Main Menu

Будущее Кыргызстана: бай-манапский расклад или назад в СССР?

Кыргызстан снова стал эпицентром мирового внимания. Многие политические аналитики уже в который раз пытаются понять и объяснить феномен перманентных революций в нашей сравнительно небольшой, но весьма турбулентной стране.

На мой взгляд, наиболее глубокий и точный анализ происходящего в Кыргызстане дал в своём интервью писатель, публицист, социолог Сергей Переслегин. После неоднократных визитов в нашу страну и общения с её интеллектуальной и политической элитой он пришёл к весьма неутешительным выводам. Так, у него сложилось ощущение, что при каждой смене власти в стране происходит «день сурка»: одни и те же люди, те же лозунги, действия, а самое неутешительное, тот же результат — народ в очередной раз получает не того лидера, за которого боролся.

Основная причина, по его мнению, состоит в том, что менталитет, культура и образ жизни кыргызского этноса, несмотря на его уникальное древнее происхождение, всё ещё содержат в себе все признаки, элементы и характеристики архаичной фазы социального развития.

Для большей популяризации данного понятия приведу наиболее распространённое и обобщающее определение: архаичное общество — это общество, выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Социум организован по родовому принципу. Так строятся и социальная иерархия, и социальная солидарность, и социальные институты.

На этом этапе развития человеческого общества такой социальной конструкции, как государство, просто не существует. Кыргызстан, как квазигосударство, то есть искусственное, мнимое государство, образовалось только с приходом Советской власти. Последние 30 лет независимого существования Кыргызстана показали, что 70 лет развития в рамках СССР было явно недостаточно для преодоления цивилизационного барьера от архаичного общества к обществу индустриальному, в котором главным социальным институтом является государство.

Последние события — яркая иллюстрация к этому утверждению. То, что происходит сейчас в нашей стране, — это прогрессирующая социальная деградация.

На память приходит одна история из моего детства. Подростком, где-то в конце 1960-х, я как-то поинтересовалась у бабушки: а кыргызам жилось лучше до революции или при Советской власти? Обычно люди, а особенно старики, идеализируют прошлое. Разумеется, я ожидала услышать полные ностальгии воспоминания. И поэтому меня абсолютно шокировало, что прошлое кыргызов у неё ассоциировалось со сплошными набегами, грабежами, конфликтами между аилами и постоянными угрозами со стороны более сильных сородичей. По её мнению, при Советской власти жизнь кыргызов значительно улучшилась, упорядочилась и урегулировалась.

К сожалению, с коллапсом СССР в Кыргызстане постепенно реставрируется архаичность этнического самосознания. Приходится констатировать, что у поколения, которое сейчас у власти, а также у подавляющей части сельского населения кыргызского общества, сознание архаично. Этот доминирующий на данный момент сегмент общества объединяется и позиционирует себя по клановому признаку. Неважно, прав твой лидер или нет, — главное, это свой человек по крови, родству и происхождению. Такой вот первобытный архаичный принцип консолидации.

Однако в современном кыргызском обществе наблюдаются и позитивные тенденции. Всё громче и явственнее заявляет о себе новое поколение, так называемое поколение миллениума, то есть людей, родившихся и сформировавшихся уже в новом тысячелетии. Их нетрадиционной социализации способствовали интернет и практически неограниченный доступ к источникам мировой информации.

Это привело к тому, что наиболее креативная и дееспособная молодёжь страны активно включилась в процесс самообразования и развития независимого мышления. Другими словами, возник феномен модернизации сознания целого поколения. Именно это поколение стало движущей силой революционных преобразований в кыргызском обществе. Именно эта интеллектуально детерминированная молодёжь осознаёт острую необходимость реформации общества, социального прогресса и приведения культурных и ментальных норм в соответствие с современными тенденциями и канонами. Именно эти молодые люди являются ядром зарождающегося гражданского общества. Осознание ими ответственности перед обществом вовлекло их в волонтёрские движения, которые своими действиями продемонстрировали всей стране, насколько бездарна, бесполезна и бездейственна система власти в Кыргызстане.

В результате в кыргызском обществе актуализировался конфликт между авангардной урбанизированной молодёжью и носителями архаичного традиционного сознания. К сожалению, это противостояние неравных сил, поскольку новое поколение не владеет рычагами власти и не обладает опытом политической борьбы и консолидации.

Зато этими инструментами весьма успешно вооружены представители так называемой архаичной традиционной части кыргызского социума. Воспользовавшись результатами очередной кыргызской революции, они активно действуют по старым, архаичным лекалам. Их борьба за власть напоминает те же доисторические стычки, набеги и конфликты между аилами и родовыми кланами, о которых мне рассказывала бабушка.

Безысходность охватывает от игр новоявленных «бай-манапов» в анекдотическую «демократию», при которой они поочерёдно сажают или выпускают друг друга из тюрьмы, дерутся при делёжке портфелей и идут к власти по трупам молодых ребят. Смешно, жалко их убогих и стыдно за них — ведь именно по ним судят нашу страну.

Эти «новые бай-манапы» нисколько не озабочены настоящим и будущим Кыргызстана. Главные стимулы для них — это собственное благополучие и благосостояние их семей. А для этого необходимо любой ценой сесть на доходное место, которое обеспечит власть, деньги и удовлетворит их тщеславие. Вот уже которую неделю после очередной революции они, как всегда, озабочены своим главным делом — распределением должностей или выявлением коррупционеров в своих рядах по принципу «вор, держи вора!» А в стране тем временем продолжает свирепствовать эпидемия коронавируса и люди болеют и умирают. Многие семьи на грани голода из-за катастрофической безработицы. И без того слабая экономика страны на грани полного коллапса.

