Main Menu

Идеология?!

В нашем селе Куланак сильно интересуются идеологией. Некоторые из моих земляков озвучили свои мысли, участвовали в общественном обсуждении идеологии. Так, Чоюн Ємїралиев написал несколько книг и впервые обстоятельно о тенгрианстве. Другими словами, показал, что философия, идеология кыргызов имеют глубокие корни, и религиозные взгляды нашего народа существовали ещё до ислама.

Бердибек Жумабаев (ныне глава старейшин страны) написал книги «Возникновение национальной идеологии» и «Мировоззрение кыргызов». Карыбек Байбосунов был одним из основных редакторов «Идеологической программы Кыргызской Республики. Хартии будущего», одобренной и опубликованной в 2004 году. В отличие от них я не написал книги, не участвовал в обсуждении идеологии. Единственное, что я сделал, это опубликовал статью в газете «Общественный рейтинг», где говорю, что мы, отвергая марксизм-ленинизм, пришли к тупизму, и дал отрицательную рецензию двум концепциям по идеологии. Первую разработал Дастан Сарыгулов, будучи госсекретарём Кыргызской Республики. Вторую разработала группа учёных, в составе которой значились академики, члены-корреспонденты, доктора наук. Конечно, их регалии впечатляют, но до уровня Ленина, Сталина они не дотягивали.
Задача определения своей собственной (национальной, государственной) идеологии Садыра Жапарова и сейчас стоит в повестке дня. Это отмечено в Послании Президента Садыра Жапарова, где сказано, что «одна из важнейших задач — сохранить свою идентичность», «мы должны создать кыргызскую философско-историческую школу, площадку для историко-культурного наследия». Чтобы составить концепцию идеологии, нам следует оглянуться в прошлое и взять всё рациональное, а не начинать с чистого листа, хотя это звучит красиво.
Рассмотрим отдельные тезисы Идеологической программы Кыргызской Республики. Первый гласит: «Нам нужно новое национальное самосознание, основанное на идее государственной независимости, принципах демократии, прав и свобод человека, новая осознанная экономическая философия и соответствующий кодекс поведения всех и каждого». Акцентируем внимание на слове «новое». В одном предложении оно повторяется дважды: «Новое национальное самосознание и новая осознанная экономическая философия». Как говорил Горбачёв, нам требуется новое мышление. И в 80-е годы прошлого века, т. е. в начале перестройки, точнее разрушения, и в начале ХХI века мы хотели чего-то нового и не знали этого нового. Вспоминаю историю, рассказанную Кыргызбаем Алагушевым, бывшим ректором СХИ. Он сказал, что в коллективе в новом году передовики обновили жену, т. е. обзавелись новой женой, а отсталые купили новые ботинки.
Далее следует содержание новой экономической философии. «Сила капитализма — в частной инициативе. Люди зарабатывают деньги, получают прибыль, аккуратно выплачивают налоги, обеспечивая себя и полноценное развитие всего общества и государства», — пишут авторы программы. В то время и сейчас наша экономическая философия основывается на идеях Адама Смита. Мы настолько слепо верим этому шотландскому мудрецу, что готовы полностью превратить наше государство в «ночного сторожа» и молиться «невидимой руке судьбы». При этом осознаём, что «мы живём в мире, в котором доминируют законы рынка с их беспощадными правилами игры и поведения».
Нам нельзя опираться только на теорию Адама Смита, изложенную в его книге «Богатство народов». Эти идеи были выгодны Англии в эпоху первоначального накопления капитала, т. е. в XVI-XIX веках. В середине XX века сами англичане поняли, что нужны новые идеи, и поддержали идеи Дж. М. Кейнса, и в США Рузвельт, проводя свой «Новый курс», опирался на идеи Кейнса, а также идеи марксистско-ленинской теории, за что его прозвали коммунистом.
Провозглашается, что «необходима осознанная прагматика, нацеленная на защиту наших коренных национальных интересов». Мы до сих пор не научились защищать национальные интересы, начав заниматься этим только недавно. Как отметил Жапаров в своём докладе, монголы научились лучше нас защищать национальные интересы. Канадцы 80 процентов закупок делают в Монголии, а у нас только 20 процентов. Таможенники Казахстана лучше защищают свои интересы, чем наши.
