Main Menu

Из ряда — вон!

Выйду на улицу…
Республика столкнулась с явлением, которое ещё с десяток лет назад казалось не столь острым. Ну растёт число личного транспорта, ну слабая подготовка водителей, ну плохие дороги. А в совокупности — риски дорожно-транспортных происшествий. Только за прошлый год (год пандемии, между прочим) в Кыргызстане насчитали 6 126 ДТП, из них в столице — 2 183.
То есть, смотрите, какие пропорции. В 2010 году в рес-публике было 445 тысяч авто, в 2019-м — 1 млн. 350 тысяч. С начала этого года ГРС зарегистрировала десятки тысяч очередных авто, пригнанных из-за рубежа. Следовательно, надо ожидать всплеска дорожных происшествий.

Дело дошло до того, что Президент Садыр Жапаров третьего дня поручил Министерству внутренних дел усилить комплекс мер по предупреждению ДТП, сообщили в отделе информполитики аппарата главы государства. «В последнее время участилось количество крупных дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами, — отметил Жапаров. — Поэтому МВД должно усилить контроль за выполнением мер, обеспечивающих безопасность дорожного движения».
Июнь стал особенно показательным. Счёт крупным ДТП открыл пьяный водитель, который на своей легковушке врезался в машину сопровождения Президента страны, совершавшего вояж по Иссык-Кулю. Тогда погиб личный врач главы государства 37-летний Ильгиз Усубалиев. Сиротами остались трое детей. А год назад от ковида умер брат Ильгиза. Каково родителям оплакивать двоих сыновей? И можно ли обществу мириться с тем, что рисковал жизнью всенародно избранный Президент, чья машина чудом избежала столкновения с идиотом за баранкой?
Да, тотчас возбудили уголовное дело. По результатам разбирательства, сообщили в Генпрокуратуре, будут приняты меры в отношении ответственных лиц со стороны силовых структур. На наш взгляд, дело не только и не столько в конкретном человеке на высшем посту. Но в символе, как в гимне, флаге, оберегаемых государством. Может, пошли возмущения, требования изменить сам подход по части безобразия на наших дорогах? Может, участились рейды, проверки, контроль за ГУОБДД, которое допустило, собственно, покушение на кортеж Президента? Ничего этого нет. Общество осталось равнодушным. И даже каким-то информационно вялым. А нет волны — нет и упреждающего шума. Эти свыше миллиона, а скорее, уже и два миллиона автомашин вместо блага (автомобиль не роскошь, средство передвижения) становятся чрезвычайной опасностью, нашествием, «транспортным терроризмом», в конце концов. Надо криком кричать, чтобы до каждого дошло: причины аварий — в превышении скорости, неправильном маневрировании в ряду, обгоне, вождении в нетрезвом виде.

За 2020 год, по некоторым данным, только в Бишкеке в результате ДТП погибли 72 человека. Ну, что ли, по нашим головам лихачи ездят? Да, по головам, по «зебрам», по тротуарам, по ночам и глухим переулкам. Не может столица выдержать, переварить столько легковушек. Это уже не благо, а зло.
Вспомним, ещё при Атамбаеве стали внедрять систему «Умный город». Совершил нарушение — попал на видеокамеру, а штрафные санкции — в карман госказны. Извещения нарушителям окрестили письмами счастья. Суммы штрафов по первости были внушительными. Лишний раз не забалуешь.
Тогда регулярно публиковались данные, сколько заплачено за месяц, квартал, год штрафной мзды. И стало как-то легче. Уже можно было переходить дорогу по «зебре», не пугаясь, что тебя собьют. Лихачей слегка поубавилось. Насколько видеокамеры стали серьёзным оружием, говорит вот какой факт. Когда в августе 2019 года в Кой-Таше забаррикадировался бывший президент Атамбаев и к нему на выручку потянулись «революционеры» из окрестных сёл и столицы, по пути туда и обратно, когда их погнали шумовыми гранатами, первым делом они сбивали видеокамеры на дорогах. А потом любителям быстрой езды надоело платить высокие штрафы и они обратились к властям с просьбой их уменьшить. И Жогорку Кенеш пошёл им навстречу. А мало не много. И всё вернулось на место — козлы на дорогах всех ходячих горожан распугали.
…гляну на село
12 июня произошло жуткое ДТП. Погибли женщина и её две дочери. А ведь ничего не предвещало беды. Муж остановил «Фольксваген» на обочине, чтобы проверить полив своего поля. В это время сзади на большой скорости в его машину врезался «Мерседес», в котором находились двое пьяных…
В этот же день на 495-м километре трассы Бишкек — Ош столкнулись грузовой «Мерс» и «Хонда Одиссей». В итоге шестеро погибших, двое тяжелораненых…

13 июня на юге также шесть жертв. 15-летний пацан на «Хонде Фит» столкнулся с «Дэу Матиз». Страшно смотреть на фото в интернете — вокруг одни трупы. Двое маленьких детей, выживших, доставлены в Ноокатскую райбольницу…
Не война ведь — а жертвы. Не Дели же без дорожных правил — а сильно похоже. Точно знаю: в Беларуси, чтобы вышколить всех водителей, понадобилось пять лет. И теперь там (сам свидетель) тишь да гладь. В Узбекистане Мирзиёев, придя к власти, первым делом оборудовал видеокамерами все населённые пункты страны. Что нам мешает сделать то же самое? Что мешает хотя бы ужесточить наказание за ДТП? И вернуть прежние высокие штрафы.
«Нет ничего ценнее человеческой жизни», — подчеркнул Жапаров в своём поручении МВД навести порядок на дорогах. И в этот же день, 14 июня, министр ВД Улан Ниязбеков провёл совещание по выполнению поручения Президента.
Вы будете горько усмехаться, но одно из указаний министра гласит: «Организовать мероприятия по предупреждению и обеспечению безопасности дорожного движения. Сотрудники ГУОБДД должны работать круглосуточно, обеспечивая на должном уровне порядок в общественных местах, на улицах, в местах массового скопления людей».
Ау, министр! А как же с массовым скоплением автомобилей? О чём вы доложите Президенту? Что идёт круглосуточная работа гаишников? Но это не результат, это отписка. И сколько ещё дорожных происшествий с жертвами должно произойти, чтобы МВД наконец заработало.
Говорят, когда вокруг Ошского рынка установили видеокамеры, все гаишники разбежались.
Геннадий КУЗЬМИН.






Добавить комментарий