводом, канализацией, ваннами и горячим водоснабжением, не имеющего счётчика учёта воды, составляет 310 литров. Однако 1,1 млрд. человек в развивающихся странах мира используют не более 5 литров в день при рекомендованной ВОЗ норме в 100 л в день на человека.

Обеспечение водной безопасности — это чрезвычайно важный вопрос для каждого государства. Зачастую интересы различных стран вступают в противоречие, что особенно наглядно проявляется в зонах международных бассейнов, трансграничных рек и водоёмов. В мире имеются 263 международных бассейна, находящихся на стыке государственных границ двух или более стран. Соответственно, глобальная водная проблема в значительной мере носит международный характер. Снижение остроты данной проблемы невозможно без конструктивного многостороннего и двустороннего сотрудничества государств. Всё более актуальной становится связка «вода — энергия» и «вода — продовольствие». На сельское хозяйство в мире уходит около 70% всего объёма потребляемой пресной воды. Поэтому рост цен на продовольствие, который неминуемо следует за ростом темпов истощения водных ресурсов, очевидно, в скором времени повлечёт за собой развитие стратегий по совершенствованию управления водными ресурсами.

Велика роль воды и в процессе производства энергии. Гидроэнергетика в современном мире производит существенную долю потребляемой энергии. В ходе Всемирного форума по воде высказывались мнения об институциональном закреплении понимания важности взаимосвязей между водой, продовольствием и энергетикой посредством возможного объединения министерств энергетики и министерств водных ресурсов. Для сокращения дефицита воды в арабском мире основным направлением стало опреснение морской воды. Многие страны имеют богатый опыт использования этой технологии. Например, Катар использует опреснительные установки с 1976 года, и вся питьевая вода в этой стране — обессоленная морская вода.

Нефтедобывающие страны Аравийского полуострова могут позволить себе опреснять морскую воду. Сейчас они обессоливают почти 60% перерабатываемой в мире морской воды. При этом три страны — Саудовская Аравия, Кувейт и Объединённые Арабские Эмираты пропускают через свои установки почти половину мирового выпуска воды на опреснительных заводах. Только Египет за последние 10 лет установил на берегах Средиземного и Красного морей 65 опреснительных заводов. Существуют и отрицательные стороны применения даной технологии — это очень энергоёмкие производства с углеродными выбросами и на выходе очень солёный раствор, который сбрасывается в море, что вызывает существенные локальные нарушения в прибрежных экосистемах и гибель рыб. Например солёность воды в Персидском заливе на 25% выше, чем обычной морской воды. Возможен вариант, когда в ближайшем будущем в Персидском заливе опреснительные заводы не смогут производить питьевую воду из-за превышения допустимого уровня солёности воды.

В настоящее время себестоимость 1 м3 питьевой воды на опреснительных заводах составляет больше $1.

Региональное регулирование водных ресурсов Центральной Азии

Кыргызстан — единственная страна Центральной Азии, водные ресурсы которой почти полностью формируются на собственной территории, и в этом её гидрологическая особенность и преимущества. Республика располагает значительными водными и гидроэнергетическими ресурсами, и это одно из главных её богатств. Кыргызстан снабжает водными ресурсами четыре соседних государства. В водном балансе преобладает превышение объёма формируемых в республике водных ресурсов над объёмом их потребления на её территории, поэтому они имеют межгосударственное значение.

В Кыргызстане ситуация с обеспечением питьевой и поливной воды лучше за счёт вкладываемых инвестиций под государственные гарантии от международных доноров (ЕБРР, АБР, ВБ и других). Хотя до сих пор многие абоненты водопроводных предприятий не имеют подключений в домах её либо берут воду из уличных колонок, а некоторые домохозяйства набирают воду из каналов или колодцев. Большинство абонентов в городах и сёлах не подключены к канализационному трубопроводу.

Для решения вопросов трансграничного водопользования во время СССР страны, расположенные ниже по течению — Узбекистан и Казахстан, платили Кыргызстану, расположенному выше, за летнее высвобождение воды, собранной за зиму с учётом поставок электроэнергии, выработанной на ГЭС. Эта практика использовалась на договорных условиях, когда нижние по течению страны обеспечивали верхние газом и углём для обеспечения их электричеством и теплом во время зимних месяцев. После распада СССР эти договорённости отменили. Вода рассматривалась как услуга, с учётом сбора и хранения для вегетационного периода, за которую платили страны, расположенные ниже по течению. Высокая управляемость водными ресурсами в советское время достигалась в том числе политикой лимитированного водопотребления, где приоритет по объёмам водопотребления имели Казахстан и Узбекистан, производившие высокодоходную сельскохозяйственную продукцию — хлопок и рис. В результате такого подхода Кыргызстан использовал до 25% водных ресурсов, формируемых на его территории.

