Main Menu

Без бумажки ты букашка?

В последнее время  часто можно услышать, что система образования — как школьного, так и высшего — требует реформ. Наверное, так оно и есть. Не секрет, что высшее образование сегодня перестало быть гарантом трудоустройства. Часто бывает, что  дипломированные специалисты невостребованы, а  люди без диплома  успешно работают, порой занимают высокие посты. Не потому ли, что даже школьнику известно — получить диплом гораздо легче, чем образование. Несмотря на то что качество обучения с каждым годом падает, цены за учебу  растут не по дням, а по часам. Может, вся проблема в том, что сегодня головы студентов заняты поиском денег  на образование.
Как студенты оплачивают дорогостоящее обучение, как оценивают систему нашего образования в целом, смогут ли они трудоустроиться, получив заветный диплом, и с какими трудностями ребята сталкиваются в процессе учебы? Об  этом мы спросили молодых людей, которые учатся в данный момент или уже окончили учебу.


Аида, 23 года:
— Я поступила в КНУ в 2006 году по специальности «банковское дело». Обучение тогда стоило  15  тысяч сомов в год. Оплачивали мое образование  родители. При том,  что мама и папа работают и имеют пусть невысокий, но стабильный доход, для нашей семьи это ощутимая сумма, так как на попечении у родителей  есть еще  братишка и сестренка, посещающие  школу,  старенькие бабушка и дедушка, которым тоже нужно помогать. Несмотря на все разговоры о том, что школьное образование у нас бесплатное, на примере собственной семьи уверенно могу утверждать, что родители платят в государственную  школу не меньше 10 тысяч сомов  в год за каждого ребенка.
Чтобы хоть как-то помочь семье и заработать себе на одежду, летом я подрабатывала, но во время учебного года не позволяла себе пропускать занятия,  почему-то считала, что высшее образование — это гарант успешного трудоустройства, а значит, и светлого будущего. Окончив университет, сильно разочаровалась. Мечтала работать в банке, но меня еще  при поступлении предупредили, что придется несколько лет трудиться за копейки, а то и бесплатно, и только потом начну нормально зарабатывать. Я была готова затянуть пояс и  трудиться, так сказать, на перспективу, родители обещали помогать по мере возможности. Год искала работу, позднее поняла, что без блата в нашей стране никуда. Моих связей хватило, чтобы  устроиться  кассиром в один из баров столицы. Зарплата высокая, график удобный, но хочу отметить, что, когда  пришла на собеседование, диплом экономиста у меня никто не спросил, за три недели научили всему, что необходимо для должности. Для того чтобы получать 3 тысячи (средний оклад  банковского специалиста за первый год), нужно учиться 5 лет, потратить кучу денег и нервов, а за 25 тысяч в месяц (мой оклад на сегодня) — потратить три недели и, хочу особо подчеркнуть, иметь для такой работы образование экономиста необязательно, то есть любой толковый человек в этом разберется без труда.
На сегодня стоимость контракта на экономфаке  — 25 тысяч сомов. Когда я сказала об ощутимом подорожании нашей героине, она  возмутилась, сказав, что ей страшно за  подрастающих братика и сестренку. Ведь даже если родители, во всем себе отказывая, смогут оплатить столь дорогостоящее обучение,  это далеко не гарант того, что в будущем выпускники устроятся по специальности.