Одно из основных направлений идеологии — это духовные ценности. В Идеологической программе поставлена задача «как зеницу ока беречь вековечные гуманитарные, морально-этические ценности, составившие духовный и нравственный стержень нашего национального бытия в течение тысячелетий». Об этом говорится и в Послании Президента Садыра Жапарова народу Кыргызстана, где отмечается «деградация традиционных, культурных и духовных ценностей народа». Читая Послание, я сначала не согласился с Президентом, однако, вспомнив идеологическую диверсию нудистов Дании, а также религиозных пропагандистов салафитского толка, понял сложность ситуации. Действительно, одни хотят полной свободы от оков цивилизации, включая нижнее бельё, а другие — чтобы кыргызы забыли национальную идентичность, стали не просто покорными, а покорнейшими мусульманами, бесконечно выпрашивая прощение за то, что живут, наслаждаются жизнью, слушают музыку. Они зомбируют народ, насаждая холопскую психологию в его сознание.
Далее в Идеологической программе отмечается, что «главный закон современного экономического мира — конкуренция». Это правильно, но мир состоит не только из конкуренции, но и из сотрудничества. Это доказано коммунистами, которые в своё время создали Совет экономической взаимопомощи и ликвидировали излишнюю конкуренцию между странами социалистического лагеря. Но этого не хотят знать. Ведь эти люди с горбачёвским «новым мышлением» и акаевской новой экономической философией в своём воображении давно выкинули социализм на свалку истории.
Далее перечисляются наши преимущества, точнее, наши козыри в мировой политической и экономической игре. Они следующие:
«Мы — страна сплошной грамотности, имеющая базовую сеть высших, средних и профессиональных учебных заведений и школ. У нас есть значительные научный, духовно-интеллектуальный потенциалы». Это правильно, но отсутствие умения, навыка использования полученных знаний обесценивает эти знания. Наши учёные заняты проблемами типа жизни на Марсе. Они получают дотации от государства, а не заказы на научные исследования и разработки.
Список наших проблем не меньше списка наших преимуществ. Так, у нас нет открытых значительных запасов нефти и газа, прямого доступа к морям, мировым транзитным путям, развитой перерабатывающей индустрии.
У меня вызвала удивление такая фраза: «…но, самое главное, мы ещё не вышли из узких рамок провинциального экономического мышления». На мой взгляд, это есть яркий пример синдрома неполноценности. Мы себя считаем хуже других, возможно, наоборот, с какого ракурса смотреть. Я согласен, что мы ещё не научились жульничать, как канадцы жульничали и жульничают в нашей стране, но это не является провинциальным мышлением.
В целом Идеологическая программа с позиций тех времён написана хорошо. В то время мы считали, что цивилизованный мир к нам станет относиться честно и справедливо. Но жестоко ошиблись. Мы всё больше убеждаемся, что мир более жестокий и нам нужна идеология, способствующая выжить в нём.
Идеологию понимают по-разному. Есть утверждение, что она не наука. Однако в любом случае идеология опирается на науку, и наука занимается историей, содержанием разных идеологий.
Одни люди идеологию рассматривают как совокупность ценностей. Например, такое определение предложил Алмаз Акматалиев, ректор Академии государственного управления. Я прочитал его пост в Фейсбуке и подумал: соглашаться или нет. И в конечном счёте согласился, поскольку он хороший человек и может стать моим шефом, если я устроюсь в академию доцентом. Пусть Сократ говорит: «Платон мне друг, но истина дороже!» Однако вы же сами понимаете: что дороже в условиях безработицы?
Вместе с тем можно дать и другие определения, которые не противоречат определению уважаемого ректора академии. Идеология — это система идей. Идеология — это совокупность приоритетных идей. Идеология — это борьба за реализацию выбранных партией или властью идей.
Когда мы говорим о ценностях, то начинаем искать самые лучшие, дорогие нашей душе и в конечном счёте приходим к религии. Затем начинаем ставить перед собой задачи, на выполнение которых потребуется достаточно много времени — от 100 до 1 000 лет. К большому сожалению, наша жизнь слишком коротка для реализации таких задач.
В настоящее время больше внимания обращено на такие вопросы, как психология людей, какими они должны быть. Религиозные деятели говорят, что люди должны быть честными, сдержанными и отношения между ними — цивилизованными. Нельзя ходить грязными, надо постоянно мыть не только лицо и руки, но и другие части тела. При этом следует помнить, что они божьи рабы.
Последнее сильно не понравилось многим моим соотечественникам, и выдающийся композитор и телеведущий Тїгєлбай Казаков негативно высказался о таком воспитании народа в холопском духе. Далее эти сдержанные мусульмане высшего сорта заполнили Фейсбук ругательствами, проклятиями и матерщиной. То, что написал один такой фанатик о Бексултане Жакиеве в день похорон, — ярчайший пример проявления экстремистского гнева зомбированного салафитскими идеями существа. Это существо невозможно назвать человеком, тем более мусульманином. Проклинать умершего человека в дни Орозо только за то, что Бексултан Жакиев рассказал народу о национальных традициях, о том, что по традиции девушки-подростки никогда не надевали хиджабы, может только зомбированный экстремист.