В Республике Узбекистан из-за постоянного роста численности населения и махаллей, возведения сотен новых жилых массивов, населённых пунктов и расширения городов происходит ежегодное увеличение объёмов водопотребления. При этом во многих населённых пунктах вода, которая используется для бытового назначения, очень жёсткая и солёная, в связи с чем большинство городских жителей пьют только кипячёную воду. Даже когда домохозяйства имеют водопроводную воду, она не всегда безопасна для питья, или её подача нестабильна, поэтому многие люди покупают привозную воду для своих семей. Конечно, для этого надо иметь много различных ёмкостей. Иногда население вынуждено покупать бутилированную воду, что очень чувствительно для семейного бюджета, особенно это касается больших семей. Менее половины населения страны имеет доступ к улучшенной питьевой воде, и не все городские домохозяйства получают воду круглосуточно.

Одно из уязвимых государств в Центральной Азии по нехватке водных ресурсов — Казахстан. В целом дефицит в Казахстане касается как питьевой воды, так и для нужд сельского хозяйства и промышленности. Государственные программы, которые приняты Казахстаном, не решили основных вопросов обеспечения питьевой водой всех населённых пунктов и аулов страны. Здесь, по прогнозам, к 2050 году дефицит воды возрастёт в три раза. В настоящее время существует проблема обеспечения населения страны питьевой водой, которая до настоящего времени не решена полностью во многих населённых пунктах, существует неравномерность распределения водных источников по территории страны, а также их нерациональное использование, существенно усложняется решение задач по обеспечению населения и хозяйственного комплекса водой в требуемом объёме и гарантированного качества.

После развала Советского Союза страны, расположенные в нижнем течении реки Сырдарьи, начали строить плотины и резервуары на своих территориях и собирать в них воду, спускаемую во время зимних месяцев, для использования летом. Проблема с подобными резервуарами заключается в том, что они малоэффективны, поскольку расположены на плоских неглубоких равнинах, отличаются высоким испарением. Разрушение единого хозяйственного комплекса, сложившегося в СССР, привело к проблемам во взаимоотношениях стран по течению реки. Кыргызстан заинтересован в использовании реки Сырдарьи в гидроэнергетическом режиме, Узбекистан и Казахстан — в оросительном. Возникали случаи когда в зимний период из-за нехватки электроэнергии Кыргызстан без учёта экономических и экологических последствий вынужден был сбрасывать воду из Токтогульского водохранилища, что приводило к наводнениям в Ферганской долине и на юге Казахстана, а летом, наоборот, случались засухи из-за недостатка поливной воды.

Экспорт питьевой воды из Кыргызстана

Рассмотрим вариант экспорта уже готовой продукции — чистой питьевой воды путём транспортировки по магистральному водопроводу в соседние страны, где не хватает своих водных ресурсов. Доставка может происходить закрытым способом по магистральным трубам большого диаметра, что исключает испарение и потери воды. Потенциальными потребителями воды станут предприятия водоснабжения Республики Узбекистан, юга Республики Казахстан, КНР и Туркменистана. Для начала реализации проекта экспорта питьевой воды следует выбрать заказчика проекта в лице Министерства энергетики и промышленности Кыргызской Республики и определить генерального проектировщика — проектный институт в сфере водоснабжения с возложением на него следующих основных задач: осуществление функций головной специализированной организации по проектированию объектов системы водоснабжения с эффективным использованием передового зарубежного опыта, разработку технико-экономического обоснования проекта и проектно-сметной документации с учётом наличия гарантированных источников питьевой воды, внедрения современных технологий автоматизированного проектирования объектов, в том числе предусматривающих применение передовых методов строительства и новых видов строительных материалов и оборудования на уровне международных стандартов; обеспечение качественного авторского надзора на всех этапах строительства и экологической экспертизы. Определить источниками формирования средств реализации проекта экспорта питьевой воды: целевые бюджетные ассигнования из государственного бюджета Кыргызстана; льготные кредиты международных финансовых организаций; гранты международных доноров, средства благотворителей. Целесообразно освободить от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) оборудование и материалы, запасные части, комплектующие изделия и узлы, технологическую документацию и оснастку, непроизводимые в республике и ввозимые для реализации данного проекта экспорта питьевой воды.