Саида, 19 лет:
— Я учусь в КНУ на факультете журналистики. Стоимость обучения здесь — 18 тысяч сомов. Честно сказать,  поступила именно на эту специальность не потому, что хочу стать журналистом, просто  обучение там не требует сильной загруженности. В 2005 году на журфак поступила моя старшая сестра, тогда годовой контракт стоил    8 тысяч, что нас устраивало,  потому как на тот момент наша семья переживала большие финансовые трудности. Чтобы получить хоть какой-то диплом, на семейном совете решили выбрать самый недорогой факультет.
После окончания учебы сестра устроилась по специальности, год она трудилась за 7 тысяч в месяц в одном из информационных агентств, параллельно учила английский язык и вскоре устроилась в одну из международных организаций на специальность, не имеющую ничего общего с журналистикой. Скажу честно, я посещаю учебу редко, потому как не могу позволить себе подобную роскошь, у меня нет богатых родителей. Если бы контракт стоил 8 тысяч, как раньше, я бы с удовольствием посидела на лекциях. По словам моей сестры, несмотря на то что система образования у нас несовершенна и имеют место безграмотность преподавателей, взятки  и прочее, по окончании учебы, если ты ее посещал, в голове систематизируется вся полученная информация за 5 лет и  польза большая. Нельзя не признать, что есть еще грамотные преподаватели, которые могут многое дать студентам. Но, увы, оплачивать 18 тысяч в год и при этом кормить, одевать и т.д., у моей семьи возможности нет. Половину контракта оплачивают родители, вторую половину плачу сама, также нужно зарабатывать на личные расходы. Да, мне очень тяжело сдавать сессию, часто приходится пересдавать по несколько раз. Преподаватели не хотят ставить зачеты из-за пропусков, приходится унижаться, просить, а иногда и прибегать к другим методам, но что поделаешь. Другого выхода нет. Можно было вообще не учиться, уверена, что с голоду не умерла бы, но  знаете, сейчас среди молодежи считается очень стыдным, если у тебя нет диплома, да-да, не образования, а именно диплома. Ведь все студенты знают, что далеко не всегда корочка означает, что ты специалист. Например, моя подруга уже 4 года не проживает в Кыргызстане, но тем не менее  «учится» в одном из столичных вузов.
Сейчас многие поступают в вуз, заведомо зная, что не будут работать по специальности. Я понимаю, что не мне об этом говорить, ведь сама так делаю, но осознаю, что это неправильно. Считаю, что  в системе образования у нас полный бардак, а студенты помогают ему процветать: кто-то в силу тяжелого положения, а кто-то  от нежелания учиться. Стоимость обучения растет  стремительно.   Может быть, государство, устанавливая нереальные цены на образование, таким способом добивается, чтобы не все подряд, а только избранные получили возможность стать  дипломированными специалистами? Но вот только кто сможет уплачивать 20, 30, 50 тысяч в год, не знаю, среди моих знакомых таких людей нет.

Алина, 19 лет:
— Я студентка АУЦА. Поступила  два года назад. Раньше  даже и предположить не могла, что буду учиться в таком престижном вузе. Сразу скажу, я не дочь высокопоставленных чиновников и бизнесменов,     отец мой водитель-дальнобойщик, мама — косметолог. Мы долго думали, куда поступить. АУЦА даже не рассматривали. Но мои родители в силу своих профессий общаются с разными людьми. Знакомые рассказывали им,  что, несмотря на то что средняя цена  в столичных вузах 30-40 тысяч в год, платить придется больше. Мои старшие товарищи тоже утверждали, что практически во всех вузах столицы процветает коррупция, при том  качество образования порой оставляет желать лучшего. Вот я и решила попытать счастья и поступить в     АУЦА. Знания мне позволяли это, хочу сказать, что они играют здесь ключевую роль. Да, обучение стоит дорого, но зато уверенно говорю, что коррупции здесь нет места. При поступлении  родители представили справку из ГАИ о наличии машины, документы на недвижимость из Госрегистра,  о доходах с места работы. Там досконально учитываются все материальные  возможности поступающего и, исходя из них, делается скидка, мое обучение стоит 1 800 долларов в год. Сумма для моей семьи огромная. Я вижу, как родителям тяжело, но, по их признанию, они сделали такой выбор, чтобы я училась, а не сачковала,  потому как  лентяев и прогульщиков там не держат, будь ты хоть ребенком олигарха.
Родители доверились мне, вложив все свои сбережения, теперь я должна оправдать это доверие и достойно учиться. Да, мне тяжело, бывает, сутками не сплю, чтобы подготовиться к занятиям, но, по моему мнению, это лучше, чем платить те же деньги, но при этом не иметь ничего в голове. Я не понимаю знакомых, которые оплачивают огромные контракты, а сами даже названий своих  факультетов выговорить не могут.
А вообще, хочется сказать, что сейчас очень тяжелое время и, даже получая столь  дорогостоящее образование, у меня нет стопроцентной  уверенности, что буду востребована как специалист. Иногда терзают сомнения, что за те же деньги могла поступить учиться за границей, заодно и мир посмотреть.

