Main Menu

НАШИ В ИТАЛИИ

В итальянский город Л’Акуила я приехал по европейской программе «Эразмус Мундус», которая направлена на развитие сотрудничества в области высшего образования между странами Европейского союза и их географическими партнерами через содействие академической мобильности студентов, аспирантов и преподавателей. Программа предусматривает реализацию научных обменов, распространение знаний и опыта, ознакомление с лучшими образовательными практиками и моделями. Финансирует ее Европейская комиссия.

Что касается самого города, то он находится в центральной Италии и  насчитывает 73 150 жителей, но          100 000 человек ежедневно приезжают в город на учёбу,  работу, посмотреть  достопримечательности или просто отдохнуть. Окружающие со всех сторон горы мне сразу напомнили Кыргызстан, и я почувствовал что-то родное. К тому же схожи наш Чон-Таш и итальянский Град-Сасса (в переводе на кыргызский «Чон-Таш»), откуда течет чистейшая горная вода.
Сразу  по приезде я столкнулся с проблемой поиска жилья. Так как в результате крупного землетрясения 6 апреля 2009 года в городе и окрестностях было повреждено и разрушено около 50% зданий, включая исторические памятники. Поэтому пришлось долго поискать, прежде чем снять комнату в провинции Торнимпарте на вилле Молино Саломоне. Это 30 минут езды от Л’Акуилы.  Затем я поменял местожительство и жил в чудесном уголке у подножия снежных гор — Марручи.
С транспортом в городе проблем нет. Но здесь не найти привычных нам, бишкекчанам, маршруток. Все автобусы ездят строго по расписанию с определенным интервалом. Его  можно найти в Интернете.  И отмечу, что ни один автобус по вашей просьбе не высадит вас вне остановки. Это очень дисциплинирует и пассажиров, и водителей.
Университет, в который я приехал, насчитывает около 24 000 студентов. В его состав входят 9 факультетов, 17 кафедр, 2 исследовательских центра и 3 межведомственных научно-исследовательских центра. Основная моя стажировка проходит в Департаменте компьютерных наук. Большая часть дисциплин здесь  читается на итальянском языке, но многие преподаватели владеют английским. Поэтому  желающим приехать в этот вуз надо иметь кое-какой уровень владения итальянским языком. К сожалению, я сам не его знаток, но компьютерный язык одинаков на всех языках мира. Поэтому особой сложности при посещении занятий не испытывал.
Сегодня легко можно найти информацию в Интернете о системе высшего образования в Италии, поэтому  не стану на этом останавливаться. Отмечу лишь то, что разница в системе образования в Кыргызстане и Италии заключается в минимизации контроля обучения студента во время учебного периода,  т. е. нет предварительной проверки знаний перед экзаменом. В нашей системе образования большая часть педагогов опирается на контроль студентов. А пообщавшись со студентами и преподавателями итальянского университета, я понял, что больший акцент делается на самоконтроль со стороны студентов. Их принцип: «учись сам, заставлять никто не будет, хотя на помощь можешь рассчитывать». И в этом отношении их преподавателям легче, так как смещаются акценты в оценке результатов педагогического труда. У нас — «не научили» («не заставили») преподаватели, а у них — «не научился» («не смог или не захотел») сам студент.
Еще хотелось бы отметить то, что приказом министерства образования в каждом регионе созданы  университеты, ответственные за подготовку студентов по определенным специальностям. Например, в регионе Абруццо университет Л’Акуила выпускает  только инженеров, экономистов, биологов, химиков и информатиков. Юристов готовят в университете Терамо этого же региона.
Данная программа дает возможность путешествовать, знакомит с новой культурой и, конечно, помогает наладить новые связи, полезные знакомства. Мне, удалось посетить знаменитые города Италии: Болонью, Пизу, Флоренцию и т. д., ряд европейских государств.
Общение с людьми в магазинах и других общественных местах — это отдельная тема. Подавляющее большинство жителей Л’Акуилы говорят на итальянском языке. Задав вопрос (на английском или жестами), я получал от них длинные предложения на итальянском языке. И, несмотря на то что отвечал: «Но парле итальяно», они продолжали говорить на своем родном языке. Приходилось делать вид, что все понятно, и благодарить их за помощь.
Италия — удивительная страна. И дело не только в многовековой истории, старинной архитектуре или во взрывном итальянском темпераменте. Перед поездкой сюда я прочитал в Интернете, что итальянская кухня — это одна из основных достопримечательностей. Приехав сюда, надо  обязательно попробовать пиццу и пасту (макароны). Очень популярна пицца под названием «Маргарита» в честь итальянской королевы. Ну и, видя большое количество посетителей в ресторанах и кафешках, можно сделать вывод, что итальянцы любят поесть и знают в этом толк. Хозяин дома, у которого я снимал квартиру, — сеньор Джованни — научил меня и моего коллегу Голиба из  Самарканда готовить пасту по-итальянски. Основное в этом блюде — правильный выбор качественных спагетти. А мы все время выбирали дешевые!
Мне очень понравилась брускетта (La bruschetta) — изначально традиционное центрально-итальянское блюдо сельской бедноты. В наше время оно подается перед основными блюдами для «поднятия аппетита». Способ приготовления очень прост: ломтик хлеба предварительно обсушивают до прожаривания на сковороде без масла, затем натирают зубчиком чеснока и смазывают высококачественным оливковым маслом, а затем сверху кладут кусочки помидора. Советую приготовить и попробовать.
Одним из запоминающихся моментов моего пребывания в Италии стало  знакомство со Светой-эже. Она наша землячка, вышла замуж за итальянца-жезде Эцио Цицероне — коммуниста, партийного деятеля, советника депутата региона Абруццо. И вдвойне было приятно узнать, что она бывшая цирковая артистка, первая в Кыргызстане женщина, которая выступала с номером «Лучница» — стреляла из лука пальцами ног. Помимо нынешней работы, она вышивает на подушках, одеялах кыргызские орнаменты и устраивает ярмарки, а на вырученные деньги покупает детские вещи и лично передает в некоторые детские дома  Кыргызстана.
Ну и в заключение  хотелось бы пожелать участникам данной программы — студентам и преподавателям, собирающимся в Л’Акуилу, — быть готовыми к новому обществу и иному менталитету.

У. МАМБЕТАКУНОВ,
доктор педагогических наук, докторант программы «Эразмус Мундус», университет Л’Акуила.
Италия.

 



« (Previous News)



Добавить комментарий