По проекту нужно построить современные водоочистные сооружения, а для определения качества экспортируемой питьевой воды управлению санитарно-эпидемиологического надзора регулярно проводить мониторинг качества вод для питьевых нужд в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Технический регламент «О безопасности питьевой воды». Качество питьевой воды должно отвечать гигиеническим нормативам перед её поступлением в магистральную сеть. Всемирная организация здравоохранения разрабатывает стандарты и требования, руководства по качеству питьевой воды. На основании рекомендаций ВОЗ республика приняла программы сближения и гармонизации национальных нормативов с Директивой по питьевой воде и другими стандартами Европейского союза.

Уполномоченному государственному органу надо разработать Национальную водную стратегию Кыргызской Республики с учётом требований Водного кодекса и Закона «О Межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики», где вода признаётся как вид природных ресурсов, имеющий свою экономическую стоимость при всех конкурирующих видах использования и являющийся товаром.

Гарантированные источники водных ресурсов для экспорта в объёме до 1 млрд. м3 должно определить Министерство энергетики и промышленности Кыргызстана, в основном источники воды будут с гидроэнергетических узлов (каскадов ГЭС) с гарантией более 100 лет.

Протяжённость магистральных водопроводов может составить 200-300 км с учётом рельефа местности и перепада высот. Одно из преимуществ проекта — то, что магистральный водопровод будет в основном самотёчным, при гидравлических расчётах надо только выяснить количество насосных станций и ниток водопроводов.

«Бог дал нам воду, но не трубопровод». Подведение и отведение воды — затратные мероприятия (водопровод, насосные станции и т. д.), так же, как и очистка воды (очистные сооружения). Технологии очистки питьевой воды (ультрафиолет, нанофильтрация, обратный осмос, озонирование и т. д.) сильно влияют на качество воды, её вкус и стоимость. Относительно тарифной политики на поставку питьевой воды необходим переход к мировым рыночным расчётам за воду, при этом стоимость должен определять Кабинет министров Кыргызстана.

Цена воды может определяться как при расчётах на топливо (природный газ, нефть), при этом первоначальная ориентировочная её стоимость может равняться себестоимости 1 м3 питьевой воды на опреснительных заводах в мире. Вопрос тарифной политики на питьевую воду сложный и требует тщательного анализа и экономического подхода.

Инвестиции в новую инфраструктуру, установка современного очистного оборудования, прокладка магистральных труб и насосных агрегатов, системы электроснабжения, технологической дороги и т. д. обойдутся дорого (порядка $0,5-1,0 млн. за 1 км).

По предварительным данным, при экспорте питьевой воды на первоначальном этапе до 500 млн. м3 выручка составит до $500 млн. С доведением на втором этапе, к 2030 году, объёмов экспорта воды до 1 млрд. м3 при предварительном тарифе $1 за 1 м3 доходы республики могут составить $1 млрд. в год. В будущем при дефиците водных ресурсов на глобальном уровне стоимость питьевой воды продолжит только расти, соответственно, станут расти доходы от экспорта питьевой воды, которые могут составить до $5-10 млрд. в год.

На проведение переговоров с потенциальными потребителями питьевой воды, поиск доноров, разработку технического задания, технико-экономического обоснования проекта и проектно-сметной документации необходимо 2-3 года. Период строительства магистрального водопровода может продлиться до двух лет. В качестве одного из главных геополитических рисков данного проекта возможен вариант, что на политическом уровне возникнет торможение проекта в соседних государствах, а часть населения городов и посёлков в этих странах так и останется без чистой питьевой воды с нестабильной подачей и некачественной водой. Для решения этого вопроса рекомендуется использовать дипломатические каналы, проводить двусторонние встречи, конференции и семинары на водную тему.

При реализации данного проекта у Кыргызской Республики появится возможность экспортировать новый вид продукции — чистую питьевую воду по магистральному водопроводу, что позволит существенно увеличить доходную часть государственного бюджета для решения многих социальных и экономических вопросов и провести колосальный рост экономики и инфраструктуры Кыргызстана.

Кубанычбек ДЖУСУПОВ.



« (Previous News)
(Next News) »



Comments are Closed