Main Menu

Женщины за спинами террористов

(Окончание. Начало в №29).

Исламский деятель: женщины вербуют других

По словам исламского деятеля, члена Совета алымов (улемов) Кыргызстана и канонического редактора журнала «Умма» Кадыра Маликова, запрещённая в нашей стране экстремистская организация «Хизбут-Тахрир-аль-Ислами» рассматривает женщин как основных носительниц идеологии в кругу семьи.

— Для них создаются кружки само-образования, занятия проводятся на квартирах. Женщины становятся агитаторами: у них есть свои степени, положение, — утверждает теолог. — А вот что касается террористических организаций ДАИШ и «Аль-Каида», для них женщина тоже инструмент вербовки и стимуляции. Она может быть исполнителем теракта.

По словам представителя ислама, указанные им организации придерживаются сегрегации по признаку пола, выступают за покрытость женщины, причём никабом (головной убор, почти полностью закрывающий лицо, с прорезью для глаз) чёрного цвета. Для них якобы слабый пол — это матери, сёстры шахидов (причём и шахиды для них не столько мученики, сколько смертники). Женщина — для обслуживания мужской части, должна жертвовать собой ради довольства мужчины.

Муфтият: мы уделяем вниманием женщинам

В рамках медиатура мы посетили Духовное управление мусульман Кыргызстана, где нас встретила большая группа священнослужителей, а на наши вопросы ответили заместитель муфтия Жоробай-ажы Шергазиев, руководитель отдела фатвы, религиозной литературы и по делам халал Равшан-ажы Эратов, руководитель отдела религиозных учебных заведений Акимжан-ажы Эргешов.

В пресс-релизе, который нам вручили в ДУМК, говорится: «Экстремизм… является результатом искажения отдельными радикальными группами религии, положений Корана и хадисов сахабами и таабиинами. Данные радикальные группы и течения, отрицая традиционную мирную религию, пытаются разработать положения религии на основе своих умозаключений, что привело к заблуждению и породило опасность экстремизма, терроризма и такфиризма для всего человечества» (такфиризм — одна из разновидностей радикальных идеологий, основанная на обвинении одними мусульманами других мусульман в неверии, — прим. авт).

Также в нём указано: «Данная проблема вызывает обеспокоенность исламских учёных всего мира. Это подтверждается научными форумами, симпозиумами об опасности экстремизма, терроризма и такфиризма, проведёнными с участием исламских учёных 10-12 декабря 2014 года в Москве, 15-17 апреля 2015-го в Бишкеке, в том же году в Алмате. Такие же мероприятия проводит и Духовное управление мусульман Кыргызстана совместно с государством».

Как сообщает ДУМК, для религиозных работников, преподавателей медресе разработаны и изданы на основе Корана и сунны следующие методические пособия: «Борьба против экстремизма», «Опасность экстремизма и такфиризма для общества», «Укрепление межэтнического мира и согласия в Кыргызстане», «Материалы курсов повышения квалификации духовных работников», «Единые расписания времени намазов», «Погребение усопших по шариату», «Основы здоровья».

Управление вместе с представителями местных органов власти и общественности регулярно проводит разъяснительную работу, причём в 2015 году ей посвятили 80% всех запланированных мероприятий, в 2016-м — 60%, 2017-м — 40% и в прошлом — 30%.

Так, например, 13-14 сентября 2018-го ДУМК провело III Международную научно-духовную конференцию на тему: «Духовный Шёлковый путь. Великие гуманистические традиции и вызовы современности». Разработаны и розданы имамам пособия «Ислам против экстремизма», составлены единые темы пятничных проповедей (хутб). Кстати, во время посещения нами Соборной мечети им. Имама Сарахси её служитель Абдулла-кары Акбарали уулу, отвечая на наш вопрос о профилактике радикализма, сообщил, что по программе муфтията состоялась хутба об экстремизме и терроризме. (Это место поклонения — одна из немногих мечетей в Кыргызстане, где предусмотрено посещение женщин: на втором этаже есть место для молитвы, отдельный вход и лифт).

Девять казыятов и 62 хатибията во всех областях обеспечены компьютерами, принтерами и другой техникой. Исламский университет Кыргызстана стал обладателем лицензии, дающей право профессионально-образовательной деятельности.