Эрмек, 20 лет:
— Три года назад поступил на бюджет медфака.  Вуз называть не буду, с детства  мечтал стать врачом, не скажу, что  ботаник, но и не лентяй, окончил школу с золотой медалью. Я  понимал, куда поступаю, и четко осознавал, что времени развлекаться  у меня не будет. Проучился год,  сначала было тяжело, но я старался, и в целом учиться мне нравилось. Однако многие вещи стали для меня шоком. Например, я слышал, что ребята, которые обучаются на контракте, получают зачеты при помощи взяток. Для меня это дико, не подумайте, я не строю из себя правильного. В современном обществе посредством взяток решаются многие вопросы, «разводятся» сессии, но ведь это медицина. Можно быть плохим экономистом, журналистом, но  здесь дело касается жизни людей, а при таком отношении можно стать не врачом, а  убийцей. Зачем поступать на хирурга, будучи лентяем? По опыту могу сказать, что даже не все зубрилки выдерживают тяжелую специфику медицинского образования. В общем, на втором курсе я сильно поссорился с преподавателем, она долго не хотела ставить зачет, а я был наслышан от ребят-контрактников, что она берет деньги.
Перед очередной пересдачей не спал всю ночь, выучил все, но она меня завалила. Язык — мой враг, я ей сильно нагрубил, после этого она сделала все, чтобы меня отчислили. У меня была сильная  депрессия, даже жить не хотелось. Сейчас я поступил на экономфак в тот же вуз, к учебе отношусь теперь, как многие: выучил — сдал, не сдал — заплатил деньги, вот и все.
У меня большая обида на свою родину, ведь я хотел посвятить жизнь спасению     соотечественников, а в итоге из-за  самолюбия нечестного педагога цель всей моей жизни перечеркнута. Можно, конечно,  поступить второй раз, но я сломался, появился страх, что такое вновь  повторится. А  я ведь мужчина, должен кормить семью и не могу быть вечным студентом.
Сейчас  помогаю отцу в его небольшом бизнесе, у папы нет образования вообще, но тем не менее он состоялся как мужчина. Именно этими словами успокаивали меня мама и сестры в период моего тяжелого состояния после отчисления. Я и вправду подумал, что у нас в стране образование вообще никому не нужно и не является  гарантом успешного будущего. У меня много знакомых, которые даже пишут с ошибками, но при этом имеют шикарные дома, машины и т. д. Несмотря ни на что, медицина навсегда останется для меня волнующей темой.
Не хочу никого обижать, но, если наше государство не изменит ситуацию в этой сфере, кто нас будет лечить? Если сейчас еще остались врачи старшего поколения, то что ждет нас  через 10-20 лет? Почему  для того, чтобы лечить людей,  нужно платить огромные деньги?  Лучше бы сделали обучение доступным в финансовом плане, но недоступным для бездельников, которые просто просиживают там штаны для того, чтобы их «крутые» родители с гордостью говорили, что их чадо станет  врачом. Поверьте, таких в вузах  много. Нужно  тщательно отбирать студентов, смотреть  не на их кошельки, а на знания и способности стать  хорошим доктором.

Анна САРАЖИТИНОВА.

 



(Next News) »



Добавить комментарий