Для многих здравомыслящих граждан очевидно, что управлять государством и вести к процветанию свой народ наши «новые бай-манапы» не умеют и вряд ли когда-либо захотят или научатся. За 30 лет независимости они не только не сохранили экономику страны, но довели её до полной разрухи. Сколько мощных заводов, фабрик, комбинатов всё ещё лежат в руинах. Ни одно кыргызское правительство даже не предприняло попытки реанимировать какое-либо производство. Зато каждый из «новых бай-манапов» позаботился обзавестись собственным частным вузом, рынком, рестораном или, на худой конец, магазином.

Тем временем Кыргызстан всё больше напоминает заброшенную деревню, из которой бегут самые талантливые, самые дееспособные, самые инициативные и уверенные в своих силах люди. По самым скромным подсчётам, около миллиона работоспособных кыргызов уже покинуло страну в поисках лучшей жизни. Вдумайтесь в эти цифры, кыргызов всего-то чуть более пяти миллионов, из них четверть уже эмигрировала за пределы страны. А при каждом политическом и экономическом кризисе исход граждан из страны растёт в геометрической прогрессии. Если эта тенденция сохранится, то в скором будущем в стране останутся только старики и дети.

Надо иметь мужество и достоинство, чтобы честно признаться себе, что у нас нет государства, а то, что мы имеем, — это не государство, а жалкая пародия на него. Ещё несколько десятилетий существования во власти «новых бай-манапов», и Кыргызстан деградирует настолько, что разделится на несколько феодальных провинций.

Существует ли альтернатива этой безрадостной и безнадёжной перспективе?

На мой взгляд, единственный и наиболее приемлемый выход из текущей ситуации — это, при номинальности кыргызской государственности, стать частью сильного государства, а именно России. Фактически мы уже давно и прочно политически и экономически зависим от России. Только гипотетически представьте себе, что Россия выслала всех наших сограждан и перестала оказывать политическую и экономическую поддержку Кыргызстану? При практическом отсутствии национальной индустрии и слабости аграрного сектора страна попадёт в зависимость от других, более сильных государств. За примером ходить далеко не надо, в первую очередь это Китай, а затем Казахстан, Узбекистан и т. д.

Заранее предугадываю реакцию наших «бай-манапов» — они громче всех будут кричать о необходимости сохранить независимость и суверенность Кыргызстана. Их можно понять, ведь с вхождением в состав Российской Федерации будет ограничена их свобода и независимость в стремлении окончательно разграбить и разрушить нашу страну.

И поверьте, громче всех будут кричать те, кто больше всего приложил или планирует приложить руку к дальнейшему разграблению Кыргызстана. Они будут публично бить себя в грудь и называть себя великими патриотами. Они будут с пеной у рта говорить о ценности кыргызского суверенитета.

Им не приходит в голову, что настоящий государственный суверенитет начинается прежде всего с экономической независимости. Если в семье нет возможностей прокормить себя, то она разбредается по свету, чтобы найти пропитание. То, что в настоящее время и делают сотни тысяч кыргызов. Они не озабочены лозунгами о суверенитете Кыргызстана, как говорится, быть бы живу.

Тем более что все помнят, как мы обрели эту суверенность — нам просто объявили, что мы теперь сами по себе. Мы не боролись, как часть постсоветских стран, за независимость, мы были в числе тех, кто принял это как данность. Всем было тяжело, но некоторые постсоветские государства стремились и стремятся строить, а не разрушать.

К сожалению, единственное, что за 30 лет «независимости» очень хорошо научились делать кыргызы, — это совершать революции, которые, в конечном счёте, заканчиваются «бай-манапскими» разборками. Но это не может продолжаться бесконечно и, самое главное, безрезультатно. Надо принимать решение и искать выход из критической ситуации. Именно поэтому предлагается эта альтернатива.

Россия давно приютила и дала гражданство тысячам кыргызов и для многих всё ещё продолжает оставаться землёй вожделенной. Так не лучше ли стать частью этой великой державы, чем отдать на откуп и растерзание зарвавшимся кыргызским нуворишам нашу страну?! Я уверена, сотни тысяч наших сограждан, бывших инженеров, врачей, учителей, работающих в России продавцами, горничными, таксистами и живущих в далеко не самых комфортных условиях, вернутся на родину и воссоединятся с семьями, если с помощью России восстановится экономика страны.

Это общеизвестный факт, что до-бровольное вхождение кыргызского народа в состав Российской империи не только защитило его от внешней агрессии, но и способствовало сохранению кыргызского этноса. И никто, я думаю, не будет оспаривать преимущества развития Кыргызстана в рамках СССР.

Так, может быть, нам надо стать первой страной, которая будет инициатором восстановления нового Советского Союза, и на своём примере показать, что Россия, с учётом предыдущего опыта, может объединить и помочь многим постсоветским странам восстановить былое социальное благополучие, экономическое благосостояние и политическую стабильность?!

Давайте вынесем этот вопрос на всенародный референдум?! Пусть народ сам определит своё будущее!

Онола ДЕРБИШЕВА-МАКГИДИ, доктор философии, Новая Зеландия.






Добавить комментарий