Отвечая на наши вопросы, представители муфтията рассказали, что из 9 000 выпускников Исламского университета Кыргызстана ни один не выехал воевать в Сирию. В 2013 году ДУМК разработало единую учебную программу для всех медресе. С 2015 года в соответствии с протокольным поручением Совета алымов (улемов), каждый выезжающий на учёбу в исламские учебные заведения за рубеж кыргызстанец регистрируется в муфтияте. К слову, управление помогало ГКДР составить список рекомендованных учебных заведений.

Что касается работы именно с женщинами, то в отделе пропаганды Духовного управления есть специалисты для работы с ними и детьми. В 2014 году (как раз когда активно вербовали в Сирию) ДУМК вместе с офицерами-теологами Службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции (Десятое главное управление) МВД, Госкомиссией по делам религий провели для женщин-лидеров по стране девять тренингов, а в женских медресе — семинары об экстремизме.

В Бишкеке и регионах есть зарегистрированные в ГКДР центры обучения женщин и девочек. В них по утверждённой ДУМК и Госкомиссией программе выпускницы Исламского университета проводят для женщин курсы фикха (мусульманское право), кулинарии, шитья и т. д. Уже такое обучение прошло около 1 000 кыргызстанок. По словам участников встречи, польза от этих образовательных центров в том, что занятия проходят легально, открыто, потому что когда люди посещают всякие домашние группы и кружки, всегда есть риск того, что им за закрытыми дверями домов и квартир могут преподносить неправильные идеи и толкования.

Кроме того, есть горячая телефонная линия для женщин, по которой на вопросы обратившихся отвечают также мусульманки.

Женщины-судьи: гуманизация не коснулась терроризма и экстремизма

Кыргызская ассоциация женщин-судей начала исследование судебной практики по преступлениям, связанным с терроризмом и экстремизмом в Кыргызской Республике.

Об этом на встрече с участниками медиатура сообщили исполнительный директор КАЖС Зульфия Турумбекова, председатель наблюдательного совета этой организации Чинара Айдарбекова и эксперт Бакыта Качикеева.

В ассоциацию, созданную в 2015 году, входят 85 женщин-судей всех инстанций из всех областей и Бишкека. Её цели — содействие судебно-правовой реформе и защита уязвимых групп, которых для себя участницы определили пять: женщины, несовершеннолетние, люди с ограниченными возможностями здоровья, пожилые и мигранты.

Каждый год на конференции члены ассоциации выбирают, на какой группе сфокусируют внимание. В этом решили взяться за тематику экстремизма и терроризма, для чего начали изучать 706 дел (это 100%), рассмотренных судами за четыре года и восемь месяцев 2018-го. В-основном они связаны с хранением экстремистской литературы. Например, исследователей интересует: что использовалось как доказательства вины подсудимых, соразмерно ли назначенное наказание совершённым деяниям? Исследования обычно обсуждаются на конференции, после чего вырабатываются рекомендации. Их могут направлять парламенту, правительству, Генпрокуратуре, адвокатуре и другим органам. Например, в данном случае, возможно, появятся какие-то предложения по поводу религиоведческой экспертизы. Отчёт КАЖС отправит в Верховный суд, а тот обобщит судебную практику и может принять постановление пленума, которое станет руководством для судей при рассмотрении таких дел.

Гендерный аспект исследователи тоже обещали не забыть: они изучат и сколько женщин-судей рассматривали дела, и сколько матерей-дочерей-сестёр оказалось на скамье подсудимых. Ещё одна интересующая экспертов группа — дети. И, конечно, не обойдутся без внимания обстоятельства, которые привели к преступным действиям. То есть после исследования можно получить картину причин участия наших граждан в экстремистской деятельности.

Также авторы сопоставят международные правовые документы с национальным законодательством и правоприменительной практикой.

На вопрос о том, как изменилось наказание за экстремизм и терроризм в ходе судебно-правовой реформы, Бакыта Качикеева ответила, что гуманизация законодательства не коснулась статей (а их 14) Уголовного кодекса, предусматривающих санкции за преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом.

Хотя результатов исследования ждать можно только в сентябре, участницы встречи с журналистами сообщили интересные факты:

— В рамках нашего предыдущего исследования дел, связанных с торговлей людьми, мы изучали также возбуждённые по статье «Наёмничество». Мы знаем, что у нас вербовали граждан для участия в военных действиях в Сирии. И судебная практика сложилась только в трёх областях: Джалал-Абадской, Ошской, Баткенской. Но если в других регионах таковой нет, это не значит, что и самих случаев нет. Возможно, дела прекращались на этапе следствия, — говорит Чинара Айдарбекова.

Алия МОЛДАЛИЕВА.

Фото автора.






Добавить комментарий