На этом примере можно убедиться в том, что идёт жёсткая идеологическая борьба, где участвуют, с одной стороны, салафиты, реализующие в нашей стране «стратегию мягкой силы» арабских стран, и элита нашей интеллигенции, защищающая национальные интересы и ценности, с другой. И поэтому закономерно, что ректор Академии государственного управления акцентирует внимание на ценностях.
Идёт борьба за эти ценности. Мужчина должен быть мужчиной, а женщина — женщиной. Идёт борьба против воинствующих феминисток, нудистов, однополых браков. В этой борьбе и верующие, и агностики объединяются.
В последнее время одна идея больше других витает в сознании людей. Это поиск ангелов — чистых, честных и справедливых людей. Многие думают, что такие люди могут исправить ситуацию в экономике, соответственно, в политике, а также духовно-нравственном развитии общества. Лично я не разделяю такую точку зрения, поскольку не верю в силу честных людей. Что могут сделать эти мягкие, пушистые божьи одуванчики с лицом Чебурашки против акул рыночной экономики?
Идеология для меня прежде всего — объяснение народу путей развития. Надо объяснить, почему налево пойдёшь — коня потеряешь, направо — ещё что-то, прямо — сам потеряешься. И поэтому идеологию надо начинать с изложения основных экономических идей либералов и социалистов. Все политические партии в мире свою программу строят на основе акцентирования внимания на идеях одного из двух этих направлений идеологии или объединения отдельных их частей, называя этот процесс конвергенцией.
В течение 73 лет мы работали и жили идеями социалистов, а в последнее время в наших действиях и сознании превалируют идеи либералов. В советское время существовала одна экономическая политика и соответствующая идеология, а сейчас мы придерживаемся другой. Конечно, не все в обществе согласны с господствующей идеологией. Однако руководство страны считает её правильной и принимает решения, соответствующие этим идеям. Сразу отметим, что слово «соответствующее» не обязательно сочетается с фразой «национальным интересам».
Во время перехода к рыночным отношениям мы начали говорить, что нам не надо никаких «измов», подразумевая под «измами» марксизм-ленинизм. При этом не подозревали, что их действия тоже имеют название с окончанием «изм» и конкретно называются нигилизмом. Ушли от марксизма-ленинизма, превратились в нигилистов, затем был период тупизма, и в скором времени западные консультанты за ручку привели нас к либерализму.
Это была их идеология, направленная на ослабление потенциального конкурента. Они взяли шефство над нами, и мы обанкротили много предприятий под флагом PESAC, приватизировали, «прихватизировали». Нас учили, что функция государства — работать над последствиями рынка и, главное, не создавать рабочие места, а выдавать пособия по безработице.
В целом нельзя сказать, что такая теория абсолютно неправильна. Она нормально работает в условиях Соединённых Штатов Америки, но не в условиях Кыргызской Республики и таких стран, где ёмкость внутреннего рынка значительно меньше, и поэтому многие механизмы рыночной экономики работают по-другому. Так, мультипликативный эффект, о котором писал Дж. М. Кейнс, работает, но большую его часть получают соседние страны. Не будет никакого «созидательного разрушения» (это термин, введённый в обиход известным экономистом Я. Шумпетером). Произойдёт только разрушение, но не возникнет созидания.
Во всём мире уже начинают задумываться об ошибках, недостатках либерализма, и, наверное, следующее десятилетие пройдёт под знаменем социалистических идей. Коммунистам пора вспомнить теорию классиков марксизма-ленинизма и вытаскивать из сейфа свои партбилеты, если не выкинули.
М. Лермонтов писал:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем под бременем познания
и сомнения
В бездействии состарится оно.
Из-за отсутствия действенной идеологии в настоящее время не мобилизуется в полной мере огромный потенциал нашего народа. Боюсь, что под бременем познания и сомнения в бездействии состарится наше поколение и также молодое. Хотелось бы, чтобы у нас появилась сильная идеология и после этого слова мы ставили не вопросительный, а восклицательный знак. Правильные идеи, души прекрасные порывы должны нас двигать вперёд.

Токтогул ЖУМАДИЛОВ.






Добавить комментарий