Main Menu

«…Кто в сердце своем огня не гасил»

Еще несколько лет назад эта улица в Бишкеке называлась Кремлевской. Ее так и называют по старой памяти, хотя она  носит имя казахского поэта Абая. В канун визита  Нурсултана Назарбаева в редакцию "Слова" пришло примечательное письмо. Семья Гороховых пишет, что в свое время, еще учась в школе, мимолетом ознакомилась с творчеством Абая по  учебнику советской литературы, а вот сейчас, живя на улице, носящей его имя, заинтересовалась: чем же  был особенен поэт и человек, почему его имя осталось в истории? По удачному стечению обстоятельств в редакцию пришло письмо от Марьям Ашимовны ИРИСОВОЙ, преподавателя Президентской академии "Алтын шаты", которая поделилась мыслями о поэте.


Поэт-гуманист и просветитель. Философ и общественный деятель. Родоначальник и классик национальной профессиональной литературы. Один из образованнейших людей Востока XIX века, считавший высшим долгом  служение Родине и народу. Он знал цену братству и призывал народы к дружбе и взаимопониманию. Выступал против невежества и насилия. Боролся за просвещение и социальную справедливость. Его прогрессивные взгляды актуальны и поныне.

Чтоб человеком ты был
И вровень с веком ты был,
Ты пятерых побори
И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство —
Вот пять врагов твоих, знай.
А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд —
Доверься — не предадут.

Таково было кредо Абая, шедшего вровень с веком, порою опережая его.
Он был сыном крупного феодала, известного на всю степь султана и старейшины рода Кунанбая Ускенбаева. В памяти современников и  документах истории Кунанбай остался суровым, даже жестоким, но довольно справедливым правителем. Умный, хитрый, не лишенный дипломатических способностей, он умело ориентировался в делах между соплеменниками и царскими чиновниками. Даже иностранцы, незнакомые с бытом, нравом, психологией людей далёких знойных степей, общаясь, отмечали незаурядные качества этого человека. К нему "… из самых дальних аулов спешат за советом молодой и старый, богатый и бедный", — писал польский революционер Адольф Янушкевич, сосланный в Семипалатинский край.
Суров и требователен был Кунанбай и к своим детям. Довольно прогрессивный для своего времени феодал,  общаясь с высокопоставленным кругом государственных  чиновников,  понимал,  что  без образования невозможна карьера делового человека.
И десятилетнего Абая  отправили в медресе Семипалатинска. Одновременно мальчик посещал русскую приходскую школу. Семей — так казахи называли этот  город — был местом ссылки и центром культуры степного края. На общественных началах, при содействии ссыльных была открыта публичная библиотека, и Абай с  юности имел  возможность знакомиться с произведениями мировой классики. Будучи известным поэтом, автором сотни любимых народом стихов, Абай продолжал бывать в городе детства. Часами  работал в библиотеке, читал и переводил  любимые строки  Пушкина, Лермонтова, басни Крылова, знал работы В. Г. Белинского, произведения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. 
Общение с политическими ссыльными, среди которых были и литераторы, не могло не оказать определённого влияния на формирование мировоззрения поэта-гуманиста, демократа-просветителя:

Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век!
Лишь знанье — светоч сердец.

К проблемам просвещения в процессе общественной и творческой деятельности Абай обращался постоянно: "Пусты без мысли слова. И сам учись, и учи других". Образованными были и его сыновья, к большому горю отца покинувшие мир земной раньше него.
Старший сын окончил Михайловское артиллерийское училище в Петербурге и служил в звании поручика. Младший перенял творческий дар отца, был талантливым сочинителем, и лишь ранняя смерть помешала ему занять своё место в плеяде одарённых личностей.
Полного официального образования Абай так и не получил, о чём не переставал сожалеть. Стареющий Кунанбай, желая видеть сына своим преемником во главе рода, прервал его учёбу, а совершив хадж в Мекку, постепенно отошёл от общественно-политической деятельности. Однако он не учёл жизненных принципов и идеалов сына. Абай не стремился к власти, хотя некоторое время не расставался с наивным желанием быть волостным и навести справедливость во всех сферах феодально-родового общества,  открыть соотечественникам дорогу к просвещению и высокой культуре. Но прежде всего — помочь людям преодолеть нищету и унижение.
 

Во время майского визита Алмазбека Атамбаева в Астану президенты  договорились, что в Бишкеке будет воздвигнут памятник Абаю

Печальна и горестна жизнь
голодных бедняков!
Владелец тысячных отар,
верблюдов и быков,
Богатый бай, не будь скупцом,
убийцею не будь,
Хоть эту зиму прокорми детей
и стариков!

