Main Menu

«Такой молодой, а уже старший чабан!»

Так восхищались в нашем селе молодым чабаном Койчубеком. Он словно родился быть чабаном. И отец, и дед его всю жизнь пасли колхозных овец. И сына назвали так, будто он с рождения предназначался именно для этой профессии.

Отслужив армию, он помогал отцу в чабанском деле. Затем председатель колхоза, заметив тягу молодого человека к посоху, доверил ему отдельную отару. И был прав. Ведь Койчубек знал до мелочей искусство чабана. Он мог обойтись без всяких ветеринаров и зоотехников — знал лучше всех природу этих очень миролюбивых и послушных животных.
Всего в двадцать четыре года он стал старшим чабаном. Всё село гордилось Койчубеком, его приводили в пример своим детям. Выражение «Такой молодой, а уже старший чабан!» в нашем селе стало крылатым.
В эти же годы другой наш односельчанин Каныбек, одногодок Койчубека, стал кандидатом наук. Об этом трубили все республиканские газеты. О нём писали тоже: «Вот такой молодой, а уже кандидат наук!» Но односельчане знали всю подноготную успеха Каныбека.
Отец его был заготовителем райзаготконторы. Поговаривали, что тот подкупил каких-то учёных, которые написали его отпрыску диссертацию. От односельчан ничего не утаишь.
На деревенских посиделках горячо обсуждали карьеру молодых людей. Какой толк от диссертации Каныбека, посвящённой какому-то развитому социализму, а вот, мол, труд Койчубека реально отражается на экономике и благосостоянии страны и колхоза. «Шерсть и мясо, поставляемые колхозом, — это результат труда таких, как Койчубек», — говорили они.
В эти же годы вокруг профессии чабана сложился особый культ. Они пользовались почётом и вниманием со стороны властей. Чабанам в первую очередь выделяли машины, автолавки доставляли им дефицитные товары. Я с благодарностью помню, когда у нас намечалась встреча почётных гостей, моим родителям молодая жена Койчубека охотно давала индийский чай — редкость в магазинах того времени.
А впоследствии известный герой-чабан Таштанбек Акматов даже был выдвинут в Председатели Президиума Верховного Совета Кыргызской Республики, что в современном понимании означает стать президентом страны.
Вот такие были времена. Они быстро прошли. В те не столь давние времена первый секретарь ЦК КП Киргизии Т. Усубалиев намеревался довести количество овец в республике от 12 до 15 миллионов. Но наступило другое время. И реформатор сельского хозяйства страны некто Талгарбеков решил совершенно по-другому. Интересно, что они оба выходцы из Кочкорского района. По этому поводу люди горько иронизируют: «Развитие овцеводства в Кыргызстане было внутренним делом кочкорцев». И то правда.






Добавить комментарий