Main Menu

На страже прав человека — государство

В Кыргызстане завершилась Декада по оказанию бесплатной консультационно-правовой помощи населению. Ее организовали Министерство юстиции КР (МЮ) и Центр по координации гарантированной государством юридической помощи (ЦК ГГЮП) при МЮ.

Кыргызстанцы испытывают проблемы с доступом к юридическим услугам. Отсутствие в регионах адвокатов, юристов, невозможность граждан из-за финансовых трудностей обратиться к таким специалистам, порой просто правовая неграмотность, бюрократические препоны со стороны госорганов, их не умение работать с населением – все это приводит к тому, что люди годами не могут решить жизненно важные для них вопросы: раздел имущества, разводы, земельные тяжбы и многое другое. Из-за такого вакуума у простого человека порой складывается ощущение незащищенности, того что в стране не работают законы. Между тем, государство последние годы прилагает немало усилий, чтобы изменить ситуацию, обеспечить простых сограждан правовой помощью. для этого несколько лет назад приняли закон «О гарантированной государством юридической помощи» (ГГЮП), при Минюсте действуют ЦК ГГЮП, в регионах работают Центры бесплатной юридической помощи (ЦБЮП).

Действенную поддержку в этом направлении оказывает проект ПРООН и МИД Финляндии «К устойчивому доступу к правосудию для расширения правовых возможностей в КР».

Координатор проекта Айнура Алымбекова рассказала о сотрудничестве с Министерством юстиции КР в области правовой поддержки кыргызстанцев.

— Мы помогали МЮ в разработке действующего закона «О ГГЮП». Если до этого закон обеспечивал ГГЮП только по уголовным делам, то теперь включены гражданские и административные дела. Бесплатные адвокатские услуги не значат, что они низкого качества.

Во-первых, государство оплачивает работу юристов, а во-вторых, разработаны стандарты качества предоставляемых услуг. Адвокаты заключают соглашение с ЦК ГГЮП и действуют согласно стандартам. Если они не выполняются, специалист не получит оплату. Все спорные вопросы между гражданами и адвокатами передаются в Адвокатуру КР, и там их рассматривает комиссия по этике, — рассказала Айнура Алымбекова, — По действующему закону бесплатные юридические услуги оказываются двух видов: 1) первичная — или консультационно-правовая и 2) квалифицированная — или представительство в судах. На адвокатскую помощь в судебных разбирательствах могут рассчитывать лица, чей годовой доход не превышает 60-кратного размера минимальной заработной платы, ежегодно устанавливаемого законом о республиканском бюджете. Сейчас нашим проектом внесена норма в новый закон о ГГЮП, согласно которой жертвы семейного насилия также будут иметь право на бесплатную юридическую помощь. Таким образом, круг граждан, на которых распространяется возможность предоставления адвокатов в судебных процессах за счет государства, будет расширен. — Во время режимов ЧС и ЧП Центры МЮ по предоставлению бесплатной правовой помощи приостановили работу, — продолжила Айнура Алымбекова. — Между тем у населения возникало немало юридических проблем: это вопросы и семейного насилия, и незаконных увольнений, и невыплаты зарплат. Поэтому одной из форм работы во время пандемии стали юридические консультации на горячей линии МЧС — 112, ведутся они с 1 мая этого года, с 8 утра до 8 вечера каждый день, кроме воскресенья на трех языках: кыргызском, русском и английском.

Алия Калыбаева руководитель ОО "Новые решения", ведущая горячую линию юридических консультаций рассказала, что на линию обращались представители малого бизнеса, требовались консультации в области семейного права, звонили жертвы домашнего насилия. По мнению Алии Калыбаевой телефонные консультации зарекомендовали себя хорошо, поскольку человек мог получить быстрые и качественные консультации специалистов, людям советовали, в какие органы они могут обратиться с их проблемами, если имелась необходимость, давали информацию, как воспользоваться услугами адвокатов, действующих в рамках программы госгарантий.

— Режим ЧС и ЧП внес изменения в проведение декады по оказанию бесплатной консультационно-правовой помощи населению, — рассказал директор ГГЮП Акжол Калбеков. — Если в прошлые годы акция проводилась в местах массового пребывания людей: на базарах, рынках, в торговых центрах, то теперь из-за пандемии мы вынужденно изменили формат работы. Запустили электронную систему по обращению граждан за первичной юридической помощью. Это удобно для кыргызстанцев, они могут получить консультации, не выходя из дома или будучи даже за пределами страны. Так к нам поступали вопросы от наших сограждан из России, Казахстана, стран Европы. Чтобы отслеживать качество работы, после получения консультаций тем, кто к нам обращался на ватсап, приходит сообщение с просьбой оценить услугу. Таким образом, мы можем делать выводы и о том, что можно улучшить в работе. Также это дает нам возможность оперативно проводить анализ, какие юридические проблемы существуют в регионах.

— Совместно с проектом ПРООН мы разрабатываем автоматизированную информационную систему АИС ГГЮП, которую планируем запустить в следующем году, — поделился информацией директор ЦК ГГЮП, — она поможет координировать действия подразделений Министерства юстиции с МВД, судами, другими министерствами и ведомствами. Цель нововведения — повысить качество предоставления ГГЮП, сократить сроки ожидания и оформления документов.

ЦК ГГЮП начал свою деятельность всего пару лет назад в рамках судебно-правовой реформы. Система работы центра только складывается, перед ним стоит немало задач, например, привлекать к работе адвокатов. Сегодня в рамках ГГЮП работают 370 адвокатов и число их каждый год растет. Правда, по словам Акжола Калбекова, у центра небольшой штат: в каждой области трудится по одному сотруднику.

— Хотелось, чтобы в каждом районе республики у нас находился сотрудник, — сказал глава ЦК ГГЮП. — Ведь анализ показывает, что 50- 60% обращений на местах решаются на уровне консультаций. Если усилить юридическую службу в регионах, то снизится напряженность по многим вопросам. А люди смогут решать возникающие проблемы с помощью закона, что повысит и правовую грамотность населения. Система ГГЮП должна развиваться, люди должны знать, что государство — это не карательный орган, что оно стоит на страже прав каждого гражданина.

По предварительным данным, в ходе декады за бесплатной консультационно-правовой помощью в органы юстиции, включая государственных нотариусов, обратились свыше 4000 лиц. Подсчёт ещё продолжается. Членами Национальной сети НПО за развитие гарантированной государством юридической помощи оказана бесплатная правовая помощь 338 гражданам. «Автобус солидарности» выезжал в населенные пункты Чуйской и Ошской области. В Жайылском районе, обратилось 183 человек, в Кара-Кульджинском районе консультации получили 176 жителей.






Добавить комментарий