Выполняя поручения и просьбы отца, Абай воочию сталкивался с междоусобной родовой борьбой. "Вражда со всех сторон" не давала ему покоя, и поэт с болью говорил: "Разрознен мой родной  народ. Расколот. Разобщён".

Интеллигентный, грамотный, обладавший ораторским красноречием, он стремился примирить враждующие стороны и устранить возникшие конфликты. При этом требовал справедливого наказания виновных. Простые люди продолжают жить "…в унижении, в страхе", пока "спор ведут господа" и "друг друга преследуют, злобой дыша".
Абай наживал врагов и соперников: "Враг меня донять силится клеветой". Недоволен был и отец, старый Кунанбай. Назревал разрыв. Сын, его надежда и продолжение, словом и делом клеймил феодальную знать и беззаконие, творимое ею.

Всякий подлый, чванливый
и мелкий сброд
Изуродовал душу твою, народ.
Не надеюсь на исправленье жизни
твоей,
Коль судьбу свою в руки народ
не берёт…
Это был вызов поэта-демократа своему сословию — родовой верхушке. Назревал конфликт.

Никудышный правитель я,
Знают дети и старики.
Так зачем же я к власти шёл,
Силам собственным вопреки…

Нестерпимо больно и стыдно видеть распухшие от жира животы одних и от голода — других. Даже ему, знаменитому поэту и уважаемому в степях человеку, неподвластно было изменить ту жизнь. Быть честным государственным или родовым правителем невозможно в социально несправедливом обществе, в котором попирается человеческое достоинство, а честь является предметом купли-продажи. Зло иронизирует над собой Абай, в сущности, обличая механизм бюрократической машины.   "… Если скажет слово власть, я всегда соглашаюсь с ней", просьбы бедняка "…пропускаю мимо ушей", "перед сильным я молчу" и "…если кто и обижен мной, то последний в селе бедняк".
Если сильные позовут —
Оборачиваюсь на призыв.
Если слабые говорят —
Еле слушаю, вял, сонлив…

Так возникает сатирический, взятый из реальной действительности образ волостного вельможи. Мир взяток, доносов, лжи, насилия приносит поэту одни разочарования, и он понимает, что бессилен противостоять веками сложившемуся произволу. И никакие новаторские реформы не изменят общественный порядок. Презирая "невежество и тьму", великий просветитель-гуманист с горечью и болью скажет: "Как кляча, я устал".

О сердце, свой жар остуди,
На отдых пора нам с тобой.
Что вечно ты ищешь?
Найди желанный прохладный
покой.

Покой? Нет и нет! Сердце поэта не желает быть равнодушным и смиренным: "Мой советник, спаси меня, Слово мудрое изреки…".
И советники — сердце, разум, совесть — изрекли и спасли поэта. Он выбрал Слово. Оно пело и звенело, глумилось и смеялось, криком кричало, болью и стоном пронзая сердца и умы лучших и достойных граждан необъятной степи. Абай осознавал, что Словом сделает больше, скажет острее, злее, позовёт и поможет.

Стихи — его жизнь, честь, борьба,
любовь.
Он поэт.
… Весь напряжется, как тетива.
Воспрянет душа ото сна —
и вновь,
Дети всесильной мысли — Слова —
Плоть обретут и жаркую кровь.
Стянет потуже поэт свой стан,
Вдаль посмотрит — назад
и вперёд,
Каждое слово как талисман
К мысли заветной он подберёт.
Взглянет он зорче степного орла,
Струны раздумья в душе теребя.
Против невежества, против зла
Он обращает свой гнев, скорбя.

Лирика Абая пронизана мотивами свободолюбия, сострадания, гневного протеста против самоуправства и беззакония. Она освещена искренней любовью к родному краю, многострадальному народу, простому человеку, близким и любимым.

Есть песня пустая, есть песня —
друг:
Одна, всё фальшивая, терзает
слух,
Другая, как речь мудреца, звучит
И ввысь уносит усталый дух.
В шесть строф я вложил всего
сердца пыл,
Для чутких всю суть моих
слов открыл,
Тупиц озадачат они —
так что ж?
 Другим я пою, кто Абаю мил.
Смысл песен моих будет
ясен тем,
Кто в сердце своём огня не гасил.

Созидательная, творческая, просветительская деятельность поэта-демократа вела общество к прогрессу. В этом Абай видел назначение поэта и его "полезного труда". Его стихи и поныне распевает необъятная степь.

Я хочу писать о мире людей…
Мир удивителен!

Таким остался в памяти истории и народа великий сын степей и символ нации Абай.
 






Добавить комментарий